Урок математики в 4-м классе по теме "Умножение многозначных чисел на двузначное число"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Вывести алгоритм умножения на двузначное число в столбик.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Способствовать формированию приемов умственной деятельности.
  • Развивать навыки учебного сотрудничества.

Оборудование:

  • карточки для групповой работы,
  • опорные таблицы,
  • алгоритм умножения на двузначное число

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

– Сегодня мы продолжаем работать по теме « Умножение многозначных чисел».
– Попробуйте найти значение данного выражения.

(Работа в группах.)

– Запишите свой вариант на доске.
– Объясните свое решение.

Дети.

1. Заменю второй множитель суммой разрядных слагаемых. Используя распределительное свойство умножения число 163 умножу на каждое из этих слагаемых и полученные результаты сложу.

2. Используя переместительное свойство умножения записываю : 45х163.Число163 заменю суммой разрядных слагаемых.Используя распределительное свойство умножения число 45 умножу на каждое из слагаемых.Полученные результаты сложу.

3. Второй множитель заменю произведением 9 и 5. Используя сочетательное свойство умножения 163х9, полученный результат умножу на 5, получу 7335.

II. Постановка учебной задачи

– Задание для вас оказалось простым или сложным ?
– В чем заключалась трудность?
Что отрицательного на ваш взгляд в данных способах записи решения?
(Затрачиваем много времени.)
– Что делать? Какой выход можете предложить?
– Может есть другой способ записи, чтобы было легко, просто, да к тому же быстро и удобно? (Запись в столбик.)
– Попробуйте выполнить вычисления в столбик. Подумайте, как это сделать?

III. Поиск способа действий. Решение учебной задачи

(Работа в паре)
Варианты, предложенные детьми.

– Почему получили разные результаты?
– Какой результат должны получить? Почему?
– Давайте порассуждаем.
– Что делаем сначала? (Умножаем первый множитель на число единиц второго множителя.)

(Появляются опорные таблицы.)

– Чему равно произведение?
– Это окончательный результат?
– Как можно назвать такое произведение? (Первое неполное произведение)
– Что делаем затем? (Умножаем первый множитель на число десятков второго множителя.)
– Что получаем? (Второе неполное произведение).
– Какое свойство умножения использовали? (Распределительное.)
– Что заметили, сравнивая обе эти записи?
– Какая запись на ваш взгляд верна? Почему? (Верна первая запись. Умножали на 4 десятка, значит, получили 652 десятка, а во второй записи 652 единицы.)
– Из чего видно, что записано 652 десятка? (Первое место справа оставлено для разрядных единиц. 652 десятка– 6520 единицы).

(Учитель приписывает справа 0).

– Можно 0 не писать и оставить так, как было? Почему? (Результат не изменится).

(0 стирается).

– При сложении числа единиц первого неполного произведения с нулем, это число не изменится, поэтому 0 на конце второго неполного произведения не пишут, но всегда оставляют для него место.
– Почему в другом случае получили ошибочный результат? (Неверно подписали второе неполное произведение. Его нужно записывать левее, оставляя место для единиц.)
– Чем удобна запись в столбик? (Удобно, быстро, легко.)
– Умножение в столбик – это действительно удобно, легко, просто при условии, что мы четко знаем алгоритм и действуем в соответствии с ним.
– Попробуйте составить алгоритм умножения многозначных чисел на двузначное число в столбик.

(Работа в группах.)

– Что у вас получилось?

(Алгоритм появляется на доске на отдельных листах)

1. Умножу 1 множитель на число разрядных единиц 2 множителя.
Получу 1 неполное произведение.

 

2. Умножу 1 множитель на число десятков второго множителя.
Получу 2 неполное произведение.

– Что должны помнить при записи 2 неполного произведения?

3. Сложу неполные произведения.

– Хорошо. Давайте проверим совпадает ли наш способ действий с выводами ученых? (Учебник, с. 47)

– Молодцы! Вместе мы преодолеем любые трудности.

IV. Применение открытого способа действий

(Работа в группах.)

– Найди ошибки и исправь.

Дети:

1. Неверно подписано второе неполное произведение.
2. Ошибка допущена при нахождении второго неполного произведения.
3. Ошибка при сложении двух неполных произведений.

Самостоятельная работа

(Предлагается материал разной степени сложности в зависимости от уровня подготовленности учащихся.)

V. Итог

– Вернёмся к началу урока.
– В чём испытывали затруднения?
– Как умножить многозначное число на двузначное в столбик?

VI. Домашнее задание

Н.Б.Истомина, ТПО № 1, с.39, № 89, 90.