Формирование самостоятельной читательской деятельности у младших школьников посредством курса "Литературное чтение" Л.А. Ефросининой в условиях модернизации образования

Разделы: Начальная школа


I. Условия возникновения опыта. Введение.

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Уметь читать в широком смысле этого слова- значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, -говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное”

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

  1. усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером.
  2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло
  3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)
  4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ. Вашему вниманию предлагается опыт работы по апробированию УМК по программе “Школа XXI века”.Особенно интересным показался курс литературного чтения Л. А. Ефросининой. Этот курс позволяет с первого класса заложить основы самостоятельной читательской деятельности у младших школьников.

II. Теоретическая база опыта.

Ведущая идея: свою работу строю на основе теории формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности Н.Н.Светловской.

Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности?

Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, то значит чтение-вид человеческого общения .Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели- это собеседники книги.

Традиционная русская методика различает в самом процессе чтения и в обучении чтению четыре основных качества: правильность ,беглость ,сознательность и выразительность. Такое вычленение основных качеств чтения касается только техники раскодирования языковых знаков и озвучивание текста читателем. Оно никак не отражает высшей цели чтения: познавать себя, то есть найти для себя в мире книг подходящих собеседников.

С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения- это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи.

Итак,1)мотив обращения к книгам, желание читать с одной стороны, и 2)конкретные ЗУН, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом, с другой- это обязательное условие для формирования личностного свойства- читательская самостоятельность- что составляет сущность того, чему нужно учить детей и что должно стать целью работы при обучении детей чтению.

Важнейшие компоненты системы понятий науки о читателе таковы:

  • книга-собеседник
  • метод: чтение-рассматривание
  • цель чтения-общения: искать и найти что-то или кого-то, чтобы “вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт, найти себя”
  • учебная цель обучения чтению – формирование квалифицированного читателя
  • квалифицированный читатель – это ребёнок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть, умеет, привык видеть в любой книге собеседника
  • знание книг

Основной принцип обучения чтению – обучаясь читать, дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности.

Итак, читательская деятельность-это мотивированное раскодирование чужой печатной речи с целью её понимания. Она, читательская деятельность, характеризуется тремя группами основных качеств:

  1. техника чтения(правильность, беглость, осознанность, выразительность);
  2. уровень самостоятельности;
  3. читательский кругозор.

III. Литературное чтение в начальной школе.

Предложенная Л.А.Ефросининой стратегия становления читателя-ребёнка в начальных классах продуктивна и отвечает задачам современного развивающего обучения.

3.1. Главная цель курса “Литературное чтение” – это литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка-читателя:

  • обеспечение полноценного восприятия произведения, понимания учащимися текста и специфики его литературной формы(жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
  • работа над навыком чтения;
  • формирование литературоведческих представлений и понятий, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
  • включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развитие речи;
  • расширение круга чтения младших школьников

3.2. Особенности курса “Литературное чтение”:

  • уроки литературного слушания в первом классе
  • использование технологии моделирования
  • “нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения
  • использование схем, таблиц, кроссвордов
  • разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении
  • осуществление самоконтроля и самооценки

3.3. При реализации программы курса “Литературное чтение” Л.А.Ефросининой определила этапы формирования самостоятельной читательской деятельности.

Этапы различаются: целями обучения, задачами, структурой урока, методикой обучения, учебным материалом, требованиями к ЗУН.

Первый этап – подготовительный (1 класс)

Цель: обучение восприятию литературного произведения

Задачи:

  1. обогатить читательский опыт детей;
  2. отрабатывать специальные читательские умения;
  3. развивать речь учащихся;
  4. развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания.

Основной метод: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, составление схематических планов.

Второй этап – начальный (2 класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений.

Задачи:

  1. формировать правильное, осознанное, плавное чтение;
  2. развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
  3. воспитывать нравственно-этические основы;
  4. совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста;
  5. отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

Основная формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок слушания, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап – основной (3 класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

  1. обеспечить полноценное восприятие произведения;
  2. выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;
  3. совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;
  4. включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;
  5. формировать литературоведческие представления;
  6. расширять круг чтения, формировать читательские умения.

Четвёртый этап – заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

3.4. Специфика уроков литературного слушания.

Первоклассник обычно имеет достаточно большой опыт общения с литературой и книгой. Посредником этого опыта являются взрослые ,которые много читают дошкольникам. Не ослабевает интерес ребёнка к восприятию художественной литературы и с приходом в школу. Вместе с тем систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые школьные годы нарушается: резко сокращается чтение взрослого ребёнку, так как изменяется позиция родителей к совместной читательской деятельности с детьми .Авторы комплекта видят выход в проведении специальных уроков слушания. Специфика уроков слушания прежде всего в том, что приоритетной целью таких уроков является обучение восприятию литературного текста.. Для первоклассника, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопление читательского опыта, развитие речи, воображения. Кроме этого, такое общение с книгой становится первой серьёзной школой нравственности и культуры.

Исходя из указанной главной цели уроков слушания выделяются конкретные дидактические задачи:

  1. Развитие способности эмоционально откликаться на события ,описанные автором произведения, воспитание чувства сопричастности и эмпатии (сопереживания)
  2. Формирование понимания темы ,основной идеи произведения, его структуры и языковых средств
  3. Развитие ориентировки в некоторых жанрах литературы: сказка, стихотворение, рассказ.

Уроки литературного слушания эффективно использовались и для формирования читательской деятельности. На этих уроках формировались читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в “строении” книги (переплёт, обложка, иллюстрации, оглавление),развитие навыков работы в библиотеке.

Необходимым условием является использование детской книги для работы на уроке. И обязательным этапом на уроке было рассматривание книги.

Для формирования специальных читательских умений предлагается метод наглядного моделирования через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, а также составления схематических планов(план-схема).

С первых уроков слушания совместно с детьми выбираются заместители, которые помогают ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения.

Жанры обозначаются фигурами (например, сказка-круг, рассказ- прямоугольник ), темы чтения замещаются цветом ( например, о Родине- красным, о детях- жёлтым)

Предлагаю следующие упражнения с моделями:

  • сравнение разных моделей,
  • подбор произведений к моделям,
  • выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению,
  • подбор произведений по темам в соответствии с моделью,
  • заполнение модели обложки.

Упражнения с книгами:

  • при рассматривании книги добивалась, чтобы правильно называли её(фамилия автора, заглавие),разделить на группы по теме, по жанру, по автору, какая книга лишняя на выставке и почему? И т.д.

3.5.Работа по формированию типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности была продолжена на уроках литературного чтения во 2-4 классах.

Авторами курса удачно решён вопрос преемственности, т.е.на следующих этапах (2-4 классы) продолжается та работа, что была начата в первом классе.

Особенности уроков литературного чтения.

Во втором классе учащиеся начинают учиться работать с учебной книгой-учебником “Литературное чтение” (Л.А.Ефросинина).Учебник состоит из двух частей. В каждую входит несколько разделов. Первая часть построена по тематическому принципу, а вторая часть - по жанрово- тематическому. Для чтения используются разножанровые произведения, разные по объёму; и художественные, и научно-популярные , и научно-познавательные. Это позволяет учитывать возрастные особенности, развивать интерес и к фольклору, и к классической литературе; осуществлять учёт разного уровня читательских умений и разный навык чтения. Задания в рабочей тетради позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся (например, есть задания под звёздочкой- для хорошо читающих учеников). В учебнике выделен ряд рубрик:

  1. “Послушай” – произведения для слушания.
  2. “Обрати внимание”-цель этой рубрики кратко, в доступной форме раскрыть литературоведческие понятия.(Например, что такое пословица? Пословица- произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость.)
  3. “Подсказка” – здесь объясняются непонятные слова, выражения, т.е.проводиться словарная работа. Даются советы по выразительности чтения, предлагаются библиографические сведения об авторе или информация о произведении.
  4. “Вспомни” – помогает вспомнить то, что учащиеся изучали раньше.
  5. “Книжная полка”– ориентирует на самостоятельное чтение по заданной теме.
  6. “Проверь себя” – включает контрольно-проверочные задания: творческого и обобщающего характера.

В УМК входят рабочие тетради по литературному чтению. Они учат работать самостоятельно. Задания подобраны таким образом ,что учащимся легко осознать произведение, понять художественное слово. Виды работ разнообразные- выписать, выбрать, сравнить, объяснить, нарисовать, отгадать.

Разноуровневые задания в тетради дают учителю возможность для дифференцированного подхода.(Например, задания типа “Рассыпалась загадка” лучше предложить для хорошо читающих детей.) Имеется много творческих заданий – “Проба пера”.

Важное значение для развитие речи, обогащения словаря имели задания – “как можно сказать по-другому”, “объясни значение слова”. Очень нравилось детям отгадывать кроссворды, которых много в тетради. Такая работа с кроссвордами развивала самостоятельность, одновременно дети овладевали просмотровым чтением. В конце каждой темы в тетради предлагалась контрольная работа тестового характера “Проверь себя”.От класса к классу идёт усложнение учебного материала, расширяется круг чтения по основным разделам чтения. Например, в каждом классе учащиеся знакомятся с произведениями фольклора. Если в 1 -2 классах дети знакомятся с малыми жанрами фольклора и сказками, в 3 классе в круг чтения дополнительно входят литературные сказки, сказки с загадками, изучаются типы загадок и их особенности, былины, то в 4 классе в круг чтения добавляются сказы, легенды, библейские предания.

IV.Результаты работы .

Курс “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой, позволяет добиться высоких результатов в литературном развитии школьников по следующим критериям:

  1. уровень начитанности, круг чтения школьника
  2. уровень сформированности интереса к читательской деятельности
  3. уровень сформированности специальных читательских умений.

На основе указанных критериев определила уровни читательской самостоятельности младших школьников на выпуске из начальной школы.

  • высокий уровень – сформирован устойчивый интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 110 слов в минуту, самостоятельная подготовка к выразительному чтению, восприятие произведения на уровне “идеи”,широкий читательский кругозор, программа усвоена полностью.
  • выше среднего – устойчивый познавательный интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 100 слов в минуту, восприятие произведения на уровне “героя”,читательский кругозор недостаточно широк, программа усвоена частично.
  • средний – интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив, техника чтения вслух более 90 слов в минуту ,восприятие произведения на уровне “героя”,читательский кругозор недостаточно широк, программа усвоена частично.
  • низкий – нет интереса к чтению книг, читает по необходимости, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, констатирующий уровень восприятия, ограниченный читательский кругозор, программа усвоена частично.

Итак, высокий уровень читательской самостоятельности имеют- 41%, уровень выше среднего- 53%, средний- 6%, детей с низким уровнем в классе не обнаружено.

Вывод: результаты диагностик показывают, что курс “Литературное чтение” Л.А.Ефросининой, способствует эффективному формированию типа правильной самостоятельной читательской деятельности, формирует устойчивую потребность в чтении книг. Обучение по данной программе и учебно-методическому комплекту по литературному чтению обеспечивает выпускнику начальной школы достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе.(В 5 классе учащиеся показали следующие результаты: уровень обученности-100 %,качество знаиий-70,5%.В частности, по литературе: на “5”-9 учащихся,52,9%;на “4”-5 учащихся, 29,4%; на “3”-3 учащихся.