Внеклассное мероприятие по психологии "Путешествие по школьной стране"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Способствовать благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников при переходе из детского дошкольного учреждения в школу.

Задачи игры:

  • Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности.
  • Сформировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей.

Данная игра проводится с первоклассниками в начале учебного года, в сентябре месяце. Дети еще только начинают привыкать к новым для них школьным условиям. В целях благоприятного прохождения адаптационного периода первоклассников в нашей школе проводится целый комплекс мероприятий, одно из которых описывается в данной работе.

В результате данной игры, дети учатся взаимодействовать друг с другом, совместно решать проблемные ситуации в коллективной деятельности.

В ходе игры детям, вместе с учителем предлагается совершить путешествие по станциям, где им необходимо выполнить определенные задания. Предполагается, что в ходе выполнения коллективных заданий у детей будет формироваться способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели.

Продолжительность игры - один час.

Возраст участников - семь, восемь лет (первые классы).

В качестве ведущих принимает участие пять взрослых. Педагоги первых классов также принимают участие, в качестве соведущих.

Подобный сценарий игры используется нами в конце четвертого класса под названием: “Путешествие в пятый класс”

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа. Задачи, решаемые на каждом этапе. Материалы, необходимые для проведения каждого этапа.
1. 5 мин. Организационный момент.

В назначенное время первые классы выстраиваются в актовом зале вместе с учителем.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и учителя. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по “Школьной стране”. Вы посетите такие станции, как “Волшебные слова”, “Танцевальная”, “Игровая”, “Художественная”, “Ученье - свет, а неученье -тьма”.

Для того, чтобы успешно пройти по всем станциям, вам нужен билет. Поэтому каждому классу вручается путеводный лист, где будут выставляться баллы за каждое успешно проведенное задание. От станции к станции необходимо продвигаться, взявшись дружно за руки. После успешного прохождения своего маршрута вы возвращаетесь в актовый зал.

Дать детям вводную информацию о предстоящей игре. Знакомство с правилами игры. Для данного этапа необходимо подготовить путеводный лист для каждого класса с описанием индивидуального маршрута.

Каждая станция находится в определенном классе, где все подготовлено для её проведения.

2. 10 минут. Станция:

“Ученье - свет, а неученье - тьма”.

Ведущий: “Здравствуйте дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на первой станции.

(дети рассаживаются за парты)

Ребята, как вы думаете, зачем людям надо учиться?(дети отвечают).

А какие слова приходят вам на ум, когда я говорю слово “школа”?

Сейчас мы поиграем с вами в игру: “Школьные правила”.

Если я показываю карточку со словом “Я” вы поднимаете руку, а если карточку со словом “МЫ” вы отвечаете хором.

  • Кто пришел сегодня в школу? (Я).
  • У кого голубые глаза? (Я).
  • У кого темные волосы? (Я).
  • У кого есть дома животное? (Я).
  • Кто ходил в зоопарк этим летом? (Я).
  • Кто любит кататься на машине? (Я).
  • Кто любит есть манную кашу? (Я).
  • Кто любит играть на компьютере? (Я).
  • Кто любит читать книги? (Я).
  • У вас хорошее настроение? (МЫ).
  • Вы пришли сегодня в школу? (МЫ).
  • Вы любите свою маму? (МЫ).

А теперь мы поиграем в игру, “Что можно положить в школьный портфель?”

  • “Если ты его наточишь,
    Нарисуешь все, что хочешь,
    Солнце, небо, горы, пляж,
    Что же это?” (карандаш)
  • “Если ей работу дашь,
    Зря трудился карандаш” (резинка)
  • “Отгадай, что за вещица:
    острый клювик, а не птица
    Этим клювиком она
    Сеет, сеет семена
    Не на поле, не на грядке -
    На листах твоей тетрадки”. (ручка)
  • “То я в клетку, то - в линейку
    Написать по ним сумей-ка!
    Можешь их нарисовать
    Что такое я?”(тетрадь)
  • “Без языка
    Без голоса
    А все расскажет.
    Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает” (книга).

Молодцы! Так как вы все загадки отгадали, ваш портфель уже полный.

А какие вы уже знаете школьные правила?

  • Учитель входит - надо встать, а если сесть позволит - сядь.
  • На уроках не болтай, как заморский попугай.
  • Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
  • Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
  • Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

В конце занятия, ведущий ставит оценку в путеводный лист.

Принятие детьми школьных правил.

Развитие мотивационной сферы.

Развитие психических качеств: наблюдательности и внимания.

Подготовить портфель, в который можно будет складывать необходимые предметы школьного инвентаря.

Две карточки со словами: “Я” и “МЫ”.

3. 10 минут. Станция: “Танцевальная”.

Играет музыка.

Ведущий: “Здравствуйте! На нашей станции вы можете поднять свое настроение и потанцевать. Сейчас мы проведем с вами разминку. Чтобы быть всегда здоровым, нужно чаще танцевать”.

Дети встают в круг. Ведущий показывает танцевальные движения, а дети повторяют их.

В конце занятия ведущий ставит оценку в путеводный лист.

Развитие стремления к совместной деятельности с одноклассникам, работа с эмоциональной сферой. Магнитофон, кассета с специально подобранной музыкой.
4.   Станция: “Волшебные слова”.

Ведущий:

Здравствуйте!

“Ты скажешь человеку
Здравствуй!
Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет”.

Когда люди говорят “Здравствуйте”, они не только приветствуют друг друга, но и ЖЕЛАЮТ ЗДОРОВЬЯ. Любая встреча начинается с приветствия.

А какие слова приветствия знаете вы?

(дети отвечают)

Ребята, а вы любите, когда вам говорят добрые, ласковые слова?

Развитие навыков планирования деятельности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей. Мягкая игрушка.
    Игра “Кричалка”.

Дети встают в круг держась за руки. Один учащийся выходит в центр и громко кричит:

“Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ”!

Все дети хором громко повторяют эту фразу, но по другому:

“ТЫ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ”!

Затем в центр выходит другой ученик и подобным образом произносит громко своё позитивное личностное качество:

“Я ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ”! и все остальные громко подтверждают:

“ТЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ” !

В круг выходят все желающие.

Скажи мишке добрые слова.

Дети по очереди называют его добрыми словами.

Ведущий:

“Слова “До свидания”, “Спасибо”, “Простите”,
Щедро дарите
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить”.

Детям ставится отметка за активность, которую они проявили в игре.

Развитие коммуникатив- ных навыков, культуры поведения, формирование эмпатии. Игры желательно проводить под музыку.
5. 10 минут. Станция: “Игровая”.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас поиграть в игры. В эти игры вы можете играть на переменках.

   
    Игра “Море настроений”.

Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три
Фигура (грусти радости, удивления, восхищения, печали) замри!

Игра “Атомы”.

Представьте себе, что мы все отдельные атомы. Атомы бродят по одному, им скучно, и им захотелось соединиться в молекулы (по 2, 3,4,5).

Игра “Гусли самогуды”.

Педагог читает текс, звучит ритмичная музыка, ученики выполняют движения:

“В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ -
Добрым молодцам наказ:
“Кто сумеет танцевать
Так как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять”,
Гусли-гусли самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы, вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Вот и музыка звучит,
А народ всё ждёт, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, ещё хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть…
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать..
Щёки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй ещё минутку.
Вновь народ стоит и ждёт:
Что нам музыка споёт?
Эй, помощник, выходи,
Общий танец закажи!

Учитель выбирает ученика для показа следующих движений.

Сформулировать стремление правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям, создать представление о том, что люди используют мимику, жесты, позы для обозначения своего отношения к обстоятельствам.  
    Игра “Кричалки- шепталки”.

Заготовлены три силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Красная ладонь- кричалка. Если её показывают, то можно бегать, кричать, прыгать Жёлтая ладонь- шепталка. Если показывают жёлтую ладонь,то нужно тихо передвигаться и шептаться. Синяя ладонь- молчалка. Если показывают её, то необходимо замереть на месте и не шевелиться.

Игра “Деревья в лесу”.

А теперь поиграем, вы любите превращаться. Сейчас мы будем деревьям, встаньте друг за другом.

“В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся.

Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны… Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются..

Ветер принёс дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.

Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут лёгкими, как будто ласково стучит дождик. Дождик стал стучать сильнее, а потом ещё чуть сильнее..И деревья стали жалеть друг друга: гладить, защищать от сильных ударов дождя.

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Данная игра регулирует поведение возбуждённых детей, успокаивает их. Развивается наблюдатель-ность, умение действовать по правилам.  
    Игра “Менялки”.

Дети стоят в кругу. По команде ведущего “Меняются те, у кого тёмные волосы, голубые глаза, кто любит мороженное, у кого есть часы, кто любит сказки и т.д.”

Данная игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникатив-ных навыков  
6. 10 минут. Станция: “Художников”.

Ведущий приветствует детей. Звучит легкая инструментальная музыка.

Детям дается задание всем вместе нарисовать волшебную поляну на большом листе ватмана. Каждый ребенок должен изобразить себя в качестве цветка, который растет на этой поляне.

Развитие творческого потенциала детей. Магнитофон, большой лист ватмана, маркеры и акварельные краски и кисточки.
7. 5 минут После прохождения станций по сигналу звонка, все три класса, собираются в актовом зале.

Вместе с ведущим, который проводит заключительный этап игры, выступают ведущие станций.

Они отмечают самый дружный класс, который лучше всех проявил себя при выполнении их задания. В это время подводятся общие итоги и подсчитываются баллы.

Отмечается класс, который наиболее успешно прошел путешествие по “Школьной стране”, и набрал максимальное количество баллов.

Каждому классу вручается благодарность за активное участие в данном путешествии.

Развитие рефлексии.  

При подведении итогов, ведущие станций стараются отметить каждый класс, называя их проявленные положительные качества, при решении проблемных задач, которые необходимо решать всем коллективом. Так же показываются работы, выполненные классами при посещении станции “Художников”. Эти плакаты затем вывешиваются в фойе школы.

Очень важно, чтобы ведущие станций строго придерживались времени. Эту игру мы проводим в нашей школе уже не первый год, и с переходом детей в другое школьное звено видоизменяем содержание, оставляя данную структуру. Детям такая форма проведения коллективных игр очень нравится.