Урок русского языка во 2-м классе с применением ИКТ "Правописание слов с сочетаниями жи — ши, цы — ци"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить правильно писать сочетания жи–ши, цы–ци;
  • дать общее представление о написании мягкого знака в словах, обозначающих действие предмета и оканчивающихся на букву ш;
  • работать над развитием орфографической зоркости.

Оборудование: Мультимедиа проектор, слайды, экран, ПК. (Приложение)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Какую тему начали изучать на предыдущем уроке? (Правописание твердых и мягких согласных, сочетаний жи–ши)

- Что нужно делать, чтобы не допускать ошибок при написании сочетаний жи–ши? (Больше тренироваться в их написании)

2. Чистописание. Постановка темы урока. (Демонстрация на экране)

Правописание слов с сочетаниями жи (-ши), цы( -ци).

Характеристика букв п, т, ш.

Написание на свободной строчке: шипишь, пилишь, смешишь.

- Что общего у этих слов? (Оканчиваются на -шь)

- Что обозначают эти слова? (Действие)

- После какой буквы написан мягкий знак? Кто сделает вывод? (Дети делают вывод самостоятельно, идет демонстрация на слайдах)

Комментированная запись предложения с одновременной записью в тетрадях. (Слайд с изображением птицы и птенцов.) Дети составляют предложения по картинке. На экране появляется предложение:

У птицы вывелись птенцы.

Первый ученик.

- Первое слово в предложении пишу с заглавной буквы, пишу У, слова в предложении пишутся отдельно, пишу птицы, пишу – п , пишу – ти   после т пишу гласную и, пишу цы – после ц пишу гласную ы. Я знаю правило: на конце слова, после ц пишется буква ы.

Второй ученик.

- Следующее слово пишу отдельно с маленькой буквы. Пишу по – после п пишу гласную о, пишу гласную я, пишу ви после в пишу гласную – и, пишу ли после л – пишу гласную и, пишу замочек с с мягким знаком.

Третий ученик.

- Следующее слово пишу отдельно с маленькой буквы птенцы. Пишу – п, пишу – те после т, пишу гласную е, пишу замочек н , пишу цы – после ц – пишу гласную ы.

Я знаю правило:

На конце слова, после ц пишется буква ы. В конце предложения ставлю точку.

- Почему после буквы ц написали ы? (Дети формулируют правило, идет демонстрация слайда.)

Задания:

  1. Поставить ударение в словах предложения (самостоятельно). Проверить проговариванием.
  2. Подчеркнуть мягкие согласные. Назвать звуки, перед которыми согласные произносятся мягко.
  3. Подчеркнуть главные члены предложения, пользуясь опорными схемами. (Демонстрация на слайдах опорных схем. Какие слова обозначают предметы, действия предметов?)

Ученик.

- В предложении говорится о птенцах. Слово птенцы обозначает название предмета.

Учитель: Докажите по схеме.

Ученик: Слова, отвечающие на вопросы кто это? что это? Обозначают названия предметов. Подчеркиваем одной чертой. Слова, которые обозначают названия предмета, называются именами существительными.

Ученик: Слово появились, обозначает название действие предметов.

Учитель.

- Докажите по схеме.

Ученик доказывает.

- Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?, обозначают действия предметов. Это слово подчеркиваем двумя чертами. Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами.

3 . Работа по теме урока.

1. Словарная работа. Комментированная запись словарных слов с одновременной записью в тетрадях. Демонстрация слайдов.

а) Карандаши, машина, жираф, пассажир.

Ученик:

- Пишу слово карандаши. Пишу ка – после к – пишу гласную а, пишу ра – после р – пишу гласную а, пишу замочек н, пишу да, пеосле д – пишу гласную а, пишу ши, после ш пишу гласную и. Я знаю правило: жи–ши, пиши с буквой и.

В слове карандаши ударение падает на третий слог - ши. Запоминаем безударную гласную а в слоге ка (подчеркнуть а). Запоминаем безударную гласную а в слоге -ран и в слоге -да (подчеркнуть а) и т.д.

- Какие орфограммы спрятаны в словах? (Непроизносимые безударные гласные. Словарные слова, сочетания жи–ши.)

б) Вершина, держи, моржи, лежит, тишина, стрижи.

– Какие орфограммы спрятаны в словах? (Слова с безударной гласной в корне, сочетания жи–ши)

(Демонстрация слайдов)

Хоть я и безударный гласный,
С ошибками я не согласный.
Не смогу сдержать протеста,
Если ставят не на место.

г) Работа с компьютером и с тестами. (Одна группа садится за компьютеры , выполняет задание на оценку, а вторая группа работает с тестами на местах.)

Вставить пропущенные буквы:

Ц.нк, ц.новка, птенц., принц., ц.корий, ц.фры, пальц., пяльц. (объяснение значение слов).

(На оценку)

4. Работа с учебником на стр. 122–124.

Упр. 159. Выписать все слова с сочетаниями жи–ши.

5. Физкультминутка

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.

6. Продолжение работы.

1. Упражнение 160 – повторить ед. мн. число.

Упр. 161 – самостоятельная работа (c помощью слайдов, на оценку).

Придумайте еще слова, обозначающие действие предмета и оканчивающихся на -шь (летишь, свистишь, шипишь, зашиваешь, обжигаешь).

7. Итоги урока:

- Почему жи–ши пишем с буквой и?

Домашнее задание: упр. 163, стр. 125.