Формирование педагогической системы учителя в условиях начальной школы

Разделы: Общепедагогические технологии


МОУ “НОШ № 9” – единственная муниципальная начальная школа в городском округе Ревда. Она расположена на окраине города, в микрорайоне рабочего поселка Кирпичного завода, год основания школы – 1992. Главное отличие школы от других ОУ – удаленность от центра, небольшой контингент учащихся, имеющих разные способности.

Мой педагогический стаж составляет 18 лет, в данном образовательном учреждении я работаю учителем начальных классов 14 лет, почти со дня основания школы. В 2007 году по результатам повторной аттестации мне была присвоена первая квалификационная категория по должности “учитель”.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, образовательной программой и программой развития ОУ.

Кроме этого большое внимание уделяю самосовершенствованию и работе по повышению уровня профессионального мастерства. Прохождение курсовой подготовки, участие в городских научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работа в качестве руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов стали результатом переосмысления собственной педагогической деятельности, что способствовало созданию оптимальных условий для развития личности учащихся, их индивидуальных способностей, внедрению мониторинговых и современных педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность и качество образовательного процесса

В 2005-2006г я набрала 1-й класс. Практически все ребята посещали школу первоклассника, что дало мне возможность определить степень готовности детей к школьному обучению.

Анализ результатов готовности учащихся к обучению в школе позволил выявить различный уровень сформированности первоначальных умений и навыков. Недостаточно оказалась сформирована организационная культура первоклассников, способность дать оценку своей деятельности, следовать намеченному плану, умение слышать и слушать одноклассников.

Поэтому необходимо было направить свою деятельность на формирование мотивации учащихся к учению и развитию познавательного интереса, что способствовало бы успешной адаптации обучающихся к школьному обучению, сохранению здоровья и качественному усвоению учебного материала.

В практике своей работы я использовала различные методы и способы формирования положительной мотивации к учебной деятельности:

  • создание ситуации успеха и комфортности учащихся на уроке;
  • оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности;
  • активизация учебно-познавательной деятельности путем использования разнообразного наглядного и дидактического материала, игр и игровых упражнений, ИКТ;
  • использование приемов и методов, способствующих развитию творческого воображения;
  • педагогическое стимулирование, развитие самооценки и вера в собственные возможности.

Это подтверждается сравнительными результатами анкетирования учащихся по методике “Мотивы учебной деятельности”:

Таблица 1. Мотивы учебной деятельности.

Мотив

1 класс

2 класс

3 класс

Познавательный мотив

26%

32%

36%

Мотив избегания неприятностей

-

4%

4%

Мотив самоопределения

36%

32%

24%

Мотив благополучия

-

-

4%

Мотив престижа

24%

-

-

Мотив самосовершенствования

36%

32%

32%

Анализ результатов доказывает, что преобладающими мотивами учения младших школьников являются такие как познавательный интерес, мотив самоопределения и самосовершенствования. Об этом свидетельствует выбор учащимися таких утверждений как “учусь, так как хочу больше знать”, “учусь, так как нравится учиться”, “Учусь, чтобы потом хорошо работать”, “Учусь, так как хочу быть культурным человеком”.

Сегодня современная система образования должна готовить к самостоятельной жизни человека, способного, используя результаты обучения и воспитания, легко и быстро адаптироваться к условиям стремительно меняющегося общества. Для обучения учащихся выбор УМК “Гармония” был неслучаен. Основной образовательной целью учебно-методического комплекта “Гармония” является развитие личности ребенка. Авторы учебников, составляющих комплект, предусмотрели множество возможностей для самореализации учебных и творческих способностей ребенка (Приложение 1).

Разработанный на уровне нашего ОУ педагогический мониторинг результатов образовательного процесса позволяет каждому педагогу отслеживать качественные результаты обучения, воспитания и развития учащихся. В школе определена система критериев и показателей качества образовательного процесса:

  • уровень здоровья учащихся и здорового образа жизни;
  • уровень обученности учащихся;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • уровень социальной адаптации, сформированности личностно- смысловой сферы учащихся;
  • рейтинг учащихся на уровне школы города.

Отслеживание результатов обучения и учет усвоения содержания учебного материала по темам и элементам стандарта дали мне возможность получить информацию о соответствии результатов требованиям программы, видеть проблемы в обучении каждого ученика и класса в целом (Приложение 2).

Анализ результатов контрольных работ по русскому языку позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе обучения большинство учащихся класса владеют минимумом содержания образовательной программы по русскому языку. Качество выполнения контрольных работ по предмету составляет от 64% до 82%.

До 40% учащихся выполняют контрольные работы безошибочно. Однако, качественные анализ усвоения элементов стандарта показывает, что до 20 % учащихся допускают ошибки в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова, а также на пропуск, искажение и замену букв. Основной причиной ошибок считаю как недостаточный уровень развития фонематического слуха и орфографической зоркости, так затруднения в правильном подборе проверочных слов.

Уделяя значительное внимание формированию у обучающихся осознанных и прочных навыков вычислений деятельность на уроке их математики направляю на развитие математических способностей (Приложение 3).

Анализ усвоения элементов стандарта по математике свидетельствует о сформированности у большинства учащихся математических представлений, умений и навыков, развитии общих умений и способов деятельности. Хотя около 20% учащихся испытывают трудности при решении задач, преобразовании величин. Качество выполнения контрольных работ по математике составляет от 58% до 86%.

Одной из задач деятельности учителя остается формирование правильного навыка чтения и привитие интереса к чтению. С этой целью в классе организовано дополнительное чтение книг, учащиеся ведут дневники читателя, в которых отражают произведения, прочитанные самостоятельно, пишут отзывы на понравившиеся произведения, рисуют иллюстрации, составляют викторины, подбирают подходящие к произведению пословицы и поговорки.

На сегодняшний день большая часть учащихся овладела навыком чтения в соответствии с программными требованиями. Однако темп чтения у 12% учащихся остается ниже нормы, Столько же детей не проявляют интереса к чтению книг, до 20% детей читают с ошибками, что несомненно отражается на грамотности письма.

Таблица 2. Результаты обучения учащихся

 

2006-2007

2007-2008

 

I

II

III

год

I

Количество учащихся

17

17

17

17

18

Закончили на “5”

3

2

2

3

2

Закончили на “4” и “5”

11

11

11

11

12

Качество обученности, %

82

76

76

82

77

% успеваемости

100

100

100

100

100

Анализ результатов обучения учащихся во 2 и 3 классе показывает, что качество успеваемости составляет от 76% до 82%. Около 61% учащихся имеют оптимальный уровень образования и 16% расширенный. Средний балл по предметам составляет от 4, 0 до 4, 5.

Проблема организации и внедрения в образовательный процесс учебных исследований младших школьников интересовала меня давно. Считаю, что исследовательская деятельность является результативным способом достижения целей образования, а именно: активизирует познавательную деятельность обучающихся, дети учатся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и представлять.

Деятельность по организации учебных исследований строю на определенных принципах:

  • подходить к проблеме творчески;
  • не сдерживать инициативы детей;
  • поощрять их самостоятельность;
  • не делать за ребенка то, что он может сделать сам;
  • оценивая, помнить о том, как важна ситуация успеха.

Продуктом учебного исследования обычно является проект, работу над которым выстраиваю по плану:

I. Подготовительный этап

1.1. Выбор темы.
1.2. Постановка задач работы.
1.3. Разработка проектных заданий.
1.4. Выбор приемов и способов сбора и переработки информации.
1.5. Деление на рабочие группы

II. Основной этап

2.1. Сбор и переработка информации.
2.2. Сопоставление данных.
2.3. Экспериментальная деятельность.
2.4. Построение выводов.

III. Заключительный этап

3.1. Подготовка продукта деятельности.
3.2. Презентация результатов работы.
3.3. Переосмысление результатов.

Темы наиболее удачных проектов мы заносим в классный банк проектов.

Анализ отзывов учащихся о работе над проектами свидетельствует о том, что данный вид деятельности им интересен, полезен и учащиеся хотели бы принимать участие в исследовательской деятельности и даже предлагают интересные им темы.

Как учитель и классный руководитель большое внимание я уделяю сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни. Для этого в классе создаются условия:

  • В первую очередь, это соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм при организации образовательного процесса в классе, предусмотренных СанПиН.
  • Создание благоприятной атмосферы общения на уроке и во внеурочное время посредством создания ситуации успеха для каждого ученика, уважительного отношения друг к другу.
  • Для релаксации и снятия утомляемости обучающихся на уроках использую физкультурно-оздоровительные минутки.
  • Провожу динамическую паузу на свежем воздухе.
  • Учащиеся принимают активное участие в спортивных школьных и городских мероприятиях, привлекаю к этому родителей .

Положительный результат своей деятельности вижу в следующем:

  • Наблюдается положительная динамика в снижении уровня заболеваемости детей.
  • Отмечается заинтересованность и участие родителей в спортивной жизни класса и школы.
  • Результаты тестирования учащихся подтверждают положительную динамику развития физических качеств школьников.
  • У детей возрос интерес к занятиям физической культурой, посещению спортивной секции.

В целях активизации участия детей в школьных и городских мероприятиях, формирования гражданской позиции, развития самостоятельности, в классе создана игровая модель ученического самоуправления, которая является составной частью школьной модели ученического самоуправления “Путешествие по Цветочному городу” (Приложение 4).

Между учащимися класса распределены роли, при выполнении которых они отвечают за содержание определенного вида деятельности. Ученический совет класса помогает классному руководителю планировать, организовывать и проводить классные мероприятия, вовлекать одноклассников в школьную жизнь, стараясь не оставлять ни одного ученика без внимания. Это и классные часы разнообразной тематики, внеклассные занятия по предмету, трудовые дела, беседы, игры, конкурсы.

Таким образом, участвуя в соуправлении дети приобретают личный опыт демократических отношений, что способствует формированию социально активной личности, формированию нравственных качеств, деловитости, развитию творческих способностей.

Важнейшим показателем учебно-воспитательного процесса является положительная динамика личностного развития ребенка. Мной как классным руководителем, в системе ведется мониторинг результатов воспитания, который включает в себя такие направления:

  • изучение личности учащегося в учебно-воспитательном процессе;
  • диагностические методы “Недописанный тезис”, “Карта воспитанности”, анкетирование;
  • изучение классного коллектива (диагностика “Дневник настроения, анкета “Мое отношение к одноклассникам”).

Учащиеся класса активно участвуют в школьных, городских, региональных конкурсах, фестивале “Родник детского творчества”, олимпиадах для младших школьников в рамках Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”, региональном конкурсе УГМК “Дети России”, международных олимпиадах “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, что подтверждается грамотами, дипломами, сертификатами.

По итогам прошлого учебного года учебного года на школьном уровне класс получил звание “Самого классного класса” за то, что принимал активное участие в различных делах школы, набрал наибольшее количество жетонов-цветов для своего “Цветочного домика”, а по итогам I четверти этого учебного года был назван “Лучшим дежурным классом”.

Одним из самых важных партнеров моей деятельности в роли учителя и классного руководителя являются родители учащихся. Родители проявляют свою активность, участвуя в родительских собраниях, в проведении праздников, поездок, экскурсий, оказывают помощь в укреплении материально-технической базы класса.

Подводя итог, можно предложить в качестве показателей результативности моей педагогической деятельности следующее:

  • достаточный уровень развития учебно-познавательного интереса у обучающихся;
  • сформированность положительной мотивации учащихся к школьному обучению;
  • положительные результаты участия учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях, исследовательской деятельности;
  • удовлетворенность 98% родителей результатами образовательного процесса;
  • установление взаимно-конструктивных отношений между учителем, учащимися и их родителями.