Орнамент. Выполнение элемента орнамента в графическом редакторе "Компас 3Д"

Разделы: Технология


Цель урока:

1. Узнать, что такое орнамент.
2. Познакомиться с классификацией орнамента.
3. Узнать о роли орнамента в жизни людей.
4. Научиться строить элементы орнамента в графическом редакторе «Компас 3D».

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

II. Изложение программного материала.

Что такое орнамент.

Орнамент происходит от латинского слова "орнаментум", что означает украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.

Вопрос к учащимся: «Где применяется орнамент?» (Ответ на вопрос.)

- Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент  не может существовать отдельно от произведения  искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Человек стремился украсить свое жилище уже на первых ступенях развития культуры. Первые работы встречаются в примитивном виде у древнейших народов.

В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: служит для украшения интерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его особенности. Можно считать, что внесение орнамента в предмет становится одной из форм проявления синтеза в искусстве. Примером такого синтеза могут служить любой предмет прикладного искусства с орнаментированной поверхностью, различные виды одежды из тканей с орнаментом и т. д.

На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики.

Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой чертой.

Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое.

Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, по форме — геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.

А теперь мы с вами познакомимся с классификацией орнамента. (Приложение 1).

Технический орнамент. (Слайд № 4).

Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. (Слайд № 5).

Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.

Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

Геометрический орнамент. (Слайд № 6).

Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма — это изначально реально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная.

Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. (Слайд № 7).

Это самый распространенный орнамент после геометрического. Для данного орнамента характерны свои излюбленные мотивы. Но мотивы различны в разных странах и в разные времена. Растительный орнамент предоставляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы.

Растительный орнамент использует различные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Растительный орнамент - это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках мастера первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и подчиняются законам симметрии.

К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. (Слайд № 8).

Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наибольшее развитие получило в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран. Так же каллиграфический орнамент использовался и в Древней Руси, играя заметную роль в оформлении различных изделий декоративно-прикладного искусства.

Фантастический орнамент. (Слайд № 9).

В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент. (Слайд № 10).

Происходит от слова «астра» — звезда. Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. (Слайд № 11).

Главные объекты этого орнамента — самые разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Роль орнамента в жизни людей.

Заклинательная роль орнамента. (Слайд № 12).

В архитектуре, в одежде последовательно применялся один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все проемы, отверстия, через которые злыдни могли проникнуть и навредить человеку.
Орнаменты со "священными" изображениями такими как конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце увенчивали самую высокую точку дома - щипец крыши, вкупе они делали дом недоступным для "злых духов" и убежищем для членов семьи.

Показательна роль орнамента в жизни славянских народов.

Дом. (Слайд № 13). Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной символикой. Если присмотреться повнимательнее, то увидим большое количество украшений на любой части дома. Причем не зависимо от того этот дом принадлежит богатому или бедному человеку он будет украшен орнаментом. Только богатые люди: купцы, воины украшали свои дома куда более богато. Однако и жилище бедного человека содержит  в себе множество резных украшений и символов, с помощью которых люди стремились обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. Боясь "нашествия злых духов" - упырей, вампиров, ведьм, навий (душ умерших), которыми славянин населял окружающую природу, от них он защищался.

Защитой служили прежде всего доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках двора и жилища, какими считались стены, окна кровли жилища. Это была архитектурная резьба - конек на крыше, резные причины с "громовыми знаками",  изображения  Солнца, птиц, фигурки богини на вершине строения, конские головы и т.п.

Украшения.

Шейная гривна. (Слайд № 14).

Славяне надевали "шейные гривны" - обручи. Они украшались большим количеством изображений треугольников и кругов. В чем смысл этого орнамента? Слово "гривна" однокоренное со словом "грива", а еще есть сведения о том, что шейные обручи преимущественно носились, в зависимости от области, или мужчинами или женщинами. Ну, с женщинами  все понятно, а вот почему мужчины носили их?
Ответ  следует искать в защитной роли обруча, а также в обрядах воинов - обруч со знаками солнца являлся сильным оберегом от злых духов, гарантировал сохранение неприкосновенности души. Для воинов это было очень важно. В те времена каждый воин считался в какой-то степени колдуном, а колдуны в свою очередь часто одевались в женские одежды, надевали женские украшения, подражали женщинам для совершения таинств. Все это свидетельствует о том, что защитный орнамент, предназначенный для сохранения женщины, использовался мужчинами-воинами.

Височные кольца. (Слайд № 15).

Еще одним важным украшением являлись височные кольца. Наиболее распространенным орнаментом таких колец являлись завитки и спирали. В разных источниках  встречали сходные толкования спирали как элемента орнамента - это символ вечности, времени, зацикленного хода истории... И действительно, девочки и пожилые женщины носили простые кольца с одной завитушкой, но невесты и молодые девушки нуждались в особой защите, они носили кольца-спирали порой вокруг всей головы. 
Однако наряду со спиральным орнаментом часто использовался и другой способ защитить молодых девушек. 

Браслет

Мало кто сейчас знает о том, что браслеты со временем утратили свое историческое значение вместе с изобретением пуговиц.

И тем не менее исследования ученых установили, что браслеты или правильнее говорить "обручи" - так называли их славяне, служили зажимами для рукавов, однако, рассматривая орнаменты на браслетах можно  заметить одну интересную особенность.

Слева мы видим браслет, украшенный скрещивающимися полосами и фигурками на концах, судя по всему это изображения Чура, духа предка. Он был призван беречь обладателя браслета силой Рода.

Обереги

Обереги занимали особое место в жизни каждого славянина.
Исследование орнамента на оберегах явилось логическим завершением исследования орнамента домашней утвари. Узоры на предметах, выполняющих защитную функцию, помогают найти правильное объяснение значений узоров на большинстве других домашних вещей. Мы видим изображение лошадей, птиц, миниатюрной домашней утвари и оружия, а также изображение... особой свастики - змеевика, это знак Велеса, бога ни доброго, ни хорошего - он переходил от одних сил к другим, согласно легенде, однако почитался за то, был покровителем скота...

Узоры на предметах быта и одежде выполняли защитную функцию.

В старину и в архитектуре, и в одежде последовательно применялся один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все проемы, отверстия, через которые злыдни могли проникнуть и навредить человеку.

Орнаменты со "священными" изображениями такими как конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце увенчивали самую высокую точку дома - щипец крыши, вкупе они делали дом недоступным для "злых духов" и убежищем для членов семьи.

Мы с вами познакомились со значением орнамента с видами орнамента, а теперь переходим к построению элемента орнамента в графическом редакторе. Для этого вспомним, те команды, которые мы использовали при построении «цветка»:

  • изменение стиля линии (какие мы знаем основные линии)
  • копия по окружности
  • удаление части кривой.
  • глобальные и локальные привязки.

1. Запустите программу КОМПАС 3D LT.

2. Выберите Фрагмент, выполнив команду Файл/Создать/Фрагмент

3. Установите начало системы координат окна документа.

4. На Компактной панели выберите панель Геометрия/Отрезок (слайд № 20).

5. Постройте две взаимоперпендикулярные вспомогательные прямые в режиме ортогонального черчения (включив клавишу F8) (слайд № 21). Инструмент Ввод вспомогательной прямой.

6. Щелкнуть ЛКМ на строке параметров отрезка, выбрать стиль линии основная.

7. На панели Текущее состояние нажмите кнопку Установка глобальных привязок и установите привязку Пересечение. (слайд № 22).

8. Выберите команду Ввод окружности на панели Геометрия. Появится строка параметров объекта, в окно rad введите значение радиуса окружности 40 мм. Нажмите <Enter>.

9. На Компактной панели выберите режим Редактирование. (слайд № 23)

10. Выделите окружность с помощью курсора, цвет окружности должен измениться на зеленый 11. На панели Редактирование выбрать кнопку Копия по окружности

12. В строке параметров установите: количество копируемых объектов 10; равномерно по окружности. (слайд № 24).

13. Установите курсор на пересечение окружности и прямой и нажмите ЛКМ. Зафиксировать полученный орнамент, можно нажав кнопку на панели инструментов «Создать объект». (слайд № 25).

14. Удалите вспомогательные прямые с помощью команды Редактор/Удалить/ Вспомогательные кривые и точки.

15. Выполним редактирование полученного орнамента. На Редактирование выберите инструмент Усечь кривую.

16. Выполним цветовое решение орнамента. (слайд № 26). На Компактной панели выберите панель Геометрия активизируйте инструмент Штриховка. В строке параметров объекта сделайте активным окно и выберите текущий стиль штриховки. В этом окне активизируйте команду Заливка цветом.

17. В окне Выбор цвета штриховки выберите красный цвет и нажмите кнопку ОК.

18. Начните заливку элементов орнамента. Зафиксировать полученный орнамент, можно нажав кнопку на панели инструментов «Создать объект».

19. Задание для самостоятельной работы. (слайд № 28).