Развитие речи. Подготовка к сочинению "Равнение на героев". Открытый урок русского языка в школьном музее.

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная: расширить знания учащихся о земляках героях, подготовить к сочинению на тему “Равнение на героев”, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста, закрепить навыки построения простого плана, стимулировать интерес к изучению истории родного края.

Развивающая: развитие устной связной речи, памяти, воображения.

Воспитательная: воспитание любви к родному краю.

Подготовительная работа:

Работа с фондом музея, дети готовят сообщения о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, читают книги, учат стихи о Великой Отечественной войне, даны индивидуальные задания (рассказы о героях-земляках).

Оборудование к уроку:

Проигрыватель, пластинка “Священная война” (текст В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова).

Наглядность:

Оформлен стенд.

Тема: Развитие речи. “Равнение на героев”.

1941-1945

Герой Советского Союза

Вяткин Зосим Иванович
Дементьев Иван Павлович
Мелентьев Александр Прокопьевич

1419 дней

План:

  1. Великая Отечественная война
  2. Герои-земляки
  3. Спасибо вам, герои.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас урок развития речи. Тема урока: подготовка к сочинению “Равнение на героев”. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Ребята, мы с вами не зря сегодня проводим урок в музее. Здесь собран большой материал о наших земляках, о великой Отечественной войне, именно об этом мы будем говорить.

1941-1945. Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года началась война в 4 часа утра.

А перед началом войны был жаркий день 21 июня 1941 года, суббота. Люди в этот день жили обычными хлопотами и готовились к выходному дню. Ребята окончили школу, были отпущены на каникулы. В старших классах прошёл выпускной. Этот день для ребят начинался с мечты. И у всех они были самые разные: один хотел поступить в лётное училище, другой – стать врачом.

Наступил вечер. Молодёжь вышла на улицу. Смех, шутки, веселье. Затем наступила ночь. Все разошлись по домам, легли спать. Всё смолкло. Тишина. Ни одна веточка, ни один кустик не шелохнется. Ни одна росинка не скатится с листочка. И вдруг…

(грамзапись “Священная война”)

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Она принесла нашей стране много горя, бед и несчастий, разорила тысячи городов и сёл. Война уничтожила 20 миллионов человек.

Но наш народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине, проявил много выдержки, мужества, отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была война ради счастья и мира на земле.

- Я знаю, ребята, что у вас есть родные, близкие, которые тоже принимали участие в Великой Отечественной войне. Это правда? Расскажите, пожалуйста.

Сообщения детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

- Долгих четыре года длилась война. Дорого обошлась победа и пасчанцам. Из нашей маленькой деревни 196 солдат не вернулись домой, где их ждали матери, жены, дети. Среди погибших – 3 бойца, которым присвоено звание Героя Советского Союза. Это Вяткин Зосим Иванович, Мелентьев Александр Прокопьевич и Дементьев Иван Павлович.

Мы должны, ребята, их знать, помнить, знать их судьбу, их путь. Они погибли, защищая нашу родину.

Выступление ребят. Рассказы о героях-земляках.

Словарная работа.

- Обратите внимание на написание этих слов. Прочитаем слова вслух (слова записаны на стенде). Запишите, пожалуйста, эти слова правильно в тетрадь.

Обобщение. Составление плана.

- Ребята, из Архангельской области 82 северянина удостоены звания Героя Советского Союза. О них написана книга “Золотые звёзды северян”.

- Всё о чём мы говорили на уроке, вы должны удержать в своей памяти и дома письменно выразить свои мысли о войне, героях, о близких и родных. Это и будет вашим сочинением, вашей творческой работой. Помните, мы с вами уже говорили, как писать сочинение. Прежде всего, вы должны составить план. Я вам помогу в этом. Первую часть возьмите заглавие “Великая Отечественная война”.

- О чём мы можем написать в первой части?

(Сведения о Великой Отечественной войне, какой была война, сколько длилась…всё, что вы запомнили и знаете о войне).

- Каково будет содержание второго пункта плана?

(Рассказ о герое-земляке).

- Третий пункт озаглавим так: “Спасибо вам, герои”. Здесь вы напишите о том, что мы должны знать и помнить героев нашего края, наш народ победил в войне… Напишите, почему и за что вы хотели бы сказать спасибо героям.

- Великая Отечественная война никогда из памяти не уйдёт, потому что в этом нам помогает литература: поэты, писатели. Своими произведениями и стихами они напоминают нам о людях, которые воевали, и о тех страшных годах.

Чтение детьми стихотворений о войне наизусть.

Итог урока:

- Ещё много-много написано об этом периоде нашей родины. Но, главное, за победу сражались наши земляки, деды, родные, мы должны их помнить.

Что мы узнали на уроке?
Что ещё услышали?
Подготовились ли мы с вами к сочинению?