Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Технология. Обслуживающий труд. 5–8-й классы

Разделы: Технология


Предисловие

Под внеклассной работой по технологии понимают необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по технологии является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.

Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к технологии.
  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  • Развитие творческих способностей и мышления у школьников.

В предлагаемом калейдоскопе внеклассных мероприятий рассмотрены новые формы внеклассной работы с учащимися по технологии, которые адресованы, прежде всего, учителю технологии, особенно начинающему.

Данный сборник состоит из трех разработок внеклассных мероприятий по технологии ввиде познавательных игр. Каждая разработка содержит подробную последовательность проведения мероприятия. В содержание каждого внеклассного мероприятия включены вопросы, выходящие за рамки школьной программы по технологии, но примыкающие к ней, а также используются познавательно-развивающие, интеллектуальные игры и конкурсы для учащихся среднего звена.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает что игра – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

При написании данного пособия автор использовал как свои наработки, так и переработанные измененные разработки других авторов из имеющейся в наличии литературы. Не полный список используемой литературы приведен в конце пособия.

Познавательно-развлекательная игра
Картофельные игрища

Цель: познакомить учащихся с “ее величеством Картошкой”, пробудить любознательность и интерес к поварскому делу.

Участники: учащиеся 5–6 классов.

Реквизит: ножи, столы, посуда для отходов, сырая картошка, весы, 2 ведра, карточки с буквами, жетоны.

Ход проведения:

На фоне песни “Антошка” выходит ведущий.

Ведущий 1:

Ах, картошка – объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслаждения,
Кто картошки не едал.

Ведущий 2: Сегодня, ребята, мы проведем с вами речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведущий 1:

Ведь мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.

Ведущий 2: И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко

Ведущий 1:

Внимание! Внимание!
Всем в назидание:
Кто хочет трошки
Показать искусство с картошкой,
Готовьте загадки, стихи, поговорки –
Всего понемножку,
Но все про картошку!
Ищите! Готовьтесь! Ждите!
На картофельные игрища приходите!

Ведущий 2: Картофель уже давно стал интернациональным и очень распространенным продуктом. Каких только рецептов его приготовления не придумывали люди! А вот использовать обычную картошку для чего-либо другого пытались немногие. Сегодня мы узнаем и о других возможностях этого интересного корнеплода. Чтобы стать победителем игры, необходимо пройти восемь этапов. За победу на каждом этапе команда получает жетон. У кого к концу соревнования жетонов окажется больше, объявляется победителем.

Ведущий 1: Я приглашаю к себе две команды для игры.

Итак, первый этап игры называется “Попади в ведро”.

Задание № 1: Каждый игрок попадет картошкой в ведро. У какой команды больше попаданий та и выигрывает.

(Музыка, конкурс, подведение итогов)

Ведущий 2: Когда урожай собран, можно вволю и порезвиться.

Задание № 2: Пронести картошку, зажав ее между палочками. Чья команда быстрее?

Ведущий 3: Сегодня уже не раз прозвучало слово “картофель”. А кто знает, откуда оно взялось? 400 лет назад клубни картофеля были доставлены из Южной Америки в Европу испанскими мореплавателями. И в каждой стране картофель получил свое название.

Англичане называли его ПОТАТО.

Голландцы и французы – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.

Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ.

А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.

Но первое картошкино имя было “ПАПА” – так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.

А у нас в народе попросту называют этот овощ – КАРТОШКА.

Ведущий 1: А сейчас мы поиграем со словом “картошка” за одну минуту.

Задание № 3:

Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два!
А потом собрать их снова,
Выйдут – новые слова!
Постарайтесь же у доски
В уме проделать все броски!

(Варианты ответов: карта, рот, каток, кора, шок, рак …)

Ведущий 2: В Россию картофель был завезен при Петре I. Путешествуя по Голландии, Петр I прислал мешок картошки в Петербург с наказом “приглашать население заниматься разведением картофеля”.

Когда слышишь или видишь слово “картошка”. Сразу появляется аппетит, потому что мы представляем, какие блюда можно приготовить из этого овоща.

- Может быть, кто-то подскажет мне название этих блюд?

(Ответы из зала)

Задание № 4: “Половинки” – разрезать картофелину так, чтобы половинки были равными по весу. Побеждает тот, у кого разница в весе половинок самая маленькая.

Ведущий 3: Скажите, а какую часть картофеля мы используем в пищу? (Клубни)

Раньше, когда люди не знали, что употреблять нужно в пищу клубни картофеля, они пробовали, есть зеленые ягоды, которые созревали на кусте, но они такие горькие, что люди прозвали их “чертовым яблоком”. А дамы при дворе украшали свои прически цветами этого растения.

- Ребята, а что нужно сделать с картофелем прежде, чем что-то из него приготовить? (Очистить)

Нам бы очень хотелось узнать, как вы владеете этим искусством. Да, да, именно искусством, потому что, чем тоньше снимаете кожуру картофеля, тем больше по ней остается белков, витаминов и минеральных солей.

Задание № 5: “Кожура” – очистить картофелину так, чтобы кожура образовала непрерывную ленту. Побеждает тот, у кого лента от кожуры самая длинная.

(Музыка. Конкурс. Итоги)

Ведущий 1: Следующий этап игры называется “Пластинка”.

Задание № 6: Разрезать картофелину пополам, а затем отрезать от одной из половинок тонкую пластинку. Побеждает тот, у кого срезанная пластинка самая тонкая и при этом – самая большая по площади.

(Музыка. Конкурс. Итоги)

Ведущий 3: Этап “Соломка”.

Задание №7: Нарезать картофель “соломкой” так, чтобы длина каждой “соломки” была не менее 4 сантиметров. Побеждает тот, у кого количество четырехсантиметровых “соломок” наибольшее.

(Музыка. Конкурс. Итоги)

Ведущий 2: Заключительный этап нашей игры называется “Метаморфозы”.

Задание № 8: Путем обрезания превратить картофелину в любой другой овощ, фрукт или корнеплод, например в морковку или ананас. Побеждает тот, у кого получается оригинальная и точная копия.

(Музыка. Конкурс. Итоги)

Ведущий 3: Сегодня мы поведали вам о ее величестве Картошке. Вы узнали, откуда она к нам пришла, сколько у нее имен и чем она полезна людям. Постарайтесь дома понаблюдать за этим интересным растением и узнать о нем что-то новое.

Увы! Пришла пора
Нам расставаться.
Закончилась игра,
И будем мы прощаться.
Хочу сказать: “Ты не грусти,
Ведь будут встречи впереди”.

- До свидания! До новых встреч!

Познавательно-развивающий конкурс
Лабиринт кулинарной истории

Цель: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к кулинарии.

Участники: три команды (по 5 человек) из параллельных классов.

Оформление:

а) карта – схема игры-путешествия;

б) карточки с заданиями;

в) магнитофон и аудиокассета для музыкального оформления.

Домашнее задание: каждой команде, участвующей в конкурсе предлагается подготовить интересный необычный рассказ о любом продукте или блюде.

Ход проведения.

I. Ведущий объясняет участникам игры ее основные правила и условия: каждая команда должна пройти лабиринт, карта-схема которого изображена на доске.

В лабиринте пять тупиков:

1. Тупик знатоков кулинарной истории.

2. Тупик “Родина продуктов”.

3. “Блеф” – тупик.

4. Тупик “Пословица и пантомима”.

5. Тупик знатоков продуктов.

6. Тупик “Блюда со страниц литературных произведений”.

6. Тупик “А знаете ли вы, что…”.

Командам нужно достойно выбраться из каждого тупика. А для этого необходимо правильно выполнить задание. Содержание любого задания связано с историей кулинарии. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победителем игры является тот, кто наберет при выходе из лабиринта наибольшее количество баллов.

II. Участники игры выполняют следующие задания:

Тупик знатоков продуктов

Вопросы:

  1. Откуда в Россию впервые был завезен чай? (Из Китая)
  2. Для чего служили тарелки в древней Руси? (Не для еды, в них бросали кости)
  3. Где были изобретены суп, фарш, пюре, рулет? (Во Франции)
  4. Кто изобрел закрытый бутерброд? (Англичанин сэр Сэндвич. Он не мог оторваться от любимого занятия даже для того, чтобы поужинать, поэтому придумал, чтобы не пачкать руки, соединил между собой два ломтя хлеба, намазанный маслом. Такой бутерброд и стали называть по его имени – сэндвич (сандвич)
  5. Назовите автора и сказку, в которой этот овощ (какой?) превратился в средство передвижения? (Шарль Перро “Золушка”, тыква)
  6. Название, какого овоща совпадает с фамилией известного русского писателя и поэта ХХ века? (Пастернак)
  7. Из какого языка заимствовано слово “кухня”? (из немецкого. В русском языке слово “кухня” не упоминалось до конца XVII века, так как специального помещения для приготовления пищи небыло – для этого служила русская печь, которая одновременно обогревала дом)
  8. Кто в конце XVI века привез чудесные зерна кукурузы в Европу? (Колумб)
  9. Когда-то на Руси это блюдо было обрядовым, при заключении мирных договоров обе стороны должны были сварить это блюдо. Назовите пословицу, связанную с этим обычаем. (“С ним кашу не сваришь”)
  10. Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. А с какого века ее стали выращивать на территории нашей страны? (C ХI века)
  11. Как раньше называли в русской кулинарии тушеные блюда? (Духовыми)
  12. Как называется рассказ, в котором писатель говорит о мальчике, не сумевшим сварить кашу? (“Мишкина каша” Н.Н.Носов)
  13. Из чего состоял обед Лисы Алисы Кота Базилио в знаменитой харчевне? (Три корочки хлеба и к ним чудно зажаренный барашек, гусенок, парочка голубей на вертеле, печеночка, шесть штук самых жирных карасей и мелкая рыба на закуску. “Золотой ключик или Приключение Буратино” А.Толстой)
  14. Кто впервые прислал в Россию клубни картофеля? (Петр I в 1697 году)

Тупик “Родина продуктов”

Ведущий:

Вот мы и в огороде,
Смотрим все на грядку.
Говорить об овощах
Будем по порядку.

- Внимание! Черные ящики!

(На фоне музыки участникам предлагается черные ящики с овощами: картофелем, капустой, помидором, перцем, огурцом, луком)

Ведущий: Дорогие ребята! Открыв черный ящик, познакомьте нас с выбранным вами овощем, сообщив, откуда он родом и какие дополнительные названия имеет. За полный ответ – 5 баллов.

“Блеф” – тупик

Ведущий: слово “блеф” означает – выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо. Вот и я как ведущий буду пытаться ввести вас в заблуждение и поочередно задавать вопросы, касающиеся истории продуктов. Вопрос начинается со слов: “Верители вы, что…” Перед вами две карточки со словами “да”, и “нет”. Вы должны ответить на вопрос, выбрав соответствующую карточку. А также команда может обосновать свой ответ.

  1. Верите ли вы в то, что в Эфиопии растет пшеница с фиолетовыми зернами, словно обожженная горячим солнцем? (Да)
  2. Верите ли вы в то, что раньше щи готовили не только с кислой капустой, но и с солеными лимонами? (Нет. Их добавляли в рассольник)
  3. Верите ли вы в то, что раньше народы Мексики мясо не солили, а перчили? (Да. В то время они не знали соли)
  4. Верите ли вы в то, что европейские дамы при дворе украшали свои прически цветками растущего картофеля? (Да. Они не сразу поняли, как употреблять его)
  5. Верите ли вы в то, что в России первое время картофель посыпали не солью, а сахаром? (Да. Этот овощ считался диковинкой и его подавали как редкое лакомое блюдо)
  6. Верите ли вы в то, что, оберегая свою жизнь и здоровье, воины Александра Македонского, отправляясь завоевывать дальние страны, надевали на шею амулеты, в которых хранился чеснок. (Да)
  7. Верите ли вы в то, что луковый соус был изобретен принцессой де Субиз, супругой французкого полководца Шарля де Рогана, принца де Субиз. (Да)
  8. Верите ли вы в то, что родиной макарон является Италия. (Нет. Впервые тонкие трубочки из теста начали готовить китайцы, а затем Марко Поло их привез в Европу)
  9. Верите ли вы в то, что чечевица когда–то называлась “сочевица”? (Да. Так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог “со” превратился в “че”, так сочевица стала чечевицей)

Тупик “ Пословица и пантомима”

Каждой команде необходимо изобразить пантомимой предложенную пословицу, связанную с едой.

Пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб – батюшка, вода – матушка”, “У голодного хлеб на уме”.

Тупик знатоков продуктов

Участникам предлагается корзина с грецкими орехами. Каждой команде нужно достать из корзины грецкий орех с карточкой, на которой записан вопрос и суметь ответить на него.

  1. Как раньше называли жидкие блюда русской кухни? (Похлебка)
  2. Мореходы, которые привезли это растение в Европу, не знали что это овощ, а европейцы сажали его в саду для красоты. О каком овоще идет речь? (Томаты)
  3. Как называется привезенная Колумбом в Европу индейская яркая “красная соль”? (Перец)
  4. Что такое “чертово яблоко”? (Картофель)
  5. Назовите фамилию русского графа, которому приписывается изобретение этого блюда. Версия такова: в очередной раз граф устроил большой бал с обильным угощением, и когда бал уже подходил к концу, к нему прибыл царский посланник. На кухню тотчас же поступил приказ зажарить и подать мясо. У повара же припасы все вышли, и он пошел на хитрость: собрал остатки вырезки, мелко ее изрезал, зажарил и залил сметаной. Блюдо пришлось по вкусу высокому гостю; граф, не растерявшись, дал ему свое имя, а имя повара кануло в Лету. (Граф Строганов. Блюдо называется “говядина по-строгановски” или бефстроганов)
  6. Назовите блюдо, которое до ХIХ века готовили на заквашенных отварах злаков и резали ножом. (Старинное русское блюдо – кисель)
  7. Какое блюдо приготовил крепостной повар Захар Кузьмин и по фамилии, какого графа он его назвал? (Гурьвская каша)
  8. Назовите самый древний напиток, известный со времен князя Игоря. (Меды)
  9. Что такое “калья”? (Когда-то на Руси так называли рассольник)

Тупик “Блюда со страниц литературных произведений”

1. В каком романе автор описывает чаепитие в помещичьем доме:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою
По чашкам чай бежал.
И сливки мальчик подавал.

(А.С.Пушкин “Евгений Онегин”)

2. Кто автор этих слов:

На досуге отобедай у Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай и отправься налегке. (А.С.Пушкин. Он не раз останавливался у Пожарского – владельца трактира  в г. Торжок и отведывал пожарские котлеты)

3. В.А.Гиляровский пишет, что этот напиток был “так газирован, что его приходилось закупоривать в шампанку, а то всякую бутылку разорвет” О каком блюде идет речь? (Щи. До начала ХХ века словом “щи” обозначали не только суп, но и особый кислый квас)

4. Назовите разновидность пирога в книге В.А. Гиляровского “Москва и москвичи”: “Это крупный пирог во всю тарелку, с начинкой из рыбного фарша с визигой, а середина открыта, и в ней, на ломтике осетрины, лежит кусок налимьей печени”. (Рыбный расстегай)

5. “Главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу…” В каком литературном произведении раскрыта картина этого праздничного стола? (Гончаров И.А. “Обломов”)

6. “Сытный, хотя простой обед и преимущественно русский, как, например: добрые щи, кулебяка, жирные пирожки, гусь с груздями, сиг с яйцами и поросенок под хреном, составляли его роскошь” О каком великом писателе говорит автор? (Гордин М.А. о великом писатели драматурге и баснописце И.А.Крылове в книге “Жизнь Ивана Крылова”)

7. Какой праздник описывает Шмелев И.С. в своем произведении “Лето господне”?: “Я украдкой сбегаю в кухню. Широкая печь пылает. Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей… – после поста так сладко. Это густые запахи…., домашние”. (О Рождестве)

8. “В охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским”. О каком празднике, и о каком трактире говорит Бунин И.А. в произведении “Чистый понедельник”. (В начале ХХ века Москва праздновала масленицу в трактире Егорова)

Тупик “А знаете ли вы, что…”

И, наконец, домашнее задание. Необходимо рассказать о любых продуктах что-то необычное, интересное начиная со слов “А знаете ли вы, что…”

III. Жюри подводит итоги игры, награждает главным призом ее победителя, вручает поощрительные награды всем участникам игры-путешествия.

Познавательная игра-конкурс
Модная академия

Цель: расширить кругозор подростков, научить решать задачи, используя смекалку, изобретательность, воспитывать эстетический вкус.

Участники: учащиеся 7–8-е классов.

Оформление: плакат с темой занятия, карточки – задания, ватман, карандаши, иглы, нитки, набор парикмахера, ножницы.

Домашнее задание: каждой команде предлагается изготовить костюм из нетрадиционных материалов. Это могут быть бумага, целлофан, цветные пакеты и т.д.

Ход занятия:

В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальность и сословную принадлежность, имущественное положение и, конечно, возраст. Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой иногда позволяет заглянуть в будущее.

Мода обладает одним важным качеством – мгновенно реагирует на события в жизни народа, взглядов и воззрений в духовной сфере. И сегодня пытаемся уловить эти изменения во времени костюма, причесок, аксессуаров.

Конкурс приветствия команд

Учащиеся приветствуют игроков. Каждая команда называет свое имя и свой девиз.

Конкурс пословиц

Ведущий дает задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.

1. Труд человека кормит... (а лень портит).

2. Долог день до вечера... (коли делать нечего).

3. Кончил дело... (гуляй смело).

4. Терпенье и труд... (все перетрут).

5. Первый блин... (комом).

6. Собирай по ягодке... (наберешь кузовок).

7. Глаза страшатся... (а руки делают).

8. Что посеешь. ..(то и пожнешь).

9. Готовь летом сани... (а телегу зимой).

10. Семь раз отмерь – ... (один раз отрежь).

11. С кем поведешься – ... (от того и наберешься).

12. Любишь кататься – ... (люби и саночки возить).

13. Не зная броду – ... (не суйся в воду).

14. Старый друг – ... (лучше новых двух).

15. За двумя зайцами погонишься – ... (ни одного не поймаешь).

16. Береги платье снову – ... (а честь смолоду).

17. Кто не работает – ... (тот не ест).

18. Не говори “гоп” – ... (пока не перепрыгнешь).

Конкурс костюмов

Для участия в следующем конкурсе приглашаются по одному участнику от команды, владеющему карандашом и обладающему творческой фантазией.

Вы не раз рассматривали в журналах модели одежды, да и сами рисовали в тетрадках модные платья и костюмы. Попробуйте стать на минутку-две Пьером Карденом и по нашему заказу сделайте эскиз либо рабочего костюма Бабы-яги, либо парадно-выходной костюм Иванушки-дурачка, либо домашний костюм Змея Горыныча, либо спортивный костюм Водяного.

Конкурс швеи

Пришить качественно, прочно и аккуратно пуговицу за 1 минуту.

Блиц-турнир

Пока участники ломают головы над изобретением костюма, проведем блиц-турнир. Блиц означает быстрый. Вы должны ответить на поставленные вопросы, и победит та команда, которая быстрее ответит на них.

1. Какая обувь в огне не рождается, огнем закаляется, долго носится, никак не сносится? (Подкова)

2. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

3. Весь мир одевает, а сама нагишом. (Иголка)

4. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)

5. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок ниток)

6. Сидит девица в темной темнице, плетет узор – ни ниток, ни узлов. (Пчела или паучиха)

7. Откуда пришла мода? (Италия. “Итальянский” период в истории моды приходится на эпоху Ренессанса XIV в. Только в XVII в. стиль одежды стал диктовать Париж)

8. О каком городе сказал легендарный Казанова, что он является единственным городом мира, внешний вид которого полностью меняется через 5–6 лет? (О Париже.) "41. Кому принадлежат слова: “Всякая мода выходит из моды, стиль же – никогда”. Ей же принадлежит модель вечно изящного маленького черного платья, она же автор знаменитых духов? (Коко Шанель)

9. Этот кутюрье считал, что женщина тогда прекрасна, когда она естественна, его девиз – “Платье должно делать женщину счастливой”. Но он же “заставил” женщину балансировать на высоких тонких каблуках. Его именем названа самая известная парфюмерная фирма? (К. Диор)

10. Какая одежда согревает душу? (Душегрейка)

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.

Конкурс парикмахеров

Издавна у людей всех национальностей ценилась коса. Косы заплетали по-разному. Русская девушка плела одну косу. И, бывало, тихонько приговаривала: “Расти коса до пояса, не вырони ни волоса”. Каждая девушка славилась косой: чем больше коса, тем краше девица.

Татарские девушки имели две косы, казашки носили четыре косички: две, спереди, две сзади, туркменки, узбечки – 16. Все старались показать свою красоту, богатство волос. Ведь как поется в частушке:

Раньше знали, что коса -
Это девичья краса,
А теперь у всех девчат
Космы клочьями торчат.

Докажите, что и вы можете украсить голову косой.

Конкурс рекламы

Пока парикмахеры работают, мы переходим к следующему конкурсу. Попрошу внести черные пакеты. Всем нам хорошо известно, что реклама – двигатель прогресса, а в переводе с французского означает “подзывать охотничьего сокола”, т.е. хвалить товар, зазывая покупателя. Но чтобы реклама работала, каждый раз нужно новое топливо – постоянная изобретательность. Проявите, изобретательность и прорекламируйте вещь из черного пакета так, чтобы остальные болельщики вашей команды угадали, что же это за вещь.

После конкурса: “ Но прежде мы полюбуемся и оценим красоту девичьих кос”. (Жюри оценивает хитроумное плетение кос)

Конкурс загадок

У вещей, как и у людей, своя жизнь: долгая ли, короткая. Ушли в прошлое лапти и чуни, салопы и кафтаны, примусы и утюги на углях. Но нет-нет, да и всплывет старое в новом.. В следующем достаточно трудном конкурсе мы спрятали слово. А вы по различным описаниям должны угадать это засекреченное словечко из лексикона прошлого и сленга современного языка. Вспомните строки А.С. Пушкина: “Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар”. Боливар – это всего лишь модная шляпа. Но прежде был борец за освобождение народов Латинской Америки, отважный генерал Боливар, по имени которого и названа эта шляпа.

Итак, необходимо по двум описаниям узнать хитрое слово.

1. Неширокая оборка, которая используется для отделки платьев, блузок, нижних юбок. Предмет, необходимый в игре в бадминтон. (Волан)

2. Головной убор, являющий собой компромисс между цилиндром и фетровой шляпой. Незаменимая вещь в походе, в нем готовят пищу на костре. (Котелок)

3. Мягкая, рыхлая, тяжелая хлопчатобумажная ткань с ворсом, применяемая для шитья белья, в основном детской одежды. Их любят рассказывать охотники, рыбаки, преувеличивая свои трофеи. (Байка)

4 Вид галстука. Насекомое с красивыми крыльями. (Бабочка)

5. Ткань с гладкой, блестящей поверхностью. С его помощью определяют географическое положение страны, города, села, реки и т.д. (Атлас)

6. Высокий стоячий щегольской воротник русского кафтана, закрывающий весь затылок. Главная масть карт, которая в игре может побить все остальные карты. (Козырь)

7.Мягкая, очень эластичная кожа, выделываемая в основном из шкур овец и коз. Используется для изготовления галантерейных изделий. Например, перчатки, верх обуви. 

8. Порода охотничьих собак северной лесной зоны. (Лайка)

9. Популярный станок для бритья высокого качества. Универсальный предмет одежды как мужской, так и женской. (Жилет)

10. Плотная, довольно тяжелая шелковая ткань из искусственного волокна, идущая на шитье женских костюмов, платьев. Летняя широкополая шляпа из соломки или жесткого полотна. (Панама)

11. Мужской головной убор – складной цилиндр, имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу в продольном направлении: это было необходимо, так как этикет конца 30-х годов XIX в. не позволял мужчинам входить в гостиную без шляпы в руке. В помещении его носили под мышкой сложенным.

12. Маленькая вредная старушка из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку. (Шапокляк)

Жюри подводит итоги.

Конкурс дизайнеров

А теперь мы отправимся в магазин. Участники должны дать совет.

1. Полной покупательнице пришлось по вкусу платье с узкими поперечными полосками. Молоденькая продавщица отговаривает ее от покупки: “Такие полоски вас будут полнить”. Верный или неверный совет дает продавщица? (Неверный рисунок ткани с узкими и обязательно частыми линиями не будет полнить покупательницу)

2. Этой же покупательнице посоветовали купить платье с круглым воротником. Хороший или не очень совет? (Воротник повторяет очертания ее симпатичного круглого лица и, увы, только подчеркивает полноту. Здесь происходит иллюзия повторения одинаковых предметов. Поставленные рядом, они кажутся большими, чем есть на самом деле. Такой воротник подойдет к продолговатому лицу)

3. Высокий и стройный мужчина стоит перед выбором: то ли ему купить двубортный пиджак, застегивающийся на одну пуговицу, то ли двубортный пиджак, но застегивающийся на две пуговицы плюс еще две верхние декоративные. Что лучше выбрать и почему? (Если он наденет двубортный пиджак, застегивающийся лишь на одну пуговицу, то он может показаться нескладным, чрезмерно худым. Гораздо больше подойдет тот же двубортный пиджак, но застегивающийся на две пуговицы плюс еще две верхние декоративные – такой пиджак оптически расширит грудь и как бы уравновесит пропорции фигуры. Чем больше пуговиц, тем лучше смотрится костюм на высоком человеке и тем хуже на низком)

4. Женщина маленького роста выбрала себе платье из ткани с крупным ярким рисунком. Вы согласны с ее выбором? (Женщинам маленького роста не стоит носить одежду из ткани с крупным рисунком)

5. Высокая стройная девушка выбрала костюм в крупную клетку. Хороший ли вкус у этой девушки? (Да)

6. Очень худенькая высокая женщина пытается подобрать себе юбку. Помогите, пожалуйста. (В складку, “полу-солнце”. Не следует носить узкие прямые юбки)

Конкурс домашних заданий

И, наконец, домашнее задание. Каждая команда подготовила костюмы из нетрадиционных материалов, использовав бумагу, фольгу, целлофан, цветные пакеты и т.д.

Первым, кто придумал одеть свое чадо нетрадиционно, был, наверное, папа Карло. Это он сшил Буратино штанишки, курточку из бумаги. Современные нетрадиционные материалы с того далекого времени заметно пополнились, хотя задача, поставленная перед участниками этого конкурса, от этого ничуть не стала легче. Им предстояло не просто придумать и сшить штанишки и курточку для Буратино, а изобрести оригинальный и яркий, самобытный, говоря современным сленгом, прикид. Да такой, чтобы непременно получить за него первое место. Перед вами участницы команд, которые благодаря собственной фантазии и золотыми руками предоставили нам уникальную возможность полюбоваться своими творениями.

Заключительное слово ведущего

Как видите, любое занятие требует, прежде всего, знаний, потом навыков и умений. И тогда непременно придет настоящее мастерство. Надеемся, что наша встреча убедила вас в том, что одежда – это очень интересная и увлекательная тема для изучения. Одежда может быть одновременно простой и сложной, примитивной и вычурной, удивительно прекрасной и смешной, нелепой. Словом, такой же, как наша жизнь. И от нас с вами во многом зависит, как мы будем жить и выглядеть. И хотя мода действительно, переменчива и капризна, истина же постоянна: провожают по уму.

Литература

  1. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н. Модное платье. – СПб.: Лениздат, 1992.
  2. Исаенко В.П. Праздники в нашем доме. – М.: Легпромбытиздат, 1998.
  3. Ляховская Л.П. Русская кухня. – СПб.: Издательский Дом “Кристалл”, 2001.
  4. Ляховская Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни. – М.: Изд. Дом МСП, 2000.
  5. Похлебкин В.В. Занимательная кулинария. – ЗАО “Издательство “Центрополиграф”, 1999.
  6. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь (авт. В.И. Зимин) – М.: Школа – Пресс, 1994.
  8. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр/Серия “Библиотека школьника”. Ростов, 2003.