Урок-тренинг "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание в дело

Аристотель.

Цели:

  • повторение и систематизация знаний по теме: “Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические операции в позиционных системах счисления”;
  • формирование навыка решения типовых задач по данной теме;
  • расширение кругозора учащихся.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы отправляемся в путь к познанию, мы вместе с вами будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться ни раз, но не бойтесь ошибиться. “Весь путь человеческого познания - это серия ошибок, причем все меньших и меньших”. Не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает!

Учитель оглашает и комментирует эпиграф урока, знакомит учащихся с целями и ходом урока.

II. Разминка “Сформулируй правильно!”(Работа в парах.)

Для каждой пары раздаются два вида карт (разного цвета), на одних картах помещены термины, на других - определения. Необходимо найти соответствие между терминами и определениями (следует указать пары соответствующих номеров карт). На чистом листе бумаги учащиеся записывают номер карточки первого вида и номер карточки второго вида (5 минут).

Карточки первого вида

  1. Система счисления
  2. Системы счисления
  3. Позиционная система счисления
  4. Римская система счисления
  5. Десятичная система счисления
  6. Основание системы счисления
  7. Алфавит цифр и основание

 Карточки второго вида

  1. является непозиционной
  2. является позиционной
  3. имеет каждая позиционная система
  4. в ней количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
  5. делятся на 2 группы: позиционные и непозиционные
  6. знаки, используемые для записи чисел
  7. двоичная, десятичная, римская, вавилонская
  8. равно количеству цифр (знаков в ее алфавите)
  9. наиболее распространена
  10. это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита

Ответ:

1-10
2-5
3-4
4-1
5-2
6-8
7-3

III. “Калейдоскоп” (Фронтальный опрос)

  1. Укажите, какие числа записаны с ошибками, ответ объясните:
    1237 , 30054 , 12ААС0920 , 134767.
  2. Какое число следует за каждым из данных :
    1010 6778 AF16
  3. Было 11 яблок. После того как каждое из них разрезали пополам, стало110 половинок. В какой системе счисления вели счет?

IV. “Вихрь задач”

На каждом столе- лист с текстами задач, задачи с нечетными номерами разбираются на доске, задачи с четными номерами предлагаются для самостоятельного решения на отдельных листах, которые потом сдаются учителю на проверку.

1. Назовите основание и алфавит 5-ричной системы счисления.

2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа:10, 21, 201,1201 ?

3. Какие числа записаны с помощью римских цифр:

МММD, IV, XIX, MCMXCIVII ?.

4. Запишите год, месяц, и число своего рождения с помощью римских цифр.

5. В старину на Руси широко применялась система счисления, отдаленно напоминающая римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей. Для записи чисел употреблялись следующие знаки:

Звезда – тысяча рублей
Колесо – сто рублей
Квадрат – десять рублей
Х – один рубль
IIIIIIIIII – десять копеек
I – одна копейка

Запишите с помощью старинной русской системы счисления 3752 рубля 23 копейки.

6. Какая сумма записана с помощью старинной русской системы счисления:

ХХХ IIIIIIIIII II ?

7. Придумайте свою непозиционную систему счисления и запишите в ней числа : 45, 769, 1001.

8. Запишите в развернутом виде числа: А10= 125,34 А8= 341, 51

V. “Я – Сам ! ”

Самостоятельная работа.

Переведите десятичные числа 645, 383 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и заполните таблицу:

  Десятичные шестнадцатичные восьмеричные двоичные
а 645      
в 385      
а+в        
а - в        

VI. Итоги урока:

Вручение медалей “Умник” и “Умница” учащимся, получившим наибольшее количество баллов за урок.

Надпись на медалях (зачитывается вслух):

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Литература.

  1. Информатика. Приложение к газете “Первое сентября” №8, 1999г.
  2. Информатика. Задачник – практикум в 2т. / Под. ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.- М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2004г.
  3. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова- М.: Лаборатория базовых знаний, 2002г.
  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином Лаборатория знаний, 2002г.