Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Вводная часть.

Современные инновационные стратегии образования в основном определяются тремя уже очевидными для всего мирового сообщества процессами цивилизационных изменений:

  • переходом к постиндустриальному, информационному обществу;
  • глобализацией;
  • построением гражданского общества.

Становление информационного общества как одной из основных глобальных инноваций XXI века требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. Введение предпрофильной подготовки в 8-9 классах общеобразовательной школы и профильного обучения в 10-11 классах позволяет создать условия для осознания самообразования и самообучение в качестве ведущий формы образования и осознать ценность и значимость образования и выбора своего пути, соответственно поддерживает и введение портфеля индивидуальных достижений учащихся. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика – собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие.

Основная часть.

Прилагательное «элективный» в переводе латинского означает «избранный, отобранный». Любой курс, названный в учебном плане элективным, должен выбираться.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал может дать материал, который позволит педколлективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

Мы сегодня живем в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь он этого сделать не может. Сегодня учитель призван создавать условия, ситуация, способствующие освоению учеником способов приобретения информации и научить ученика эффективно работать с ней. В учебном плане любой школы должно быть место для свободной творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современно отечественной школе должны занять элективные курсы. Элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть – самообразования.

Профильная школа – «организм», который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен.

Каждый педагогический коллектив, создавая проект старшей школы, должен понимать, что реализуемая им образовательная программа должна учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит вуза и самого старшеклассника.

Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее.

Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Элективные курсы позволяют получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта. Школа получает возможность вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения. Учителя получают возможность поработать не так, как обычно. Элективные курсы могут быть пробные, ориентационные и углубляющие. Любой элективный курс – авторский. Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе. Какие бы задачи ни сформировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы;
  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;
  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видом деятельности;
  • курсы должны по возможности опираться на какое-либо, что позволит исключить монополию учителя на информацию.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • на каком содержательном материал, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки;
  • чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса;
  • какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс;
  • какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности;
  • какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса;
  • чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Ответив на все эти вопросы, учитель фактически подготовиться к составлению пояснительной записки к программе. После этого можно приступить к календарному планированию.

Учителя, работающие в современной российской школе должны получить практику работы с принципиально новыми учебными программами, пособиями. Нужно обучать учеников приемам самостоятельного поиска, формирование обобщенных интеллектуальных и практических умений. Начать решать указанные ученические и учительские задачи можно только на уроках, «свободных от стандарта», то есть – на элективных курсах.

Учитель истории, он же учитель обществознания, может предложить школьникам курс по выбору, который не только сориентирует выпускников в выборе профессии, но и будет способствовать становлению ценностных ориентаций и качеств личности, актуальных для жизни в современном мире.

Предпосылки построения гражданского общества вносят серьезные изменения во многие сферы деятельности человека, особенно существенные в образование, которые как социальные институт служит основой норм и ценностей общественной нравственности, правовой культуры и правовой компетентности и, в целом, воспитания, гражданина.

Преследуя названные цели, в 2005-2006 учебном году я открыла элективные курсы «Граждановедение». При составлении плана я ориентировалась приблизительно на такую схему:

  1. Система диагностических заданий на «входе» и «выходе» элективных курсов.
  2. Рабочие листы, раздаточные и дидактические материалы.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Список литературы.
  5. Список тем для итоговых творческих работ учащихся.
  6. Критерии оценки творческих работ, учебных достижений учащихся на элективных курсах.

После представления тематического плана, надлежащего списка литературы по граждановедению администрация школы разрешила открыть элективный курс по граждановедению. Более двадцати учащихся стали посещать данный курс. Класс свой мы назвали 9 «Эль». Кроме основной работы согласно планированию предусматривалась практическая часть: посещение судебных процессов, встречи с судьями, прокурором района, начальником РОВД, адвокатами и т. д. Курс как бы был юридической направленности.

Прослушав основной материал, ребята стали готовить и накапливать свои портфолию. Для сбора портфолио были названы темы итоговых творческих работ, например: «Нация человека. Кто и как защищает наши права», «Личность. Что это такое?», «Терроризм - угроза XXI века» и т.д.

Ребята успешно справились с заданиями и на общешкольной научно-практической конференции по элективным курсам многие из них блестяще защитились. Действительно, я убедилась в том, что обучение должно быть успешным. В школе после этого появилось много детей, желающих завести свое собственное портфолио.

Формы контроля за знаниями в период проведения курсов были самые разнообразные: викторины, сообщения, составление кластеров, игра в ассоциации, проблемные задачи, вопросно-ответные упражнения, зачеты, круглые столы.

Основные формы контроля уровня достижений учащихся:

  • безотметочная система;
  • зачет – незачет;
  • определение рейтинга;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • тесты;
  • проектные работы, их презентация.

Элективные курсы учат учиться, требуют творчески мыслить и работать, приучают к самостоятельности и ответственности.

Примерное планирование курса «Граждановедение» с элементами авторской программы.

Раздел 1. «О человеке и гражданине».

  • Что такое личность?
  • Человек культура.
  • Российское гражданство (Понятие гражданин. Гражданство. Двойное гражданство).
    Круглый стол «Я – гражданин России».
  • Правоспособность и дееспособность гражданина.

Раздел 2. «О правах и свободах гражданина».

  • ООН и международно-правовые акты.
  • Политические права и свободы.
  • Экономические права и свободы.
  • Культурные права.
  • Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Раздел 3. «Гражданин и государство» (Конституция РФ)

  • Конституция – договор между гражданами.
  • Суверенитет РФ.
  • Россия – федеративное государство.
  • Проблемы федерации.
  • Демократическая государственная власть
  • Разделение властей.
  • Президент РФ и его полномочия
  • Федеральное Собрание.
  • Правительство РФ, РД.
  • Высшие судебные органы и прокуратура.

Раздел 4. «Современная семья».

  • Заключение брака (из книги «Семья и нравственность», общие и Этнопсихологические аспекты, авторы А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Балуева, Грозный, 2003).
  • Имущественные права и брачный договор.
  • Женщина в обществе и семье (стр.33-34)
  • Мужчина в обществе и семье (стр.33-48)
  • Расторжение брака. (По курсу обществознания)

Раздел 5. «Что такое гражданское право?»

  • Что такое гражданское право?
  • Право собственности.
  • Купля-продажа.
  • Права потребителей.
  • Защита прав потребителя.
  • Банковский вклад.

Раздел 6. «Преступления и наказания»

  • Уголовная ответственность.
  • Корыстные преступления.
  • Преступления против здоровья и жизни.
  • Судебное разбирательство.

Темы для портфолио:

  • «Нации и национальные отношения».
  • «Коррупция и взяточничество».
  • «Толерантность в современном обществе».
  • «Личность. Статус личности».
  • «Права человека. Кто и как защищает наши права».

Литература:

  1. Граждановедение, учебник для средней школы, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», г. Москва,1998.
  2. Основные права, элективный курс по изучению правовых дисциплин, издательство «Панорама», автор: Хорошенного А.В., 2006.
  3. Градановедение. Наш выбор: без наркотиков., 9-11 классы, авторы: А.Н. Мусаев, М.А. Дальсаев, Э.А. Исаев, г. Москва, Молодая гвардия, 2005.
  4. «Семья и нравственность; Общие и этнопсихологические аспекты», авторы: А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Булуева, г. Грозный, Г.У. «Книжное Издательство», 2003.
  5. Право и политика, « Просвещение», г. Москва, 2000, г. Волгоград, 2006.
  6. Обществознание, 9класс, поурочное планирование, по учебнику Л.Н. Боголюбова, г. Волгоград, 2006.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.