Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать навыки правописания слов с безударными гласными в корне.
  2. Работать над умением разбирать предложение по членам и слова по составу; развивать мышление, речь, память.
  3. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации к сказке: мышонок, петушок, Баба-Яга; рисунок клетки, замка, деревьев, домика, моста через реку; сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с безударными гласными, но сначала скажите, вы любите сказки?

- Кто знает, что такое сказка?

Сказка- это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.

- Ну что, хотите послушать и посмотреть сказку, а так же сами побывать в ней.

В мире много сказок грустных и смешных,
вот послушайте одну из них.

- Жил-был Мышонок и был у него друг Петушок. Однажды Баба-Яга украла Петушка, посадила в клетку и хотела съесть. Мышонок узнал об этом и хотел идти выручать своего друга, но злая Баба-Яга стала ему мешать. Она замкнула Мышонка в домике.

- Давайте поможем ему выйти из дома. Для этого нам нужно проверить домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

- Что нужно было сделать дома?

Упр. 234

Взаимопроверка. По цепочке зачитать слова, назвать вставленные буквы, корень, слово, которое подчеркнули.

- На какое правило в словах вставляли буквы?

- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две ошибки?

-Вот мы и помогли Мышонку, отомкнули замок. Он вышел из дома и пошёл по тропинке. Вдруг откуда не возьмись, появился на дороге цветок.

3. Каллиграфическая минутка.

Маленькое солнце на моей ладошке-
Белая ромашка на зелёной ножке.
Цветок сорвать я захотел, а он впорхнул и улетел
.

- Какой цветок может улететь? (бабочка)

- На какую букву похожа бабочка на цветке? (В)

- Какая это буква заглавная или строчная?

- Я напишу на доске, а вы пронаблюдайте, какое написание этой буквы, отрывное или безотрывное? (В)

- А сейчас положите тетради уголочком, возьмите правильно ручки,,сядьте ровно и выполните показ лучше, чем я.

- Молодцы! Помогли Мышонку преодолеть трудности.

- Идёт наш Мышонок дальше, не успокаивается Баба-Яга и снова на пути сделала препятствие. На дорожке выросли грибы, а на них написаны слоги: -кар-, -ква-.

- Кто любит такие слова?

4. Словарная работа.

- Чтобы угадать слова, которые зашифрованы на грибах, вам нужно открыть словари и найти слова со слогом –кар-, -ква-.

(Произнести вслух по слогам и записать)

Карандаш, картина, картофель, квартира, Москва.

-Что мы должны сделать с этими словами? (запомнить).

5. Повторение ранее изученного.

-Пошёл Мышонок дальше, а Баба-Яга наколдовала, и перед ним вырос дремучий лес, чтобы его перейти нужно выполнить задание.

- Вы готовы помочь?

- Здесь зашифровано предложение, разгадав ребус, мы должны записать предложение и подчеркнуть главные члены.

Весело светит месяц

- Назовите главные члены предложения.

- Чем являются остальные слова в предложении?

- Найдите слова с безударными гласными.

- Подберите проверочные слова, выделите орфограмму.

- Как проверить безударные гласные в корне слова?

- Но это ещё не всё, нужно разобрать слово по составу. Слова нет, только записка с загадкой.

- Давайте отгадаем это слово и разберём его по составу.

Сама белая, маковка зелёная.
Летом мохнатенькая,
А зимой сучковатенькая.
(берёзка)

- Что такое корень?

- В этом слове спрятались две орфограммы, какие?

- Как проверить парные согласные в корне?

- Что мы должны сделать со словами с непроверяемыми гласными?

- Вот мы и помогли Мышонку пройти через дремучий лес. Но Баба-Яга сломала мост через реку и Мышонок не может по нему перейти реку.

- Чтобы отремонтировать мост, нам нужно выполнить несколько заданий.

6. Закрепление.

1. Посмотрите упр. 235

- Что нужно сделать?

- Итак, нам нужно к названиям признаков подобрать названия предметов, а к названиям предметов - названия признаков. Написать, под безударными гласными поставить точку, выделить корень, но сначала давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет, признак предмета?

(Учащиеся комментируют с места по цепочке).

- Что всегда необходимо помнить, подбирая проверочные слова к словам с безударными гласными?

Физминутка.

2. – А сейчас поработаем с сигнальными карточками.

Слова записаны на доске: с_довый, л_сник, пт_нец, гн_здо, г_ра, в_да, х_лмы, л_дяной, т_жёлый, пл_щадка.

- Что мы делали для того, чтобы вставить правильную букву?

3. Самостоятельная работа.

Дополнить стихотворение подходящими словами. Записать эти слова с проверочными.

Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на ……..(полях)

- Что такое озимь?

Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки…….(зимы)

В полдень дождь перестал
И, что белый пушок, на осеннюю грязь
Начал падать ………(снежок)

Проверка: назвать вставленные слова и проверочные.

- Итак, как проверить безударные гласные в корне слова?

4. Записать под диктовку предложение

Лесная тропинка лежит между деревьями.

- Есть ли здесь слова с проверяемыми гласными в корне?

- Назовите, подберите проверочные слова, выделите орфограммы.

- На какие ещё правила есть слова в этом предложении?

- Когда пишется мягкий разделительный знак?

- Давайте вернёмся к правописанию слов с безударными гласными в корне.

- Итак, как проверить безударные гласные в корне слова?

- Вот мы и помогли Мышонку перейти через реку. Он дошёл до своего друга, но опять беда. Баба-Яга посадила Петушка в клетку и повесила замок. Чтобы его отомкнуть, нужно послушать домашнее задание.

7. Домашнее задание.

- Посмотрите упр. 236 на стр. 83

- Вам нужно списать, вставить пропущенные буквы. Проверить написание пропущенных гласных проверочным словом из следующего предложения.

8. Итог урока.

- Вот отомкнули замок и Петушок на свободе. Мышонок с нашей помощью освободил своего друга. А Баба-Яга от злости ушла в дремучий лес и больше никогда не мешала.

Сказке конец, кто слушал молодец!