Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках литературы в старших классах как одно из условий формирования личности

Разделы: Литература


Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает, в первую очередь, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям, суть которых – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.(5, с42)

Цели обучения, его содержание, уровни ЗУН определяются через лингвистическую и коммуникативную компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех ЗУН, которые формируются в процессе обучения и обеспечивают владение предметом.

В Федеральном компоненте Государственного стандарта определены следующие виды компетенции: коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая.

Введение этих понятий - закономерное следствие глубокого теоретического осмысление целей преподавания предметов образовательной области «Филология», что делает возможным более полное и последовательное моделирование содержания обучения данных предметов и необходимо для решения практических задач. Следовательно, основными проблемами обновления содержания образования являются:

- пересмотр методики преподавания, выработка единых подходов к предметам филологического цикла;
- разработка интегративного подхода в преподавании языка и литературы;
- использование новых технологий, в основе которых лежит принцип активизации деятельности учащихся;
- организация самостоятельной работы на уроках, включающей наличие направляющих заданий самого разного характера, разнообразных форм заданий – индивидуальных, групповых, фронтальных.

Индивидуальная форма дает возможность максимально учитывать личностные особенности учащихся, групповая форма позволяет при делении класса на группы выравнивать пробелы, приучаться работать в коллективе, а фронтальная форма ведет учащихся к решению единых задач, но решают они их самостоятельно, стремясь достичь поставленной цели.

Понятие «самостоятельная работа» несет несколько смысловых значений. Для одних исследователей это форма и метод организации учебного процесса, в котором представлена деятельность учащихся и учителя, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения учениками, для третьих – только деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя.(6,с39)

Между тем самостоятельная работа учащихся – наиболее сложный вид учебной деятельности, когда роль учителя становится ведущей. При организации репродуктивной деятельности учитель непосредственно «управляет» учебным процессом, он объясняет, спрашивает, показывает, организует закрепление пройденного материала. Если говорить об организации самостоятельной деятельности учащихся, то перед учителем стоит несколько задач:

  1. Постановка проблемы, способной заинтересовать учащихся, создать мотивацию и предпосылки учебной деятельности.
  2. Организация работы таким образом, чтобы учащиеся пришли не просто к «выводу», а к «убеждению», который ученики делают самостоятельно.
  3. Осуществление активного обучения речи (учащиеся говорят сами, рецензируют ответы товарищей).
  4. Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на уроке.
  5. Организация проверки полученных результатов.

При организации самостоятельной деятельности учащихся необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Наличие направляющих заданий самого различного характера;
  2. Разнообразие форм заданий - индивидуальных, групповых, фронтальных;
  3. Использование технологий, основанных на деятельностном способе обучения.

Возникает проблема множественности решений, к которым учащиеся могут прийти в результате как самостоятельной, так и коллективной работы. Тогда на этапе обсуждения неизбежно может возникнуть полемика: кто прав? Учащиеся могут предложить несколько вариантов ответов. И в таких сложных ситуациях они обращаются к авторитету учителя. А задача учителя состоит в том, чтобы не навязывать эту идею, а позволить школьникам самостоятельно обнаружить и усвоить ее. Особое значение приобретают подготовленные учителем задания, организующие работу учащихся, которая на уроках литературы направлена на анализ художественного текста.

Одним из главных условий обучения является последовательный переход от работ подражательного характера к работам творческим, которые являются одним из высших видов учебной деятельности, это умение преломлять полученные знания в новой ситуации. Важным критерием является осознание собственного эмоционального отношения к тексту. Важно, чтобы в работе отсутствовали готовые решения, чтобы выражение результатов работы школьник вел своими словами, своим слогом.

Большое значение приобретает обучающий (подготовительный) этап, когда учитель показывает путь выполнения задания, а ученик видит возможный путь, но может выбрать и свой.

Рассмотрим, как была построена работа педагога по организации самостоятельной работы при изучении курса литературы в 10 классе

Сквозная тема курса «Литературный процесс в 19 веке. Автор и художественное произведение в этом процессе». На уроках повторения в начале учебного года шла работа по систематизации сведений по теории литературы, о логике развития русской литературы 1 половины 19 века, была проведена работа с такими понятиями, как «литературный процесс», «отражение жизни в литературном произведении», «традиции и новаторство», «национальное своеобразие литературы», «творческий метод», «художественная система и направление». Итогом работы стало семинарское занятие «Русский человек глазами первых писателей реалистов».

Монографические темы изучаются методом крупных блоков. При изучении каждого блока учебное время распределяется таким образом, что первые уроки – вводные (характеристика эпохи, особенностей литературного направления, обзор творчества писателя, творческого метода, знакомство с историей создания того или иного произведения).

Следующие этапы работы:

- знакомство с текстом художественного произведения;
- выход на определенную проблему;
- анализ текста; анализ отдельных эпизодов;
- характеристика героев, их взаимоотношение с окружающим миром;
- подведение итогов наблюдения, обобщение (составление в ходе работы таблиц, опорных конспектов, дневников наблюдений, работа над изобразительно-выразительными средствами);
- выводы учащихся о мастерстве писателя, традициях и новаторстве.

Формы работы:

- устные зачеты;
- ролевые игры (учащиеся выступают в роли историков, биографов, теоретиков, исследователей текста);
- литературные игры;
- семинары.

На уроках используются 3 типа заданий:

- задания, требующие конкретного знания текста, точного ответа;
- задания, предполагающие вариативность ответов;
- творческие задания, требующие предварительной подготовки.

Формами контроля являются:

1. Блиц-опросы.
2. Вопросы викторины.
3. Тестовые задания.
4. Контрольные работы, вопросы которых предполагают знание теоретического материала, текста художественного произведения.

При таком подходе меняется позиция ученика: от объекта, получателя готовой информации, до активного субъекта, самостоятельно добывающего информацию. Индивидуальная карта развития познавательной самостоятельности показывает, какой вид деятельности (репродуктивный, продуктивный, творческий) выбирает ученик

.

Фамилия, имя ученика

. Репродуктивный Продуктивный Творческий Итог
Виды деятельности Стих. наизусть План статьи Тезисы (учебник) Сообщение Конспект Сообщение Анализ текста Сочинение Защита

проект

Реферат Семинар Сочинение - рецензия 1 полугодие 2 полугодие год

На итоговых занятиях предпочтение отдается групповой работе. После представления результатов деятельности учащиеся каждой группы высказывают свое мнение, оценивая работу друг друга по следующим критериям: активность, оригинальность, культура речи, самостоятельность, глубина, правильность.

Так, изучая тему «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», учащимся были предложены следующие темы исследований:

- Как соотносится жизнь героев романа «Отцы и дети» с жизнью страны?
- Научные, философские, политические взгляды Базарова.
- Нигилизм-болезнь переломных эпох, трагедия тотального отрицания.
- Отчий дом-основа нравственного самостояния человека.
- Испытание любовью. Почему и Базаров, и П.П.Кирсанов не находят счастья в любви?
- Счастливые браки в эпилоге - кому они дарованы?

Такие задания носят более сложный характер, так как материал необходимо соединить в единое целое и сделать вывод об особенностях творческой манеры писателя. Вся работа представляется необходимой, поскольку интерес к личности писателя может служить основой интереса к его произведениям.

Интересно прошли уроки «Кто же Вы, господин Базаров?» (ролевая игра), диспут «Проблемы вечных ценностей в романе», литературная мастерская «Загадка Базарова» (3, с57-65) урок- семинар по теме «Конфликт поколений на страницах романа «Отцы и дети». Каждая группа представила компьютерную презентацию, продуктом самостоятельной деятельности стали слайды, иллюстрации, творческие работы учащихся, выпуск газеты

Оценить степень самостоятельности каждого ученика позволяет матрица итоговых результатов, разработанная профессором В.Г. Маранцманом.

Фамилия, имя ученика Предметно – информационная

Составляющая (знания)

Деятельностно – коммуникативная составляющая (умения) Компетенция Итоговая оценка
. . Теоретико-литературные  понятия Идейно-художественное содержание произведения Исторические и биографические факты  Понимание авторской идеи, проблем Анализ худ. текста  Обобщения, выводы, логичность ответа Участие в диалоге Развитость речи .

В ходе изучения данной темы учащиеся вычленили проблемы, возникающие при вдумчивом чтении текста. Целостный анализ романа позволил понять авторский замысел, жанровое своеобразие произведения, раскрыть психологию, идейные взгляды, поведение героев.

Ученики повысили компетентность в сфере познавательной деятельности, приобрели навыки работы в группе, самостоятельной работы с большим объемом информации, научились вычленять проблемы, намечать пути их решения, достижения цели. У учащихся повысилась литературоведческая подготовка, усовершенствовались навыки грамотного читателя, усовершенствовались навыки в проведении филологического анализа текста. На уроках внеклассного чтения были рассмотрены произведения В. Токаревой «Я есть, ты есть, он есть», В.Золотухи «Последний коммунист».

Изучение данной темы позволило использовать знания не только по литературе, но и по истории (характеристика эпохи 60 годов 19 века). На уроках риторики было проведено анкетирование «Ваши взаимоотношения со старшими», практическое занятие «Конфликты в нашей жизни», ток – шоу «Я и моя семья». (1, с95). Школьники увидели, что конфликт двух поколений - вечный спор «отцов и детей», спор «века нынешнего и века минувшего». Они попытались провести параллель между двумя эпохами, оценили свое поведение со старшими, постарались найти способы разрешения конфликтных ситуаций, сформулировали правила поведения, выполнение которых помогло бы не провоцировать конфликты со старшими.

Работа помогла родителям узнать о проблемах своих детей (на родительском собрании были предложены результаты анкетирования учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности»), преподавателю лучше узнать своих учеников, направить их энергию, умственные возможности в нужное русло, развивать их внутренний потенциал.

Развитию самостоятельности, познавательных возможностей обучающихся способствует также проектная деятельность. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учениками пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу. Самостоятельная деятельность способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов, позволяет школьнику познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. У старшеклассников этот выбор, как правило, связан и с профессиональным самоопределением. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования таким образом, чтобы ученики совершили восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигли истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Найти удачную тему не так- то просто. Она должна быть конкретной и дарить радость вдумчивого чтения, погружения в текст, читательских догадок и озарений, когда чтение – это «труд и творчество».

Этапами подготовки проекта являются:

  • «Презентация» проекта (реклама).
  • «Полевое исследование». Поиск информации по данной теме.
  • «Погружение». Обсуждение творческих работ учащихся.
  • Заочная защита проекта.
  • Защита проекта перед одноклассниками, на школьном (районном, городском) туре научно – практической конференции

Многие ученики гуманитарного класса связывают свое будущее с изучением предметов гуманитарного цикла. Литературоведческие темы в этом случае выбираются таким образом, что учитываются межпредметные связи (история, МХК, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство). Исследовательские работы учащихся направлены на личностное освоение художественного текста, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике. В итоге, ученики не просто знают, что «чтение есть лучшее учение», а и умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книг духовно- нравственные ценности.

Интересными являются темы исследований:

- «Цвет и свет в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (лексический анализ текста);
- «Звуки в романе «Собор Парижской Богоматери»;
- «Одоризмы в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»;
- «Лики города» в пьесах Николая Коляды»;
- «Анализ поэтического текста в трилогии Сергея Лукьяненко «Ночной дозор»;
- «Функции портрета в романе Бориса Акунина «Статский советник»;
- «Система действующих лиц в трилогии Толкиена «Властелин Колец»;

Так исследовательская работа ученицы по теме «Лики города» в пьесах Николая Коляды» позволила познакомиться с творчеством известного уральского драматурга, изучить исторический материал, расширить свои знания по истории родного города, попытаться найти топонимы, указанные в пьесах Николая Коляды. Анализируя авторские ремарки, ученица рассмотрела такие понятия, как «современный литературный процесс», «особенности драматургии новой волны» «художественное пространство и время», «пейзаж», «интерьер», «речь героев». Данная работа была представлена на районный тур НПК (1 место), на конкурс творческих работ в Центре «Одаренности технологий» (диплом участника).

Проектная деятельность способствует интеграции между предметами различных образовательных областей, развивает коммуникативные навыки, оригинальность мышления. Ученики приучаются ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность. Все это способствует повышению мотивации в изучении литературы, дает навыки самостоятельной деятельности, научного исследования.

Исследовательские работы учащихся направлены на личностное освоение художественного текста, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике. В итоге, ученики не просто знают, что «чтение есть лучшее учение», но умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книг духовно- нравственные ценности.

Таким образом, познавательная деятельность приносит удовлетворение от участия в ней. Учащиеся оперируют учебным содержанием, идет процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самореализации, создаются предпосылки для развития творческого потенциала. Все это обеспечивает формирование человека знающего, коммуникабельного, способного к саморазвитию.

Приложение

Литература:

  1. Байкова Л.А. Ток- шоу «Отцы и дети»/ 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.- 160с.
  2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2004.-122с.
  3. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. Методическое пособие.- СПб: «Паритет»,2004.-256с.
  4. Программно – методические материалы. Литература. 5-11 кл./Сос. Т.А. Калганова.-3-е изд.,- М.: Дрофа,2000.-320с.
  5. Сборник нормативных документов. Литература/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа. 2004.- 220 с.
  6. Шишмаренкова Г.Я.Самостоятельная работа на уроках литературы: сотворчество учителя и ученика /Филологический класс. Региональный методический журнал учителей – словесников Урала, 2003, №10, с.39-43.