Урок русского языка в 8-м классе "Однородные члены предложения"

Разделы: Русский язык


1. Начало урока.

А) Запись предложения и работа у доски и по вариантам:

Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.

- 1 ученик и 1-ый вариант: синтаксический разбор;

2 ученик и 2-ой вариант: в наряд – морфологический разбор;

3 ученик и 3-ий вариант: наряд – найти формы слова и подобрать однокоренные слова;

4 ученик работает по «Толковому словарю» С.И. Ожегова, определяет лексическое значение слов наряд, ослепительный.

- Как вы думаете, почему автор использует именно это слово?

(Праздничность, блеск, вспоминаются новогодние праздники, блестки, мишура, дождики, фонарики, огни...)

Б) - Ребята, можно ли это предложение назвать текстом? Почему? Что называется текстом? Что надо сделать, чтобы из этого предложения получился текст?

Задание: дополнить предложение, чтобы получился текст. А чтобы повторить ранее изученные темы, постарайтесь по возможности использовать односоставные предложения.

В) В это время несколько человек выполняют тестирование на
компьютере по теме «Типы односоставных предложений».

Соотнесите предложения с их определениями.

Типы односоставных предложений.

  1. Определенно-личное
  2. Неопределенно-личное
  3. Обобщенно-личное
  4. Безличное.
  5. Назывное.

Примеры односоставных предложений.

  1. Холодно.
  2. Стоишь у окна.
  3. Вдали закричали.
  4. Дивный свет в темноте.
  5. Страшно мне.
  6. Что посеешь, то и пожнешь.
  7. Нигде нет огонька.
  8. Продолжаю свой путь.
  9. Дарёному коню в зубы не смотрят.
  10. Темная синяя ночь.

(далее проверка итогов тестирования и чтение текстов о природе).

2. Работа по теме.

1) Чтобы перейти к теме урока, записываем предложение из известных учащимся «мудрых мыслей» К.Паустовского о русском языке:

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

- Действительно, с русским языком можно творить чудеса. Это вы только что доказали своими сочинениями-эссе.

- А какими предложениями выражена эта мысль? (Безличными и назывными). Как вы думаете, в чем особенность третьего предложения, чем оно осложнено? (Однородными членами предложения).

2) Тема нашего урока «Однородные члены предложения».

- Ребята, что такое однородные члены? (Дается определение однородных членов предложения)

- Давайте же теперь посмотрим, все ли признаки однородных членов мы назвали. (На экран проектором высвечиваются признаки однородности членов предложения):

а) относится к одному и тому же слову;
б) отвечает на один и тот же вопрос;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;
д) произносятся с интонацией перечисления.

- Подтвердим сказанное примерами. (Записываем предложения и определяем однородные члены предложения.)

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат... (Ф.И.Тютчев. Листья)

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит. (Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится)

Вот лениво и несмело
Луч возникает за лучом. (Тютчев. Декабрьское утро)

Воздух легок и чист,
И замерзла река. (И.Никитин.)

Снег шел тих. Сверкая.
Ветер дул грозно и завывая. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин.)

Шумит, клубит волной своей
Кипучий
, темный и седой
Поток, не скованный зимой. (Пушкин. Евгений Онегин)

Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов, однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными и нераспространенными.

Ребята, обратите внимание на постановку запятой между словами

«кипучий и темный». Что вы можете сказать?

Да. Однородные члены предложения должны быть словами одного смыслового ряда, т.е. характеризовать предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса, формы и т.д.

Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

(Запись – таблица высвечивается проектором на экране.)

цвет размер вкус форма Из чего сделан
Белый Большой Сладкий Круглый Шерстяной
Синий Маленький Горький Квадратный Ситцевый
Красный Огромный Кислый Прямоугольный Шелковый

- В нашем примере ставится запятая, т.к. дается общая

картина - поток страшный, грозный. Т.е. если определения объединены общим понятием, то они будут однородными (их мы еще называем эпитетами) и между ними запятая ставится. Рассмотрим несколько примеров (примеры высвечиваются проектором на экран, можно использовать интерактивную доску):

Серое, хмурое, низкое небо висело над нами.

Невзрачное
Отзвучала последняя, нежная песня...
И первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч…
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.

4. Творческая работа:

В предложения вставить

- 1-ый вариант: однородные определения,
- 2-ой вариант: неоднородные определения.

  • День вставал....
  • Из-за туч показалось солнце.
  • Его лучи совсем не грели.
  • Пошёл …. снег.
  • …. снежинки осторожно ложились на землю.

5. Запись домашнего задания.

Выписать из произведения Тургенева «Ася» 7 предложений с однородными членами (1в.), 5 предложений с однородными и неоднородными определениями (2в.).

6. Итог урока.