Специфика коррекционной работы на уроках изобразительного искусства со слабовидящими детьми в младших классах

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Зная особенности зрительных патологий и учитывая возможность учеников, учитель берет на себя ответственность сохранять и если это возможно по медицинским показателям улучшать зрительные функции детей. То есть коррекционная работа является основным направлением в обучении детей с нарушением зрения.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функций, но в то же время это период, когда зрительная система очень чувствительна к зрительным перегрузкам. Поэтому очень важно правильно спланировать коррекционную работу:

  1. Общеобразовательную цель и задачи урока объединять с целями коррекции;
  2. Учитывать продолжительность зрительных нагрузок;
  3. Сменять один вид деятельности на другой;
  4. Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
  5. На каждом уроке обязательно проводить гимнастику для глаз, коррекционные паузы и физкультминутки;
  6. Применять на уроках наглядность, которая соответствует определенным требованиям (цветонасыщенность, цветоконтрастность, выделение контура, загруженность перцептивного поля, масштабность).

Спланированная коррекционная работа помогает преодолеть недостатки психического и физического развития, на которые зрение оказывает опосредованное влияние.

Коррекционную работу я веду в двух направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики.

На уроках изобразительного искусства для развития и коррекции познавательной сферы использую игры и упражнения. Игра занимает одно из ведущих мест в жизни ребенка. Игры на уроках помогают усваивать учебный материал, а также игра также выполняет большую коммуникативную роль. Благодаря игре ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушения поведения и т. д.). На уроках использую разнообразные игры и упражнения: «Геометрические фигуры», «Треугольники», «Дорисуй картинку», «Сказочный герой» и т. д. (Приложение I) Они применяются для развития восприятия цвета, формы, размера, точности восприятия; для развития различных видов мышления; для развития памяти и внимания; для развития интеллектуальных навыков (анализ, синтез, сравнение, классификация). Заранее нужно определить место и роль игры в учебном процессе, продумать ее логическую взаимосвязь с другими частями урока. Игры можно использовать во время коррекционных пауз. Гимнастику для глаз провожу тоже в игровой форме (Приложение II).

Во время коррекционных пауз можно использовать некоторые оптические иллюзии. Для младших классов подходит задание «Двоевзор». Что это такое? На каждой картинке изображены две, а что именно - догадайтесь (Приложение III).

Для развития мелкой моторики применяю пальчиковую живопись (Приложение IV), пальчиковую гимнастику (Приложение V), сочетание пальчиковой гимнастики с методикой «рисунков, спрятанных в пальчиках». Мышление младших школьников еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления, поэтому методика «рисунка, спрятанного в пальчиках» для них очень интересна. Она заключается в том, что ребенок обводит контуры ладошки, сравнивает изображение с каким-либо образом и рисует этот образ, добавляя к контуру, какие-то детали или вообще придумывает новый образ (Приложение VI). Развитие мелкой пальцевой моторики, как писал физиолог И.Павлов «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные ощущения, оказывает арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние. Дети также любят такие изобразительные техники как монотипия, «пуантилизм», коллаж, отпечаток, напыление и т. д. Занятия различными видами творчества способствуют социальной адаптации детей, позволяют детям с сенсорными нарушениями раскрыть потенциальные возможности развития личности.

Для более высокой результативности и успешной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства использую прослушивание музыкальных произведений во время практической работы учащихся, в некоторых случаях во время проведения физкультминуток. Музыка, несомненно, оказывает влияние на школьников. Это сильное средство, которое может глубоко влиять на наше настроение, вызывать воспоминания и  различные переживания. Многие музыкальные произведения дают терапевтический эффект (Шопен, Штраус – для снятия тревоги; Бетховен - для снятия раздражительности, Брамс – оказывает успокаивающее воздействие). Музыка помогает детям открыть для себя окружающий мир, увидеть и понять красоту искусства, красоту жизни.

Прекрасный эффект в коррекционной работе дает ароматерапия, т. к. обоняние играет важную роль в жизни человека. Ароматерапия позволит достичь гармонии и равновесия на физическом, психическом и духовном уровне. Для детей младшего школьного возраста использую фруктовые ароматы.

Литература:

  1. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2006.
  2. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996.
  3. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград, 2006.
  4. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. — М.: АПК и ПРО, 2001.