Проект "Первые шаги в науку"

Разделы: Начальная школа


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

Причины и проблемы, побудившие к созданию и реализации проекта:

  1. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности ребёнка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
  2. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
  3. Общеобразовательная школа занимается в первую очередь учебным процессом, разработка и реализация данного проекта позволят значительно расширить деятельность, направленную на индивидуальное развитие личности школьника с учётом его возможностей, интересов и потребностей.
  4. Тесное сотрудничество учителя и ученика предоставит учащимся возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей.
  5. Родители не всегда имеют возможность организовать деятельность ребёнка после уроков с учётом их способностей.

Цель проекта: создать в школе первой ступени образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.

Задачи:

  1. Выявление наиболее способных и одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  2. Создание условий для всестороннего развития личности.
  3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  4. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
  5. Формирование мотивации успеха.
  6. Повышение профессионального уровня преподавателей школы.

Режим работы:

Режим работы учащихся составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 44), обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, рациональное использование учебного времени для организации проектно-исследовательской деятельности и экскурсионно-краеведческой работы.

Ожидаемые результаты:

  1. При переходе в школу второй ступени учащиеся будут иметь представление и практику в разных формах научно-исследовательской деятельности.
  2. Выделение групп способных и одарённых детей.
  3. Определятся индивидуальные траектории развития личности учащихся.
  4. Будет сформирована группа педагогов, сопровождающих способных и одарённых детей.

Структура деятельности (схема)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Отвественный

I этап. Организационный

  Ознакомление с Положением об обучении в заочной Школе космонавтики (ЗШК) родителей, учеников, педагогов.

сентябрь

 
  Заключение договоров с родителями учащихся 4а класса, принимающих участие в обучении.

сентябрь

 
  Оплата за обучение в ЗШК.

до 01.10.2007

 
  Составление циклограммы работы дистанционного обучения.

сентябрь

 
  Выполнение вступительных заданий учащимися 4-х классов.

до 23.10.2007

 

II этап. Выполнение работ учащимися

  Регистрация полученных письменных заданий для обучения в ЗШК.

октябрь

 
  Выполнение работ учащимися.

октябрь - апрель

 
  Оказание помощи учащимся в оформлении работ.  
  Обеспечение учащихся учебно-методическим материалом, необходимым для выполнения работ.  
  Регистрация выполненных работ.  
  Своевременное отправление работ в ЗШК.  

III этап. Итоговый

  Вручение свидетельств об окончании обучения в ЗШК на общей линейке.

май

 
  Поощрение родителей (благодарственные письма), оказывавших активную помощь детям в выполнении работ.

май

 
  Анализ работы дистанционного обучения в 2007–2008 учебном году.

май

 
  Планирование работы на следующий учебный год.

май

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
(ноу) начальных классов “Эрудит”

Месяц

Содержание работы

Ответственный

сентябрь

1. Подготовка к проведению организационного собрания участников НОУ. Руководитель НОУ

октябрь

1. Проведение организационного собрания.

2. Проведение диагностики участников НОУ.

Руководитель НОУ, учителя.

ноябрь

1. Работа учащихся с литературой, над рефератами.

2. Оформление стенда НОУ.

Научные руководители.

декабрь

1. Участие членов НОУ в школьных предметных олимпиадах.

2. Совещание с научными руководителями.

3. Оказание методической помощи учителям в оформлении научной работы.

Руководитель НОУ, учителя.

январь

1. Работа над рефератами.

2. Оформление научных работ.

Учителя-предметники.

февраль

1. Подготовка к научно-практической конференции школьников.

2. Участие в олимпиаде интеллектуалов.

Руководитель НОУ, учителя.

март

1. Проведение научно-практической конференции учащихся начальных классов.

2. Награждение победителей грамотам и дипломами на общешкольной линейке.

3. Поощрение родителей (благодарственные письма), оказывавших активную помощь детям в выполнении работ.

Руководитель НОУ.
Зам. директора по УВР

апрель

Подведение итогов работы НОУ. Руководитель НОУ.

май

Планирование работы на следующий учебный год. Руководитель НОУ.

УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
И СПОРТИВНЫХ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответст-
венный

  Диагностика первоклассников (в рамках психологического сопровождения).

октябрь

 
  По результатам диагностики выявление доминирующих способностей учащихся.

октябрь

 
  Предметные школьные олимпиады по русскому языку и математике (2–4 классы).

февраль-март

 
  Участие в региональном конкурсе “Русский Медвежонок”.

ноябрь

 
  Участие в Международном конкурсе “Кенгуру”.

март

  Интеллектуальный марафон “Умки”.

март

  Участие в конкурсах рисунков (примерная тематика):    
  “Золотая осень”.

сентябрь

 
  “Огонь-друг, но врагом он станет вдруг”.

октябрь

  “Мама, милая моя”.

март

  “Безопасная дорога”.

ноябрь

  Конкурс книжек-малышек “Времена года”.

сентябрь-апрель

 
  Участие в спортивных соревнованиях (примерная тематика):    
  “Весёлые старты”

сентябрь

 
  “Папа, мама, я – спортивная семья”

октябрь

  “Минифутбол”

ноябрь

  “Весёлые старты”

декабрь

  “Рыцарский турнир”

февраль

  “Лёгкая атлетика”

апрель