Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина

Разделы: Литература


Цель урока:

  • познакомить учащихся с судьбой С.А.Есенина;
  • отметить особенности лирики поэта (на основе комплексного анализа стихотворения "Ночь" С.А.Есенина).

Задачи урока:

1. Обучающая:

  • формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
  • работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.

2. Развивающая:

  • развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой;
  • учиться открывать глубинный смысл лирических произведений.

3. Воспитывающая:

  • учить детей видеть красоту родной природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: фотографии поэта; аудио и видеоматериалы; карточки-задания; компьютерная презентация 1, презентация 2; видеоряды.

Эпиграф к уроку:

«Как прекрасна земля и на ней человек» С.Есенин.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать строками Николая Брауна:

В этом имени- слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы и синь- рассвет.
Что-то есть в нем от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин»-
Всей России встают черты

2. Запись темы урока и постановка целей.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова Сергея Александровича Есенина: «Как прекрасна земля и на ней человек» (1 мин.).

3. Проверка творческих заданий.

Презентация:

  1. Биография С.А. Есенина. (Степанов А., Пытова С.) (3 мин.)
  2. Заочное путешествие по родным местам поэта. (Куренков Ю., Тарозайте А.)

4. Слово учителя:

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб стали родиной его детства.

Мир народнопоэтических образов окружил его с первых дней жизни: (1,5 мин.)

Родился я с песнями в травной одеяле
Зори меня вешние в радугу свивали.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зари, и плеск воды, и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихаи, полные любви к русской земле, любви к России.

Послушайте стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. (эпизод и фильма «Есенин» 1-я серия) (1 мин.)

О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях. Эту особенность Есенина отметил М. Горький:

«Сергей Есенин нестолько человек,
сколько орган, созданный природой
исключительно для поэзии, для
выражения неисчерпаемой «печали полей»,
любви ко всему живому
в мире и милосердия… » (1 мин.)

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.

5. Анализ стихотворения.

1. Послушайте стихотворение Есенина.

Чтение стихотворения учителем. Затем 2-3 человека читают выразительно.

2. Какое настроение передает автор? (радостно- печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение).

Какое время суток описано Есениным?

По каким приметам можно об этом догадаться?

3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон).

4. Прочитайте текст. Какую картину рисует ваше воображение?

5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветну. Иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи.

6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети воспринемают окружающее в цвете, чем предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».

Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов.

7. Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»?

Учитель: – Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы.

8. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/)

Учитель: –– музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.)

Учитель: –– Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого–либо другого.

8. С помощью каких слов описываются звуки ночи?

  • Затихла шумная волна.
  • Журчанье мирного ручья.
  • Звуки песен соловья.
  • Шепчется река.
  • Тихо слышится шелест тростника.

9. Какие художественные тропы использованы автором? (Есенин использует олицетворение и эпитеты:)

День склонился
Солнце погасло
Луна плывет
Долина внимает
Лес, склоняясь, дремлет
Река ласкаясь, шепчется
день усталый
шумная волна
тихая долина
мирный ручей
веселый шелест

10. Какое настроение передает с помощью эпитетов? (С одной стороны, грустное настроение, а с другой, веселое, восторженное).

11. Какой мы видим природу Есенина? (Природа у поэта живая: она дышит, смеется, говорит, видит сны).

Учитель: – отличительной чертой есенинской поэзии являются олицетворения и метафоры.

12. Как вы понимаете значения слов мирного (ручья), внимая, употребленного дважды внимать– услышать, отнестись со вниманием; чутко вслушиваться. Задание Т.Н.

13. Как вы думаете, почему из ряда синонимов автор выбирает именно слово «внимать»? (Чтобы услышать ночные звуки, шорохи, нужно быть внимательным, чутким).

14. Какие чувства испытывает лирический герой Есенина? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; всеобъемлющую радость, взволнованность).

Учитель: – Герой чувствует умиротворение, гармонию с миром природы. (Обращение к эпиграфу).

15. Выберите подходящий тон чтения этого стихотворения: тон – печальный, радостный, лирический, трагичный, спокойный, тревожный.

16. Работа парами, определите размер и вид стиха: четырехстопный.

6. Подведение итогов урока:

Какие же способности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

Особенности поэзии С.А. Есенина:

  1. Любовь ко всему живому, любовь к родной земле, России. (5 мин.)
  2. Использование «цветных» эпитетов.
  3. Оживление природы, ощущение родства лирического героя с природой, достигаемое использованием олицетворений и метафор.
  4. Близость к песенному народному творчеству, особая напевность, музыкальность, лиризм.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

  1. Читать стих Есенина. Учебник с. 176 «Степь и дали…» (2 мин.) с. 177 «Пороша».
  2. Проанализировать стихи по вариантам, опираясь на карточки – информаторы.
  3. Выучите одно из стихотворений наизусть.

8. Слово учителя: (3 мин.)

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось песней Алексея Верного на стихи С.А. Есенина «сыплет черемуха снегом».