Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи

Разделы: Русский язык


Тип урока: интегрированный, работа с опорной картой.

Цели:

  • Образовательная: закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "живопись". Повторить правила, связанные с причастными и деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка
  • Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность при работе с планом-картой. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Дидактическое обеспечение:

1. Компьютер с колонками.

2. Презентация к уроку в программе PowerPoint.

2. Опорные конспекты для каждого ученика.

3. Записи на CD шума моря, песни на стихи М.Цветаевой "Кто создан из камня…" в исполнении Киры Малыгиной и в исполнении Маши Макаровой.

4. Портрет Марины Цветаевой, стихотворение "Кто создан из камня…"М. Цветаевой.

5. Портрет Максимилиана Волошина, стихотворение "Равнина вод колышется широко".

6. Репродукции картин И. Айвазовского "Море. Коктебель", "Девятый вал".

7. Опорные схемы с правилами постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Урок сопровождает презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение №1)

Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся по волнам знаний в морское путешествие, и помогут нам с вами в этом опорные конспекты, которые будут нашими кораблями.

Опорные конспекты раздаются каждому ученику до начала урока (Приложение 2)

Приложение 3.

Слайд №2 Море. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите в своих конспектах, каким вы представляете море.

(Учащиеся работают самостоятельно, параллельно слушая шум моря)

Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову "море" (учащиеся зачитывают)

Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море Максим Горький (текст из опорного конспекта) Слайд №3

Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.

Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?

Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.

Вопросы:

  1. Какой из данных текстов богаче?
  2. В каком тексте море представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
  3. Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
  4. За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)

Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).

Сделайте предположения о том, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Сформулируйте тему. Давайте запишем тему в опорных конспектах: "Обособленные второстепенные члены предложения"

Учитель: Обособленных членов предложения очень много, они делятся на группы, Но сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сообщении.

Запишите, чем могут быть выражены обособленные определения и обособленные обстоятельства. (Причастными и деепричастными оборотами)

Сегодня мы с вами будем говорить именно о причастных и деепричастных оборотах. Но вы о них уже многое знаете. Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока? (вспомнить и повторить то, что знали о причастиях и деепричастиях из предыдущих классов, в каких случаях обособляются, как и для чего употребляются в речи и т.д.)

Давайте же вспомним, опираясь на схемы на слайдах № 4-5, что такое причастие и деепричастие, их значение, вопросы, на которые они отвечают, что такое причастный оборот, деепричастный оборот, когда они обособляются, когда нет.

Учащиеся устно работают по схемам, которые постепенно вывешиваются учителем на доску.

II. Анализ стихотворения М.Цветаевой "Кто создан из камня"

Учитель: Наше морское путешествие продолжается, вы уже сказали, что определение, выраженные причастным оборотом, подчеркивается волнистой линией, ассоциативно напоминает нам морскую волну. Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой. Назовите однокоренные слова слову “море” (мореплаватель, морепродукт, моряк, маринист и даже имя – Марина, которое имеет значение “морская”.) Одна из самых известных Марин – это поэтесса серебряного века – Цветаева. Она очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например стихотворение "Кто создан из камня".

(Выразительное чтение учителем или учеником отрывка из стихотворения, которое размещено у учащихся в планах – картах) Слайд №6

Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины, (1)
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье
Меня - видишь кудри беспутные(2) эти?
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
23 мая 1920 г.

Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!

Один из учащихся работает у доски, остальные в опорных конспектах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому. Схему разбора предложения можно найти на стр. 258 учебника 8 класса по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.

Учитель. Какой знак препинания в этом предложении поставлен не по правилам? (Тире) Тире – любимейший знак поэтессы. Обратите внимание, что это тире в стихотворении не единственное.

Какую функцию может выполнять этот знак препинания в стихотворении? (эффект набегающих волн)

Обратите также внимание на стилистический прием в первой строке и выполните тестовое задание №1 в опорном конспекте. Слайд № 7

Тестовое задание №1.

Укажите, какой из стилистических приемов выделен в первом предложении.

1) Анафора

2) Параллелизм

3) Рефрен

Найдите примеры использования параллелизма в этом стихотворении. (Мне дело – измена, мне имя – Марина; Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети).

- Какова роль данного приема в этом стихотворении? (эффект набегающей волны).

- Цветаева себя ассоциирует с морской волной. Докажите. Найдите примеры олицетворения. Какие слова могут раскрыть черты характера самой поэтессы? (“серебрюсь и сверкаю”, “своеволье”, “кудри беспутные” и т.д.)

- Выполните тестовое задание № 2 к стихотворению.

Тестовое задание №2

Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (2)?

1) метафора

2) эпитет

3) градация

- Волна – нечто легкое, непокорное, неподдающееся логике. Таков был и характер самой поэтессы. Ее стихи удивительно музыкальны, поэтому многие были положены на музыку. Данное стихотворение не стало исключением. Прослушайте и сравните 2 музыкальных интерпретации этого поэтического текста в исполнении Киры Малыгиной и Маши Макаровой. (Прослушивается по 1 куплету каждой исполнительницы.) Один и тот же текст, а море в этих песнях разное. Поделитесь своими впечатлениями. ( В песне, исполненной Кирой Малыгиной, море легкое, игривое, а Маша Макарова создает образ тяжеловесных, тягучих, тяжелых, непокорных волн.) (Песня в исполнении Киры Малыгиной – Приложение №3)

- Как вы думаете, какое исполнение понравилось бы больше самой Марине Цветаевой и почему? (учащиеся высказывают свои предположения)

III. Работа со стихотворением М.Волошина "Равнина вод колышется широко"

Учитель. Марина Цветаева любила отдыхать в Крыму в местечке Коктебель у своего друга, поэта Максимилиана Волошина. Он любил море, любил Коктебель. (Слайд №8) Поэт посвятил немало стихотворений Коктебелю, морю. Отрывок из стихотворения "Равнина вод колышется широко…" передает нам восприятие моря поэтом. Выразительно прочитайте стихотворение.

Максимилиан Волошин

Р…внина вод колыш….тся широко (1)
Обведена серебря….ой каймой*.
Мутится мыс* (2) зубчатою стеной(3)
Ступив на зыбь* (4) расплавле….ого тока.

Тума…ый день раскрыл златое око(5)
И бледный луч (6) расплеска…ый волной(7)
Скользит(8) дробясь (9)над мутной глубиной, -
То колос дня от пажитей* востока…
1907 г.

Наверное, не все слова вам понятны, давайте разберемся со значением некоторых слов. Выполните задание №1 к данному стихотворению. (Слайд №9)

Задание №1.

Укажите лексическое значение слов:

  • Кайма –
  • Мыс –
  • Зыбь –
  • Пажить -

Кайма – отличающаяся по цвету полоса на краю ткани.

Скажите, в прямом или переносном значении употреблено данное слово в стихотворении? (Это метафора.)

Мыс – часть суши, выдающаяся острым углом в море.

Зыбь – легкая рябь на воде

Пажить - пастбище, на котором пасется скот. В стихотворении море – это огромный луг, а луч – это колос.

- В стихотворении пропущены орфограммы, вставьте их самостоятельно и графически объясните (Слайд № 10-11)

Когда учащиеся заканчивают работу с орфограммами, предлагается проверить написание у соседа, обменявшись планами – картами, потом проверить написанное на слайде

- В стихотворении пропущены запятые. Выполните задание № 2.

Задание №2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1) 1,2,5,6,7,8,9

2) 1,2,4,5,6,7,8

3) 1,3,5,6,7,8

Учащиеся расставляют в своих опорных конспектах знаки препинания, один из учеников работает у доски. После учащиеся объясняют, в каких случаях и почему они выделяют причастные и деепричастные обороты.

- Объясним, что выделено. Найдите обособленные члены предложения, каким схемам они соответствуют? От каких слов зависят? Как подчеркиваются? Какое значение имеют? Какую дополнительную информацию несут?

Выполните задание №3 (Слайд № 12)

Задание №3.

Посчитайте, сколько словосочетаний со связью согласование во втором четверостишии. (Обращается внимание учащихся на то, что зависимыми словами в словосочетаниях со связью слов согласование выступают прилагательные и причастия, которые обрисовывают, описывают предмет, делают картинку более красочной, яркой, выразительной.) Какая картина моря вырисовывается?

- Есть ли в стихотворении примеры слов высокого стиля? Выпишите их в свои опорные конспекты в задание №4 (высоко, ступив, златое, око и т.д.). Почему Максимилиан Волошин в свое стихотворение вводит слова высокого стиля? (показать величие моря.)

IV. Работа по картине И.Айвазовского "Девятый вал"

(Слайд №13) Мы увидели, что поэт рисует словами, создает с помощью выразительных средств, интонаций, синтаксических конструкций, высокой лексики образ величественного моря (Море – это расплавленный луг, луч – колос, а мыс наступил на море), а художник рисует красками. Может ли репродукция картины Айвазовского “Море. Коктебель” проиллюстрировать это стихотворение? Какие схожие мотивы вы можете найти?

И.К.Айвазовский "Море. Коктебель"1853 г.

Учитель. (Слайд №14) Море бывает разное: игривое, спокойное, романтичное, величественное и бушующее, своенравное, угрожающее, как на картине И. Айвазовского "Девятый вал". Прочитайте текст об этой картине, размещенный в планах – картах. Попробуйте осложнить данный текст причастными и деепричастными оборотами, вписав их на месте пропусков. Все ли причастные обороты в тексте будут обособленными?

На картине Айвазовского изображено раннее утро после………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,…………………………………., и людей,……………………… Зритель,…………………..,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,……………………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки.

(Учащиеся работают самостоятельно; далее зачитываются 2-3 варианта полученных текстов.)

И.К.Айвазовский "Девятый вал" 1850 г.

V. Подведение итогов, рефлексия

Вопросы:

  1. Что изменилось в вашем тексте, когда вы его осложнили?
  2. Какую новую информацию вы узнали из текста, когда осложнили его?
  3. Какую роль сыграли обособленные причастные и деепричастные обороты в тексте? (добавочная информация)

VI. Объяснение домашнего задания

Учитель. (Слайд № 15) Наше морское путешествие подходит к концу, дальше вам предстоит плыть самим. Вашим домашним заданием будет продолжение истории, изображенной на картине И.Айвазовского "Девятый вал". На обратной стороне плана-карты запишите свою историю, состоящую из 10-12 предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами.

В конце урока звучит шум моря, выставляются оценки.