Открытый урок по экономике "Спрос и величина спроса", 8-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 8


Цель: формирование знаний об экономическом понятии “спрос” и определяющих его факторов.

ЗУН:

  • необходимо знать, что такое “спрос” и “величина спроса”, ценовые и неценовые факторы спроса;
  • необходимо уметь строить графики спроса;
  • необходимо научиться определять значение закона спроса для потребителя.

ОУУН:

  • восприятие и осмысливание знаний в готовом виде;
  • умение делать сравнения;
  • умение ставить нужные вопросы.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. – (1 мин.)

Презентация

(Учитель обращает внимание на осанку учащихся).

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. – (1 мин.)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с экономическим понятием “спрос” и с факторами, которые его определяют.

- Познакомимся с важными понятиями для экономической теории – это

“спрос”,

“величина спроса”,

“закон спроса”,

“неценовые факторы спроса”,

“взаимозаменяемые” товары,

“взаимодополняемые” товары.

(СЛОВА НА СЛАЙДЕ))

- Научимся строить график спроса и учитывать изменения спроса на графике.

(Откройте учебник, параграф № 9. Приготовьте рабочую тетрадь).

3. СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА. – (5 мин.)

- Изучая экономику в 5,6,7 классе вы уже знакомились с понятием “спрос”. Что же это такое? Как вы его понимаете? (Количество товара, которые покупатели захотят приобрести при разных ценах).

- Чем спрос отличается от простого интереса к товару? (Тем, что спрос требует финансового обеспечения).

- Откройте учебник и прочитайте определение спроса (Спрос – это сложившаяся в определённый период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже).

- Какой, главный признак спроса мы можем выделить? (Спрос зависит от цены).

- Какое экономическое понятие в этом определении вам неизвестно? (Величина спроса).

- Чем же величина спроса отличается от спроса мы сейчас с вами узнаем с помощью практического примера из жизни учащихся 8а класса.

Практический пример про булочки.

Ф.И.О. Количество денег Цена 1 булочки
2 руб. 5 руб. 10 руб.
Элла 30 руб. 15 6 3
Юна 20 руб. 10 4 2
Коля 10 руб. 5 2 1

- Сколько булочек сможет купить Элла по цене 2 руб., 5 руб, 10 руб., Юна, Коля?

- От чего зависит их спрос на булочки?

- Чем же отличается спрос и величина спроса?

- Прочитайте определение величины спроса в учебнике. Выделите главный признак (Определённый уровень цен).

- С помощью этого примера мы смогли показать зависимость величин спроса на булочки от цен на них.

РАБОТА В ПАРАХ. – (1 мин.)

- А теперь, повернувшись, друг к другу ответьте ещё раз, чем “величина спроса” отличается от “спроса”?

4. ЗАКОН СПРОСА. (2 мин.)

- С помощью примера про булочки, мы можем вывести и закон спроса.

- Какую закономерность вы увидели с помощью нашего примера?

“Чем выше цена, тем меньше величина спроса и чем ниже цена, тем больше величина спроса”.

РАБОТА В ПАРАХ. – (1 мин.)

(Учащиеся ещё раз проговаривают этот закон в парах).

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т.

(РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ НА СЛАЙДЕ). – 1 мин.

5. ГРАФИК СПРОСА. – (5 мин.)

- Спрос можно выразить с помощью графика.

- Что показывают точки на кривой спроса? (Величину спроса).

- Что показывает вся кривая спроса? (Спрос на различные товары при разных ценах).

Построение графиков величины спроса на булочки 8-а класса.

- Сейчас, я предлагаю построить графики своего спроса учащимся Элле, Юнее и Коле.

- У кого из ребят самый большой спрос на булочки? самый маленький?

- От чего зависит спрос Эллы, Юны и Коли? (От цены).

- Что происходит с кривой спроса, если спрос увеличивается? уменьшается? (Работа по таблицам на парте).

- На изменение спроса влияет не только цена, существуют ещё и неценовые факторы изменения спроса.

6. РАБОТА ПО ГРУППАМ. – (3 мин.)

Вид изменения спроса. График изменения спроса. Неценовые факторы изменения спроса.
1. Увеличение спроса (сдвиг кривой спроса вправо).

  1. Новая информация о полезности или вредности блага.

2. Повышение или понижение уровня жизни.

3. Увеличение или уменьшение дохода.

4. Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

5. Число покупателей на рынке.

6. Ожидание будущего изменения цен и доходов.

2. Уменьшение спроса

(сдвиг кривой спроса влево).

 

- Почему факторы, которые перечислены в третьей колонке, называются неценовыми?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т. –

(2 мин.)

- Я сейчас буду приводить примеры изменений спроса, если спрос увеличивается и кривая спроса должна сдвинуться вправо, вы опускаете голову на правое плечо и наоборот.

  1. Вошли в моду новые резиновые сапоги красного цвета (вправо).
  2. Ребята в возрасте 10-12 лет перестали читать журнал “Мурзилка” (влево).
  3. Айгуль понравились блестящие заколки и она стала покупать их больше (вправо).
  4. Антиш Саша разлюбил чипсы и перестал их покупать (влево).
  5. Вадим каждый день покупает новую жевательную резинку (вправо).
  6. Джинсы зелёного цвета вошли в моду (вправо).
  7. Учащиеся 8а класса не едят манную кашу (влево).
  8. Пирожки с брусникой раскупаются 8а классом за одну перемену (вправо).
  9. Ткаченко Евгений не покупает кока-колу и пепси (влево).
  10. Василюк Богдан очень любит с утра съесть кусок колбасы (вправо).

7. ЗАДАНИЕ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. – (4 мин.)

№1, №2 , № 3 (стр.24).

8. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ. – (4 мин.)

- Ребята, спрос на товары и услуги ещё зависит от наличия товаров-заменителей и товаров, дополняющих друг друга.

- Что такое взаимозаменяемые товары? (Товары, которые удовлетворяют ту же потребность, что и данный товар).

- Что такое взаимодополняемые товары? (Товары необходимы вместе с данным товаром для удовлетворения потребности в нём).

- Приведите примеры.

№ 4 (стр. 25).

№ 5, 6 (стр. 25).

Ф и з к у л ь т м и н у т.

- (2 мин.)

- Я сейчас буду приводить примеры взаимозаменяемых товаров и взаимодополняемых.

Если вы услышите пример взаимозаменяемых товаров – вы приседаете, а если взаимодополняемых - встаёте.

  1. Букет роз и букет лилий.
  2. Теннисный мяч и теннисные ракетки.
  3. “Вольво” и “Мерседес”.
  4. Кеды и шнурки.
  5. Мандарины и апельсины.
  6. Проигрыватель и пластинки.
  7. Пепси-кола и кока-кола.
  8. Штора и карниз.
  9. Масло и маргарин.
  10. Чёрный и белый хлеб.

9. ДОКЛАД “ЛИ ЯККОКА”. (2 мин.)

- Ярким примером правильной оценки спроса и извлечения из этого выгоды является история с Ли Яккокой.

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ. – (2 мин.)

- Что такое спрос?

- Чем спрос отличается от величины спроса?

- Как звучит закон спроса?

- С помощью чего ещё можно выразить спрос? (Графика).

- Что происходит с кривой спроса, если спрос увеличивается?

- Что происходит с кривой спроса, если спрос уменьшается?

- От каких факторов ещё зависит спрос?

- Чем отличаются взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары?

- Как звали известного американского менеджера, который сумел “ухватить спрос за ворот”?

11. ПРОВЕРОЧНЫЙ МИНИ-ТЕСТ. – (5 мин.)

1. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

а) ожидание наступления сезона дождей;
б) приближение летних каникул;
в) подорожание апельсинового сока.

2. Выберите пару товаров-заменителей:

а) перьевые ручки и чернила;
б) джинсы и футболки;
в) масло и маргарин.

3. Спрос можно выразить с помощью:

а) графика;
б) рисунка;
в) SMS.

4. Выберите верное высказывание:

а) Кривая спроса сдвигается вправо, если спрос уменьшается;
б) Спрос изменяется только из-за цены.
в) На изменение спроса влияют также и неценовые факторы спроса.

5. Закон спроса гласит - чем выше цена, тем

а) меньше продавцов на рынке;
б) меньше величина спроса;
в) больше продавцов на рынке.

6. Если в результате рекламной компании население стало покупать больше фруктов, то

а) цена на фрукты уменьшилась;
б) спрос на фрукты увеличился;
в) фруктов стало больше.

7. Ценовые факторы спроса зависят от

а) вкусов покупателей;
б) цены на данный товар;
в) от времени года.

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. – (1 мин.)

Параграф № 9.

Творческое задание: “Изучить спрос на компьютеры в классе и построить график спроса”.

13. ИТОГ УРОКА. – (1 мин.)

- Что нового узнали на уроке?