Урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Озаряющие" слова

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

  1. наблюдение за художественными особенностями и выразительными возможностями языка, оценка роли эпитета, «озаряющего» явление или предмет;
  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений самостоятельно находить эпитеты в художественных текстах, давать оценку их выразительным возможностям;
  3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Оборудование:

  1. экран;
  2. проектор;
  3. раздаточный материал;
  4. презентация. (Приложение 1).

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. (тема и цели урока, комментарии к эпиграфу урока).

- Сегодня поведем разговор о красочных прилагательных, которые используются в художественных текстах как изобразительно – выразительные средства. Такие слова называют эпитетами, «озаряющими» они стали, потому что озаряют уже известные нам предметы (озарить - по толковому словарю - ярко осветить, именно в этом заключается основная функция эпитетов). Приложение1. Слайд №1, слайд №2.

- Вопросы к классу: Чей язык является образцом для обучения и подражания?

- У кого мы можем научиться красивым словам? (поэты, писатели).

3.Основная часть.

а) Лирика Пушкина является основой для формирования понятия об эпитете. Какие стихи А.С. Пушкина вы помните? (дети читают наизусть 1-2 стихотворения).

Приложение1.Слайд №3.

А.С.Пушкин тщательно подбирал эпитеты. Например, в Одессе пушкинской поры бывала такая непроглядная грязь, что вместо лошадей запрягали волов. Только они не могли тащить экипажи и дрожки. В строфах «Путешествия Онегина» Пушкин сначала написал:

И в дрожках вол, рога склоня,
Сменяет пылкого коня.
Пылкого Пушкин зачеркнул, Он пишет по-другому:
Сменяет гордого коня.
Но гордого тоже не к месту! И он пишет:
Сменяет лёгкого коня.
Не то! «Лёгкого» Пушкин зачеркивает, и вместо него появляется:
Сменяет слабого коня.
Слабого ему кажется не подходящим. Зачеркивает. И пишет строку в том виде, в котором и читаем её в романе:
Сменяет хилого коня.

(см. Слайд№4).

Рядом с волом конь действительно казался хилым, - ему было не под силу тащить экипаж. Эпитет позволяет увидеть картину и одновременно авторское отношение к ней.

б) Читая лирические произведения А.С.Пушкина, мы определяем, какими словами создается живописность картин природы, передается эмоциональность самого поэта.

Приложение1. Слайд №5.

Вопросы:

  • какие слова передают красочность снежной картины? (эпитеты: голубыми, великолепными).
  •  какие эпитеты можно подобрать к слову «великолепный» (снег) – дети подбирают (разноцветный, пышный и т.д.).

Слайд №6.

- у А.С.Пушкина он (снег) может быть «волнистый и рябой».

Слайд №7.

- Какой используется поэтом эпитет к слову снег в стихотворении «И.И.Пущину»?

Приложение1. Слайд №8.

Почему «печальным снегом занесенный?» - ответ дети могут предположить.

Дополнительная информация:

Учитель: друзья не виделись пять лет; в 1825 году Пущину удалось навестить Пушкина в новом месте его ссылки, в Михайловском. Этот день – 11 января 1825 года – подробно, с любовью описан Пущиным в его записках.

Текст читает подготовленный ученик:

…. Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, всё лес, и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.

Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом; один – почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь через тридцать три года, мешает писать в очках), мы очнулись…

Комната Александра была возле крыльца, с окном во двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами, и проч. и проч. Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги ….

Учитель:

- Почему же в стихотворении «И.И.Пущину» снег «печальный»? - ответ уточняется.

 - Какие ещё эпитеты мы выделяем в этих строках?

Приложение1 Слайд №9.

Задание: подберите антоним к слову «печальный». (радостный, веселый).

У Пушкина снег не только «печальный», но и «весёлый».

Приложение1. Слайд №10.

Почему «весёлый»? - дети говорят о настроении, которое вызвано первыми заморозками, первым снегом.

Подводим итог: При выборе слов-эпитетов А. С. Пушкин отдаёт предпочтение тем, которые создают наиболее выразительный образ, наиболее точно обозначает признак, выражает нужный оттенок смысла.

3. Коллективная работа. Задание на слайде №11.

По иллюстрации учащиеся определяют поэму А С. Пушкина « Руслан и Людмила».

Работу проводим по 12-14 слайдам.

4. Разминка: Языковая игра: « Не повторяйся!»

Тема: описание предмета или явления.

Основное правило: участники по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Не сумевший подобрать и назвать слово, выходит из игры (в 5-ом классе играем по несложным правилам: допускаем 1-2 ошибки).

Водящий называет предмет или явление. Например, день. Дети подбирают слова-определения: лёгкий, трудный, тяжёлый, длинный, интересный, счастливый и т. д.

5.Самостоятельная работа (по карточкам).

  • записать отрывки в тетрадь;
  • найти эпитеты;
  • объяснить их значения;
  • подчеркнуть как члены предложения.
Карточка №1

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, тёмный и седой

Поток, не скованный зимой

Карточка №2

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит

 

Карточка №3

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…..

Работа с толковым словарём:

  1. борзые (ударение на второй слог) - порода охотничьих собак с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами;
  2. борзый (устар.)-ударение на первый слог. Быстрый, резвый. Б. конь.

- ученики называют эпитеты, определяют их вид (изобразительные, выразительные), называют, какими членами предложения они являются.

6. Итог урока: что нового мы сегодня узнали?

Рефлексия: Ученики выражают своё впечатление об уроке, об участии в работе.

Заключительное слово учителя: Мы сегодня наблюдали по текстам А.С. Пушкина за его работой со словом, но чтобы научиться чувствовать и понимать слова необходимо заниматься творчеством.

Слайд №15.

7. Домашнее задание: Напишите в тетради любимое стихотворение А.С.Пушкина и подчеркните красочные прилагательные как члены предложения.