Презентация "КТД как личностно-ориентированная воспитательная технология"

Разделы: Классное руководство


Не первый год наша школа ставит перед собой цели создания развивающей образовательной системы, обеспечивающей становление гармонично развитой личности, и проповедует личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании. Реализация данной цели предполагает не только новый взгляд на воспитанников, но и новое осмысление классических воспитательных технологии. Речь идет о такой технологии как Коллективное творческое дело (слайд1)

Историю КТД можно отсчитывать с первой половины 20 века. Менялась его идеологическая составляющая, но суть приема оставалась неизменной. Она предполагала коллективное творчество по определенному плану действий.(слайд 2: структура КТД)

Но что можно предложить взамен классической идейной основы технологии КТД? Возможно, это идея воспитания лидерских качеств. В рамках личностно-ориентированного подхода это звучит так: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах. Современной России нужны граждане активные и ответственные, а это базовые качества лидера. Именно лидерство может стать привлекательным средством самореализации и выступить одним из условий личностного роста, а значит, оно способно выступить мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. А для педагога основным мотивирующим фактором должна стать почти сказочная способность КТД формировать любой коллектив.

Простая, даже банальная истина – все лучшие человеческие качества сами собой развиваются там, где есть творческое отношение к жизни. Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ “творчество” открывает почти все двери. Обычные слова “создавать коллектив” означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, тогда только они и объединяются, учатся ценить друг друга.

Итак, коллективное творческое дело. Рассмотрим подробнее. Обратите внимание на таблицу (слайд 3: сравнительная табл. КТД классического и КТД л\о). На наш взгляд, новое понимание КТД заключается в смещении акцентов в совместной деятельности с задач, представляющих коллективный интерес, на задачи личностного развития. Но меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение. При этом методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

На следующем слайде представлена система классного самоуправления, к которой я пришла за годы работы. В классе действуют комиссии по направлениям на постоянной основе, а для каждого дела создается отдельная творческая группа. Вот, например, сценарий агитки на тему “Что такое КТД”. Его написали ученики 6 класса, готовясь к отчету на родительском собрании.

Музыка. На сцену выходят ребята, которые занимаются своими делами: слушают плеер, играют с телефоном, читают, дерутся и т.п. , выбегает ученик с большим конвертом:

- Внимание, внимание! Новое задание!

- (выхватывая конверт, читает, запинаясь на втором слове) Подготовить презентацию.

- А что такое презентация?

(все в недоумении, поворачиваются к зрителям) А вы знаете? (музыка)

-(голос за кадром) Так начинается 1 этап подготовки КТД. Все ищут ответы на вопросы (слайд 5: Механизм разработки коллективного творческого дела) (дети перестроились в колонну по одному, произносят фразу и сменяют друг друга):

- Зачем это нужно?

- Что лучше сделать?

- Для кого?

- Когда?

- Кто будет участвовать?

- С кем вместе?

- Кому быть организатором?

- Кто нам поможет?

- Где это будет?

(голос) – Основная задача старших – дать детям путеводную нить.

- Все на штурм! (дети собираются в кружок, выкрикивают свои идеи)

(голос) – Этап 2. Коллективное планирование. Здесь самый действенный прием - “мозговой штурм”.

(дети поворачиваются к зрителю, перестраиваются, слайд 6: определение и правила “мозгового штурма”)

- За 2 минуты каждый должен предложить свои вариант.

- Главное, не нарушать золотые правила штурма.

- Не критикуй.

- Выслушай до конца!

- Берем любую идею, даже фантастическую.

- Если не нравятся 2 идеи, делаем из них одну хорошую

(голос)- План составлен. Работа кипит.

( по сцене проходят, сменяя друг друга и обсуждая подготовку, Папа и Дочка, Мама и Сын, Учитель и Ученик)

(голос) - Работа кипит. И без хорошего повара здесь не обойтись. Но вот все готово. Вспомним, как это было.

КТД спортивные (слайд). Самое запоминающееся – малая межшкольная олимпиада ( на сцене акробат, футболисты, команда поддержки).

КТД познавательные. Городские олимпиады, предметные игры. В этом году мы подготовили на городской конкурс нашу первую электронную презентацию. В неё вошли рассказы о городе Челябинске, рассказ обо всех гербах города и его районов, воспоминания о посещении города с фотографиями. (демонстрация слайдов из презентации)

КТД общественные (слайд 16). Их было много. Но самыми яркими оказались моменты, когда родители посвящали нас в пятиклашки, а через год мы посвящали уже новых пятиклашек. Многим запомнились танцы, поставленные девочками нашего класса. (танец)

И, конечно, самые любимые – КТД эстетически-развлекательные. (Слайд 17: КТД эстетические). Наши праздники. Один из таких – День Святого Валентина, когда мы учились общаться друг с другом. А Женька Сунцов вызвал девочек на частушечный бой. (Частушки о школьной любви.)

(слайд 18: механизм анализа личностно-ориентированного КТД)

Все вновь появляются на сцене, одни недовольны, другие довольны сделанным. Спорят:

- И все же, давайте разберемся по существу.

(голос, вздыхая) – Этап 4 . Аналитический.

- Мы подводим итоги.

- Мы оцениваем себя

- Нас оценивают другие.

- Мы хотим обо всем рассказать.

- (разворачивая газету) Наша жизнь 2

- (разворачивая газету) Наша жизнь 3

- (-”-) Наши праздники

- (-“-) Наша первая школьная газета (заканчивается перестраивание)

-Это очень трудно!

- Это отнимает много времени

- Но это интересно!

- Это полезно!(слайд 21: стр. портфолио “Таблица участия”)

- За два года я примерила на себя 7 масок.

- А я участвовала и в спортивных, и в театральных, и в познавательных КТД.

(хор) Кто, если не мы,

Когда, если не сейчас,

Наша жизнь – в наших руках.

(покидают сцену)

…. Как вы успели заметить, технология КТД предполагает определенный поворот в представлении о роли педагога и его отношениях с детьми-личностями, с детьми- индивидуальностями. Педагог – это не артист, выступающий с кафедры, не все знающий ментор, ведущий назидательный монолог, а наставник, идущий рядом в борьбе за знания, в творчестве, в игре. КТД предполагает, что все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность. И с нами всегда рядом родители наших детей, наши коллеги.

Подведем итоги (слайд 23: основные условия воспитательной результативности КТД). Коллективная творческая деятельность разнообразна по форме и содержанию. Она становится центром целой серии КТД разных видов. Основные положительные моменты использования КТД: Здесь есть дело каждому. Даже самому тихому и неспособному. В процессе участия в КТД выясняется, что неспособных нет вообще. Открываются в себе и в других участниках таланты, о которых не подозревали. Уходят комплексы.

А что касается классного коллектива. Просто маленький факт. Сравнив результаты социометрических исследований коллектива, проведенных в начале 5 класса и в начале шестого, я увидела следующую картину. В начале 5 класса мы имели классный коллектив, разделенный на 6 непересекающихся групп, 1 несомненного лидера, 2 авторитетных членов класса и 4! изгоев. Причем в роли изгоев оказались как раз ребята не новенькие, а проучившиеся в данном классе много лет. В течение всего года мы выстраивали работу так, чтобы между группами возникло взаимодействие, а “отвергаемые” могли по-новому раскрыться перед одноклассниками. В результате в 6 классе мы видим, что большинство детей находится в одном круге взаимовыборов, условно можно выделить 1-2 группы, а единичные отрицательные выборы получили 2 мальчика, отличающиеся неадекватным поведением.

Таким образом, использование технологии коллективного творческого дела позволяет классному руководителю не только вести работу над формированием классного коллектива, развитием самоуправления, но и дает возможность формировать личность, развивать её и раскрывать перед каждым ребенком новые горизонты деятельности.