Круглый стол "Патриотизм: знак вопроса"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • раскрыть значение слова “патриотизм”;
  • подвести учащихся к пониманию словосочетания “патриот своей родины”;
  • развить чувство собственного достоинства для жизнедеятельности человека;
  • воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.

Участники:

  • учащиеся 10-11 классов,
  • интересные люди (в нашем случае сотрудник МВД, мама молодого человека, уехавшего жить в США).

Оборудование:

  • проектор,
  • презентация (результаты предварительного анкетирования, понятие патриотизм, фотографии военнослужащих, бывших учеников гимназии и т.д)

Вед. Уважаемые старшеклассники! Во время прошлой нашей встречи вами была высказана мысль о том, что чистая любовь может быть только к Родине, к родителям и в связи с этим сегодняшний наш диспут мы назвали “Патриотизм: знак вопроса”.

Я бы хотела услышать, какие ассоциации вызывает у вас слово “патриотизм”? (Ответы учащихся).

Вед: На самом деле патриот-это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь, а патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

За несколько дней до нашей встречи, мы провели определенную работу, а именно предложили учащимся 10-11 классов ответить на вопросы анкеты по нашей теме. Результаты получились очень интересные и неожиданные, с ними я хочу вас познакомить. Наши старшеклассники в большинстве своем не знают, что такое патриотизм, многие, а именно 17% ребят не считают себя патриотами своей Родины, не хотят служить в армии и считают это не нужным 24% учащихся; и, не смотря на то, что мы не знаем, что такое патриотизм практически все выступаем против введения патриотического воспитания в школе как урока. Кроме этого во время проведения анкетирования, выяснилось, что многие из нас просто на просто не понимают, что такое патриотическое воспитание, патриотизм. Как вы думаете, с чем это связано?

Сегодня, на нашу встречу, мы пригласили следующих учащихся: Сидорова Саша 11Д, Неделько Регина 11В, Вершинина Илона 11Д, Хайбрахманов Аяз 11А, Низамов Эльдар 11А, Фагалия Ризовна и Салават Раилевич.

Вед: Саша, в анкете ты написала, что считаешь себя патриотом своей Родины, а в чем это проявляется? Ты что-то делаешь конкретно для того, чтобы считать себя патриотом? А как же желание ненадолго уехать из России, кстати, ты написала, что врага нужно знать в лицо – что это значит?

Вед: Эльдар, ты напротив написал, что не считаешь себя патриотом своей Родины, это так? Почему, с чем это связано, ведь твой отец, брат являются военными людьми?

Вед. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Так ли это, я бы хотела узнать у Фагалии Ризовны.

Фагалия Ризовна, Ваш сын в данный момент является гражданином США, как вы думаете, уехав в Америку, осталось ли у него чувство патриотизма к Родине, к месту, где он родился. Что же послужило поводом перемены места жительства? Не возникает ли у него желание вернуться обратно? Повидав их образ, уклад жизни, не возникло ли у вас желание уехать на ПМЖ к сыну?

Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

Вед: Аяз в анкете ты ответил, что против службы в армии, с чем это связано? Такой же ответ дали 14% девушек, в их числе и наша участница Неделько Регина. Регина, как ты прокомментируешь свой выбор? (ответы ребят)

Вед: Салават Раилевич, что вы скажете на это? Вы согласны с мнением ребят? (выступление сотрудника МВД)

Вед. Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужное обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя XX столетия Ивана Александровича Ильина: “Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновленные души”.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Я конечно понимаю, что радикально поменять своё мнение нельзя. Но я думаю, что сегодняшняя встреча заронила зерно сомнений, размышлений. Я прощаюсь с вами, и надеюсь, что этот разговор даст толчок вашим дальнейшим размышлениям по данному вопросу.

Возможные вопросы для обсуждения:

1. С чего начинается Родина?

  • Как вы понимаете слова “родина”, “патриотизм”?
  • Считаете ли себя патриотом? Почему?
  • Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
  • Готовы ли вы посвятить всю свою жизнь процветанию Родины?
  • Хотели бы вы уехать из России?

2. Гордитесь ли вы своей страной?

  • В какие именно моменты испытываете национальную гордость?
  • Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?
  • Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

  • Нужны ли стране профессиональные военные?
  • Кто из вас хочет поступить в военные училища?
  • Престижна ли профессия офицера?
  • Вы за или против службы в армии?

4. Кто такой патриот современной России?

  • С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
  • Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
  • Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
  • Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

Приложение