Конкурс "Ученик года"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Воспитание у старшеклассников умения эффективного общения.
  3. Развитие смекалки, сообразительности, логического мышления.

Оформление:

  • сцена украшена цветами и шарами;
  • на стене висит эмблема конкурса.

Реквизит:

  • столы и стулья (для участников игры, жюри, ведущей), номера участникам;
  • листы бумаги и ручки для команд;
  • карточки с ситуациями;
  • фонограмма для заданий невербального общения и конкурса частушек;
  • подарки участникам, лента победителю конкурса;
  • музыкальные номера от классов, групп поддержки.

(Звучит музыка…)

Ведущий: Наша встреча имеет сегодня большой и глубокий смысл, так как представить вам наших лучших ребят, не просто лично вы их и так всех знаете хорошо, а с наилучшей стороны в различных ситуациях, конкурсах и других испытаниях, и позволит выбрать одного из них, который будет признан самым эрудированным, воспитанным, общительным. Вам, болельщики и уважаемое жюри в составе:__________________________________________________

Предстоит выбрать лидера, который получит звание “Ученик года” и отметить выдающиеся особенности остальных участников.

Итак, разрешите представить участников нашей встречи, которых прислали классы.

(Выход и представление участников под музыку)

I  Тур. “Эрудиция”.

Ведущий: Начинаем наши испытания с конкурсов и тестов на эрудицию, сообразительность

Разминка для эрудитов или “Блеф”-турнир.

Небольшой тест. На листах около необходимого номера поставьте да (+) или нет (-).

Количество правильных ответов определяют баллы. Всего предложений – 10, а какие из них верны, какие нет, предстоит определить вам, уважаемые участники

Вопросы для разминки! Определите, верны ли эти утверждения:

  • в Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами (да);
  • в Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок (нет);
  • великий Гёте подарил своё перо великому Пушкину (да);
  • авторучка была изобретена ещё в Древнем Египте (да);
  • для пространного письма требовалось два-три гусиных пера (да);
  • шариковая ручка сначала применялась только военными лётчиками (да);
  • выпускаются ли в Африке витаминизированные карандаши для детей, имеющих
  • обыкновение грызть что попало (да);
  • в некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля (нет);
  • при Петре I в ходу была “картузная” бумага. Верно ли, что её применяли при изготовлении картузов? (нет, в неё паковали боевые артиллерийские снаряды);
  • верно ли, что в одно время в Нью-Йорке можно было подписаться на газеты бесплатно, сдав определённое количество тряпья? (да, это было в XIX веке во время дефицита сырья для бумаги).

Ведущий: Ну что ж первый конкурс, что первый блин. мы просто разогревали свой ум и память, а теперь вниманию предлагается рассказ-загадка, каждому из участников. Разгадка требует оригинальных решений, творческого, логического мышления. (Участники читают, обдумывают, говорят вслух свой вариант ответа).

Два горняка после долгого трудового дня в шахте поднялись на поверхность. У одного из них лицо было чистым, а у другого запорошено пылью (чёрным от пыли). Когда они распрощались, шахтёр с чистым лицом остановился и стал вытирать лицо носовым платком, другой шахтёр пошел домой в таком виде, как был. Можете вы объяснить их необычное поведение.

(Горняк с чистым лицом, глядя на своего товарища, решил, что он выглядит так же и стал вытирать лицо. Другой шахтёр, видя чистое лицо первого, не подозревал, что его лицо в пыли).

Инспектор, который посетил урок молодого учителя, просто в восторге. Когда учитель задаёт вопрос, весь класс поднимает руки и кого-бы, не спросил учитель ответ всегда правильный. Очень довольный инспектор вышел из класса. Тогда учитель сказал детям: “Молодцы! Вы хорошо поработали. Но теперь, когда инспектор ушёл…”. Что сказал учитель дальше?

(Те, кто знает ответы, могут не поднимать левую руку).

Миша рассказывает: “Мой брат такой соня. На прошлой неделе он установил рекорд: лёг спать в 7 часов вечера, поставил будильник и проспал до 9 часов утра. Неужели он действительно проспал 14 часов?

(Конечно, нет. Будильник разбудил его в 9 часов вечера).

Посетитель ресторана обнаруживает в поданной ему тарелке супа муху. Официант с извинениями принимает тарелку со стола, уносит её на кухню и через минуту возвращается с новой порцией супа. Едва отведав суп, посетитель снова подзывает официанта и с возмущением говорит: “Как Вам не стыдно! Вы подали мне тот же суп, что и в первый раз! Безобразие! Каким образом посетителю удалось разоблачить недобросовестного официанта?

(Перед тем, как заметить муху он успел посолить суп).

Вчера дедушка вышел на прогулку и начался дождь. Вскоре дождь усилился. Дедушка был довольно далеко от дома, и у него не было ни зонта, ни плаща, ни шляпы. И всё-таки, когда через час дедушка вернулся домой, ни один волос на его голове не промок. Как это могло произойти?

(Он был совершенно лысый).

На улице одна дама остановила такси, сказала шофёру адрес и села в машину. Тут же она начала болтать без умолку. Через четверть часа водитель обратился к пассажирке: “Мадам, вы напрасно разговариваете со мной, я совершенно глухой, и сегодня как назло мой слуховой аппарат не работает”. Дама замолчала к удовольствию шофёра. Когда дама вышла из машины, около своего дома и такси уехало, она поняла, что шофёр вовсе не был глухим. Как она догадалась, что водитель обманул её?

(Если бы водитель был глухим, то он мог бы не услышать, куда везти даму).

Ведущий: Здесь, конечно, трудно проверить каждого в какой-то области наук, однако можно попробовать, и поможет нам это сделать блиц- турнир под названием “ Из области общих знаний”. Условия этого конкурса: каждому из Вас предлагаются вопросы, если Вы не можете на них правильно ответить Ваше балл зарабатывает любой из участников при условии правильного ответа: за правильный ответ – даётся жетон. Количество баллов – это количество правильных ответов. Готовы? Можно начинать?

  1. По заверению Лермонтова он “дик и злобен”. (Терек).
  2. Во время этого события народ превращается в электорат. (Выборы).
  3. Бывает “ торфяным” или “ мещанским”, характерная черта. – засасывает (болото).
  4. Самый крутой в готовальне. (циркуль).
  5. Батько Махно по своим политическим пристрастиям. (Анархист).
  6. Что венчает трапезу истинного англичанина? (Пудинг).
  7. Самая верная жена всех времён и народов – ждала мужа 20 лет (мифология). (Пинелопа).
  8. “Друг” нитрата (пестицид).
  9. Вы найдёте его вверху на любой географической карте (Норд).
  10. Папирусная лодка Тура Хейердала. (Ра).
  11. Музыкальная визитка страны. (Гимн).
  12. Чем богата морская капуста? (Йодом).
  13. “Звездно-полосатый” дядюшка. (Сэм).
  14. Зажигательный танец с кинжалом в зубах. (Лезгинка).
  15. Вид транспорта, с которого надо снять женщину, чтобы облегчить работу лошади. (воз).
  16. Река, в которой полощут бельё красноярские женщины. (Енисей).
  17. Междометие “Эй” – как существительное. (Окрик).
  18. Африканское животное – символ переменчивости жизни. (Зебра).
  19. Продолжение учительского пальца. (Указка).
  20. Американский актёр известный нам как “Нико”. (Стивен Сигал).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги первого этапа конкурса эрудитов. Предлагаем Вашему вниманию музыкальную паузу.

(Слово жюри).

II Тур. “Общение”

Ведущий: Единственная роскошь, дарованная человеку, примерно так определял, общение Антуан де Сент-Экзюпери и право же не смотря на некоторую затерянность это суждение, формула эта исключительно верна. Без и вне общения невозможно существование человеческого сообщества, ибо именно общение определяет условие совместной деятельности людей.

И не секрет, что частым камнем преткновения в общении людей являются конфликты. Их преодоление требует от людей доброй воли и особых умений.

Каждому участнику предлагается карточка с кратким описанием конфликтной ситуации, он вызывает группу поддержки и инсценирует, по их мнению, наилучший способ преодоления конфликтной ситуации. (Ситуация зачитывается, разыгрывается при помощи группы поддержки).

  1. Вы сели в переполненный автобус, прокомпостировали билет. Но когда контроллёр попросил предъявить билет, Вы не смогли его найти. На Ваши объяснения контроллёр заявил: “Я Вам не верю, билета у Вас нет” – Ваша реакция.
  2. - “Почему ты мне не позвонил” – говорит она,
    - “ Я не дозвонился дорогая” – говорит он,
    - “Если бы хотел, непременно дозвонился. И вообще можешь себя не утруждать больше”
    Что бы Вы предприняли на его месте?
  3. Вы решили навестить своего приятеля, которого давно не видели. С тортом и цветами стоите перед его дверью. Однако лицо приятеля открывшего дверь выражает неприметное удивление. Он начинает невнятно объяснять, что собирается куда-то уходить.
  4. Как бы Вы поступили в этой ситуации?
  5. Вы собирались в театр, достали с трудом два билета. Пригласили друга (подругу), и отдали ему билеты, он на правах старшего взял их себе. Вы пришли на встречу, а его нет. Вот, наконец, прибежал и выясняется, что в спешке забыл билеты дома. Как себя повести?
    У тебя попросил книгу одноклассник. Ты дал её ему на неделю. Прошла неделя, а он молчит. Затем выясняется, что эта редкая книга потеряна.
  6. Вы проявили себя как недисциплинированный ученик, и учитель попросил у Вас дневник, чтобы записать замечания и известить родителей о Вашей успеваемости. Вам не хочется огорчать родителей. Как уладить это дело с учителем?

(Во время подготовки инсценировок проводится игра с залом).

Ведущий: Вы все старшеклассники, а это означает, что вы не первый год в стенах нашей школы. Кто самый внимательный? Отвечайте ! Кто быстрее даст правильный ответ ?

  1. Сколько в нашей школе классных комнат? – (44)
  2. Сколько ступенек на крыльце школы? – (9).
  3. Сколько учителей работает в нашей школе? – (84).
  4. Количество входов в спортивный зал? – (2).
  5. Количество входов в школу? – (7)

Вопрос всем угадавшим: Любимое изречение твоего любимого учителя.

Ведущий: Кроме вербального, т.е. словесного общения есть ещё так называемое невербальное общение: мимика, жесты, внутреннее мышление, что немаловажно в нашей жизни. Покажите, пожалуйста полученные ситуации, а зрители должны догадаться,что и где происходит.

(Участники берут карточки с ситуациями)

  1. Вор в чужой квартире.
  2. Композитор сочиняет музыку.
  3. Контроллёр в трамвае.
  4. Режиссёр на репетиции.
  5. Хирург в операционной.
  6. Болельщик на стадионе.

(Показ под музыку, зрители угадывают)

Ведущий. Слова могут убедить, уговорить человека, могут, конечно и ранить. Красноречивый человек всегда испытывает меньше трудностей в общении, в жизни.

Сейчас каждому участнику будет дано высказывание. Через две минуты представьте шутливое или серьёзное обоснование высказывания. (Каждый берет одно изречение)

  1. “Дурно одетая женщина не может быть умной” (Ларошуфуко).
  2. “Счастье-это состояние души” (Станиславский).
  3. “Мой разум основа моего поведения, а моё сердце-мои законы” (С. Морешал).
  4. “Совесть-это наш внутренний судья” (Гольбах).
  5. “Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин” (Ф.М.Достоевский).
  6. “Величайшая победа-есть победа над самим собой” (П. Камдерон)

Пока участники обдумывают, для нас с Вами музыкальный подарок.

(Участники зачитывают изречения и обосновывают высказывания)

Слово жюри. (Член жюри называет число набранных участниками баллов)

III. Тур. “Воспитанный ли Вы человек?”

Ведущий: Правила этикета – это конкретные модели поведения, определенных действий, призванных выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Обычно они пронизывают различные виды совместной деятельности и контактов между людьми.

А как обстоят у нас дела с этими правилами. Сейчас мы попытаемся это выяснить.

Конкурс по правилам этикета.

“Найдите в данных сценках ошибки в поведении, допущенных нашими актёрами. (Инсценировка ситуаций участниками школьного театра миниатюр)

  1. В доме сидит компания ребят и что-то рассматривает. Петя входит и восклицает: “А вот и я!”. Ребята смотрят на него недоумённо и переспрашивают друг у друга: “Кто это?”. Хозяин кричит: “Петька, заходи. Играть с нами будешь!”. Тот садится и игра продолжается. (Вошел без стука, хозяин его не представил гостям).
  2. На школьном вечере сидят рядом два ученика.
    - Посмотри, как танцует (указывает пальцем).
    - Пойдёт.
    - А как одета вон та девчонка, не поймёшь: девочка или мальчик.
    - Это моя сестра.
    - А я не знал, что ты её брат.
    - Я не брат – я сестра.
    (Нельзя указывать пальцем во время беседы, обсуждать с незнакомыми людьми других, так как можно попасть в впросак. Допустив оплошность надо извиниться).
  3. Разговор по телефону.
    - Привет, что делаешь?
    - Привет (не уверенно), а кто это?
    - Можно подумать ты не знаешь, гулять идём?
    - Я занят.
    - Чем же ты это таким срочным занят? Ну ладно.
    (Не поздоровался, не представился, оборвал разговор, не попрощавшись, нельзя спрашивать, чем занят, так как это бестактно).
  4. На улице.
    - Дяденька, дяденька.
    - Да.
    - Сколько время?
    - 14:45.
    - Ого (убегает)
    (Разговор со старшим: – Извините, пожалуйста, который час? Благодарю!).
  5. Звучит музыка.
    - Он: (подходит). Вы танцуете?
    - Она: Не знаю.
    - Он: Разрешите пригласить.
    - Она: Не знаю, ну ладно. (Танцуют).
    - Он: Всё спасибо. (Не провожает).
  6. На дне рождения. Входят гости.
    Гости: – Здравствуйте.
    Хозяин:- Здравствуйте, а мы думали, что вы не придёте.
    Гости: – Да вот дела задержали. Поздравляем. (Отдают подарок в коробке).
    Хозяин: – Спасибо.
    (Если опоздал – надо извиниться, а хозяину не заострять внимание, чтобы не поставить гостей в неловкое положение. Подарок надо развернуть, посмотреть и выразить благодарность).

Ведущий: С правилами этикета всё нормально, только надо бы не забывать их в повседневной жизни. Особенно в отношениях с младшими они как-то забываются, Вам предлагается конкурс “ Воспитатель”.

Вы собираетесь на прогулку с маленьким братом. Помогите же одеться первоклашке. (время 2 минуты).

Заранее приготовьте пальто, куртки, ботинки, шарфы, шапки.… Всё можно сложить в большую коробку. Оценивается быстрота, качество одевания и искренняя заботливость о малышах.

Ведущий: Наш последний конкурс предполагает проверить умение участников завязать контакт с интересным человеком и взять у него интервью, которое бы показало нам, чем этот человек интересен (время 5 минут).

А в это время группа поддержки команда из участников приглашается на сцену. Вам предстоит подбодрить участников, сочинить частушку за 5 минут, которая начиналась бы словами “Вот бы нам…”, “ Если б я…”.

Ведущий: Итак, интервью готово!!! Прошу участников на сцену!

(Интервью на сцене)

Ведущий: А теперь слово группе поддержки. Послушаем частушки пока жюри подводит итоги. (Исполнение частушек под фонограмму)

Ведущий: Наши испытания подошли к концу. Мы благодарны всем нашим конкурсантам, группе поддержки, зрителям за то, что они пришли сегодня в этот зал и каждый на своем месте поддержал этот конкурс. Слово предоставляется председателю жюри конкурса……….

(Звучат фанфары)

Председатель жюри: (благодарит участников, зрителей)

По решению жюри:

Звание “Красноречивый” присваивается….

Звание “Эрудит” присваивается….

“Самый артистичный” у нас…

“Весёлый и находчивый” -это…

“Остроумным” является…

И, наконец, звание “Ученик года” получил _________________, набравший ___________ баллов. (Фанфары)

(Награждение и поздравление участников. Победитель награждается специальной лентой.)