Интегрированный урок математики и чтения "Урок-сказка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- научить учащихся классифицировать геометрические фигуры на объемные и плоскостные; познакомить с названием и изображением новых фигур: конуса и цилиндра;
- развивать навык устного счета, умение составлять и решать простые задачи; развивать логическое мышление, умение делать выводы;
- воспитывать любовь к точным наукам; доброжелательность, взаимопомощь; адекватную самооценку.

Оборудование: учебник «Математика 1 класс», рабочая тетрадь с печатной основой, карточки для самостоятельной работы; мультимедийная установка, интерактивная доска; бидон, баночка консервов, стакан (для практической работы); фишки, буквы, геометрические фигуры: конус и цилиндр.

Структура урока.

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

1мин.

2. Работа над пройденным материалом. Актуализация знаний.

А) Устный счет.

3 мин.

Б) Игра «Фотограф».

3мин.

В) «Размышляй-ка».

3мин.

Г) Физ. минутка.

1мин.

3. Работа с новым материалом.

А) Знакомство с цилиндром (практическая работа).

5-7мин.

Б) Знакомство с конусом.

4-5мин.

В) Работа над раскрытием смысла умножения.

3-4мин.

Г) Музыкальная физ. пауза.

1мин.

4. Закрепление.

 

А) Самостоятельная работа.

2мин.

Б) Задание на внимание.

2мин.

5. Закрепление .

3мин.

Ход урока

1.Организационный момент. Введение в тему урока.

- Сегодня наш учебный день, который проходит под девизом: «Думай, размышляй, фантазируй», мы посвятим сказке. А какая это сказка вы должны будете угадать сами.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем дружно: «Заходи!».

(Начало урока с использованием мультимедиа. Слайд №1.)

- Давным-давно, на одном сказочном острове, жил князь со своей матушкой.

Много лет прошло, стерлись многие буквы и остались только первые буквы. От имени князя «Г» да от названия острова «Б». Но нам с вами придется восстановить пропавшие буквы.

Сделать это мы сможем, только выполнив задания. А для этого опять будем думать, рассуждать, смекать!

А поможет нам Кот-Учёный. (Слайд №2)

- И так, в путь!

2. Работа над пройденным материалом. Актуализация знаний учащихся.

- Привел нас кот на Думный берег. (Слайд №3)

А) Устный счет: (Слайд №4)

- Вокруг острова море, в котором много рыбы. Мы забросили невод и поймали математических рыбок с числами. Вы показываете рыбке пример, к которому она должна приплыть.

(Учащиеся решают примеры с применением интерактивной доски. Подходят, читают пример, находят рыбку с нужным ответом и показывают к какому примеру ей нужно подплыть.) (Слайд №5)

0 2 5 1 4 3

4-2-2= 9-1-3= 5-3-1=
6-3-1= 8-2-2= 7-1-3=

-Посмотрите внимательно и скажите, сколько вычли из числа? (Уч-ся: 2 да еще 2, вычли 4)

- А как вычитали 4? (Уч-ся: По частям).

- Последняя рыбка подарила нам первую букву «Д».

б) Игра «Фотограф». (Слайд №6)

-Сейчас вы должны внимательно посмотреть на доску, запомнить примеры и ответы, потом записать их в своих карточках.

(На доске появляются примеры, которые учащиеся стараются запомнить, а потом ответы воспроизвести на своих карточках. Через 1-2мин примеры опять появляются на доске для проверки)

На доске:

4-4=0 8-4=4
9-4=5 5-4=1
6-4=2 7-4=3
10-4=6  

На карточках у учеников:

4-4= 8-4=
9-4= 5-4=
6-4= 7-4=
10-4=

За это задание Кот ученый дал нам букву «О».

в) Следующее задание «Размышляй-ка». (Слайд №7).

- Разделите эти фигуры на два множества.

(На доске геометрические фигуры: цилиндр, круг, конус, квадрат, куб, шар, треугольник.

Учащиеся делят фигуры на 2 множества.)

- На какие множества вы разделили фигуры? (Уч-ся: На объемные фигуры и плоские фигуры).

- Молодцы!

- А теперь по этому рисунку составьте задачу.

(Уч-ся: В классе было 4 объемные фигуры и 3 плоские. Сколько всего фигур было в классе?)

- Как решить эту задачу? (4+3=7)

За это задание вы получаете еще одну букву «Н».

3. Физ. минутка.

Мы с вами входим в чудный лес. (Уч-ся маршируют)
Сколько здесь вокруг чудес! (Поднимают руки вверх)
Посмотрели вправо, влево. (Повороты вправо, влево)
Вместе с деревьями мы покачались, (Наклоны)
Листьями тихо так прошуршали, (Потрясли кистями рук)
Веточки крепко к себе мы прижали, (Руки прижали к груди)
К доброму солнцу деревья стремятся. (Встали на носочки и потянулись)
Листики тихо на землю садятся. (Садимся за парты).

4. Работа с новым материалом. Постановка проблемного вопроса.

- Кот привел нас к дубу Рассуждений. (Слайд №9)

- Назовите эти геометрические фигуры. Все ли фигуры вы смогли назвать? (Слайд№10)

- Покажите фигуры, которые вызвали у вас затруднение. (Конус, цилиндр)

- А как они называются мы сегодня и узнаем.

а) Знакомство с цилиндром.

- Скажите, что больше всего любят есть коты? (Ответы детей.)

- А наш Кот ученый очень любит из стакана есть сметану, из банки - кильку, из бидона – молоко.

(Выставляются предметы: стакан, банка консервов, бидон.)

Практическая работа.

- Рассмотрите внимательно эти предметы. Что вы можете о них сказать?

(Уч-ся: Бидон выше, чем все остальные предметы. Банка консервов самая низкая. Бидон и банка - железные, а стакан - стеклянный).

-Что общего между этими предметами? (Уч-ся: Похожая форма).

- А называется такая геометрическая фигура «цилиндр». (Показать цилиндр.)

- Посмотрите, есть ли в классе предметы, имеющие форму цилиндра?

(Уч-ся: Ваза для цветов, цветочные горшки, подставка для карандашей).

- Чтобы букву получить, надо сосчитать, сколько цилиндров в учебнике на странице 33 (№9)

- Молодцы! Получаем букву «И».

б) Знакомство с конусом.

- Кот учёный прикрывает свой бидон с молоком вот такой крышечкой

(Показать конус.)

- Кто знает, как называется такая геометрическая фигура?

- Это – конус.

- Где еще можно встретить такую форму предметов? (Работа с №13 на странице 34 учебника)

(Уч-ся: Крыша у башен замка, шляпка у гриба, шапочка у клоуна, фишка для игр)

- Посмотрите на №14 . Что интересного вы заметили. (Уч-ся: Тень от шара – треугольная, от цилиндра – круглая, а от конуса прямоугольная)

- Что нужно сделать? (Уч-ся: Поменять тени)

в) Работа над раскрытием смысла умножения. Решение задачи.

- Брат Кота ученого Мурзик разливал молоко в стаканы 3 раза по 4 полных стакана. Сколько стаканов молока он взял? Решите эту задачу с помощью фишек.

(Уч-ся: Откладываем 4 фишки, потом еще 4, и еще 4. Взяли 3 раза по 4 получили 12)

- Запишите решение на доске. (Уч-ся: 4*3=12)

- А какие геометрические фигуры вам встретились на иллюстрации к этой задачи?

(Уч-ся: Цилиндры.)

- Кот Ученый очень устал и предлагает нам отдохнуть.

5. Музыкальная физ. пауза.

Звучит 1 куплет песни «Уселась кошка на окошко», дети выполняют движения под

музыку.

6. Закрепление.

- Чтобы следующую букву взять, имя девочки придется отгадать. А поможет нам ключ в учебнике стр.35 (№18). Кто же имя назовет, кто нам буковку найдет? (Уч-ся: Вика)

- Мы получили букву «В».

- Буквы все у князя есть
Только все они вразброс.
Мы их вместе соберем
Имя князя назовем. (Гвидон) (Слайд №11)

А) Самостоятельная работа.

- Князь Гвидон принес заданье: «Нужно всем без промедленья решить примеры по вариантам. (Двое учащихся у доски, остальные в рабочих тетрадях на стр.35)

Проверка.

- За это задание мы получаем букву «У».

Б) Задание на внимание.

- Изобразите такую же фигуру справа и раскрасьте ее.

(Дополнительное задание для учеников, справившихся раньше, посчитать количество квадратов)

- Вот и еще одна буква «Н».

В) Геометрическая минутка.

- Кот ученый хочет знать, какой формы эти предметы. (Иллюстрация со страницы учебника 35 на доске.) (Слайд №12)

- А какие новые геометрические фигуры вы узнали? (Уч-ся: Цилиндр и конус)

- Молодцы! Получите последнюю букву «Я».

На каком же острове правил князь Гвидон. (Уч-ся: На острове Буяне) (Слайд №13)

7. Итог урока.

- А вот и город, в котором правил князь Гвидон. (Слайд №14)

Посмотрите, форму каких геометрических фигур имеют башни этого города.

- Мы прекрасно потрудились. Восстановили все пропавшие буквы.

Так какой же сказке будет посвящен наш сегодняшний день?

(Сказке о царе Салтане…).