Тема урока: "Имя существительное. Повторение"

Разделы: Русский язык


Цель: Повторение и углубление знаний учащихся о существительном. Активизировать творческие способности учеников.

УМК: 1.Опорная схема

Имя существительное

1. Обозначает предмет
Кто?
Что?
Одушевленное
Неодушевленное
Собственное (единичный предмет)
Нарицательное (прочие предметы)

2.Морфологические признаки

Постоянные
Род
Мужской
Женский
Средний
Общий
Склонение
1
2
3
Разносклоняемые
Несклоняемые
Только множественно
Непостоянные
Падеж
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Число
единственное
множественное
только единственное

3.Синтаксическая роль

Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Обстоятельство
Определение

2. Карточки

3. Картина И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”

4. Запись музыки П.Чайковского “Времена года”

Ход урока

Эпиграф к уроку
Имя существительное- хлеб языка.

Л.Успенский

1. Орг. момент (запись темы, числа в тетрадях)

Учитель.

Что вам особенно запомнилось при изучении имени существительного?

Что вас поразило?

Какой материал больше всего понравился?

(Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы обобщим все, о чем узнали на предыдущих уроках по теме “Имя существительное”, но и узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом группа исследователей (Эта группа из сильных учащихся, которые дополнительно готовили материал к уроку). Выясним значение этих слов.

2.Словарная работа.

Группа - савокупность людей, объединенных общностью интересов.

Исследователь-человек, занимающийся научными исследованиями.

(Запись слов в словари)

К какой части речи относятся данные слова? Докажите.

3.На какие группы делятся имена существительные? (с опорой на схему)

Морфологические признаки. Постоянные(работа по схеме)

4.Отгадайте, о ком идет речь? О мальчике или о девочке?

“Умница”, - сказала мама.

“Что же ты за непоседа!”- воскликнула бабушка.

“Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.

(Выписать слова общего рода.)

5.Работа по карточке.

Карточка №1. Задание: спишите, вставьте пропущенные орфограммы, графически их выделяя.

Потерянного времен… не воротишь. От худого семен… не жди доброго племен… Синим пламен… пылают стаи туч над бездной моря.

Почему данные существительные называются разносклоняемыми? Сколько их?

Какие типы склонений вам еще известны? (Ответы учащихся с опорой на схему)

Какие существительные относятся к несклоняемым, почему они так называются?

6. “Найди ошибку” Работа по карточке №2.

Нас встречает солнечная Сочи. ООН принял решение. Мы пили черное кофе.

7.Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание существительных?

Карточка №3. Задание: спишите, объясняя графически орфограммы.

Короткая летняя ночь на исход… На восток… ярким пламенем алеет край небес, и в природ… начинается пробуждение. Время от времен… в отдалении… раздается пение птиц. По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлении… движется машина с зерном.

8. Падеж - непостоянный признак. Всегда ли было 6 падежей?

Слово исследователям.(выступление ученика)

В древнерусском языке был седьмой падеж- звательный. Его употребляли при обращении к кому- либо. Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у А.Пушкина: Чего тебе надобно, старче? Слово старче стоит в звательном падеже. В современном русском языке звательная форма совпала с формой И.п. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и употребляется в качестве обращения.

9.Игровой момент. “Четвертое лишнее”

Сахар, дружба, Байкал, мастер.

Каникулы, чернила, сливки, детали.

(Учащиеся находят “лишнее” слово в группе, выбор зависит от числа)

Число - непостоянный признак (опора на схему)

А что говорят исследователи? (выступление ученика)

В древнерусском языке чисел было не 2, как в современном русском языке, а 3. Кроме единственного и множественного чисел было двойственное число, которое выделяло 2 предмета по отношению к одному предмету, например: два гриба. К форме двойственного числа относились названия парных предметов, например, рога, глаза, берега.

10. Эстафета “Кто быстрее”

Карточка № 4. Задание: 1 группа- выбрать слова с орфограммой “Гласные в суффиксах - ек-ик-”, 2 группа- с орфограммой “Буквы Ч,Щ в суффиксах существительных – чик- щик-”. Орфограммы графически выделить.

Шнуроч…к, переплет…ик, росточ…к, ключ…к, набор…ик, камен…ик, точиль…ик, рез…ик, уголоч…к, попугайч…к, перевод…ик, замоч…к, стол…к, носиль…ик,мальч…к.

От чего зависит выбор букв в данных словах?

11.Послушайте стихотворение, какая неточность допущена, постарайтесь ее найти.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо, тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки,
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи,
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый,причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

(Ответы учащихся)

12.Есть ли еще слова без частицы НЕ? (выступление учащегося)

Невежа- невежда без НЕ не употребляются. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, т.е. знать. Этот корень есть и в слове ведьма: она все знает. Человек, который мало знал,назывался невежа, а по старославянски невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда- тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа- это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.

13.Творческая работа.

Учитель: К.Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”

Посмотрите на картину И.Грабаря “Февральская лазурь”.Художник увиденное передал красками.

Ученик: Игорь Эммануилович Грабарь- известный русский художник. Учился В академии художеств в Петербурге. До революции был директором Третьяковской галереи.Сейчас там хранятся его картины.

Учитель: Композитор Петр Ильич Чайковский зимний пейзаж передал с помощью музыки, послушайте (запись музыки “Времена года. Декабрь”).

Ученик: Петр Ильич Чайковский- русский композитор. Семья была большая, его отец- инженер. Необычайный слух и музыкальная память проявились в мальчике очень рано. Он создал балеты, оперы, симфонии.

Задание: Глядя на картину, слушая музыку,передайте словом красоту зимнего пейзажа. Напишите мини-сочинение. Все имена существительные подчеркните как члены предложения.

Учащиеся зачитывают работы.

Какими членами предложения являются имена существительные? (с опорой на схему).

14.

Учитель: Существительные надо знать, понимать, правильно писать, удачно употреблять в речи.

Как вы понимаете эпиграф к уроку?

А что говорят исследователи? (выступление учащегося)

Имя существительное является ведущей частью речи, Каждое второе слово в нашей речи- имя существительное. В русском языке на каждые 9 тысяч слов приходится 4 тысячи имен существительных, что составляет 44 процента. Следовательно, это самая частотная часть речи.