Урок разновозрастного сотрудничества по теме "Междометие"

Разделы: Русский язык


Разновозрастный урок проводится в несколько этапов:

  • операционно-мотивационный;
  • исполнительный;
  • рефлексивный.

На первом этапе, который может занимать временной промежуток от 3 до 10 дней, учитель готовит учащихся 8 класса (или иного) к исполнению роли учителей для семиклассников на разновозрастном уроке по теме “Междометие”. Для этого проводится следующая работа:

  • учащимися дома повторяется ранее изученный материал по теме “Междометие”; анализируется учебник 7 класса (теоретический материал, задания, упражнения); на уроке все это озвучивается в течение 5-7 минут;
  • во внеурочное время собирается рабочий материал, дополнительные сведения о междометиях, готовятся задания для семиклассников; на уроке в течение 5-10 минут обсуждается и выбирается все лучшее;
  • совместно с учителем определяются цели урока;
  • распределяются пары учитель-ученик для сотрудничества на разновозрастном уроке;
  • оговариваются критерии оценки.

Цели урока для учителя могут быть следующие:

  • организовать деятельность учащихся по изучению междометий, их групп, правил правописания и постановки знаков препинания при междометиях;
  • в процессе работы по изучению новой темы через разные виды упражнений развивать мышление учащихся, речь;
  • через разновозрастную и проектную деятельность, работу в группах содействовать развитию творческих способностей, навыков сотрудничества.

Цели урока для учеников-восьмиклассников, выступающих в роли учителей, могут быть следующие:

  • организовать деятельность семиклассников по изучению междометий, их групп, правил правописания и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями;
  • оказать помощь в создании группового или парного проекта по теме “Междометие”; подготовиться к презентации проекта.

Оборудование: иллюстрации, ромашка для игры, компьютер, проектор, для проекта могут понадобиться листы формата А 4, фломастеры, плакаты и т.п..

На втором этапе проводится урок разновозрастного сотрудничества, где старшие школьники выполняют функции учителей и помогают учащимся 7-го класса в процессе парной или групповой работы создать проекты по теме “Междометие”. Для этого перед уроком на перемене они объединяются в пары или группы. На уроке ученики 8 класса используют совместно подготовленный материал (задания, игры, упражнения и т.п.) при объяснении темы. Педагог наблюдает, в случае необходимости приходит на помощь, советует, рекомендует, направляет.

Структура урока

Третий этап (рефлексия) можно провести после презентации проектов: при выставлении оценок друг друга ученики могут прокомментировать их и выразить свое отношение к такому необычному уроку. Другой вариант рефлексии – написание отзыва, в котором можно проанализировать, что понравилось, запомнилось или не понравилось на уроке.

Литература.

  1. Волина, В. Веселая грамматика / В. Волина. – М: “Знание”, 1995.
  2. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л: “Просвещение”, 1990.
  3. Рахманова, Л.И. Современный русский язык / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М: Издательство Московского университета “ЧеРо”, 1997.
  4. Русский язык. 5 класс./ Под редакцией М.В. Панова. – М: МИКО “Коммерческий вестник”, 1995.
  5. Русский язык: практика: 7 класс./ Под ред. С.Н. Пименовой. – М: “Дрофа”, 2004.
  6. Русский язык: теория 5-9 класс./ Под ред. В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой. – М: “Дрофа”, 2004.