Использование модульной технологии при изучении темы "Электролитическая диссоциация"

Разделы: Химия


Каждый ученик отличается индивидуальным способом присвоения знаний и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности. Цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая удовлетворяла бы образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями.

Модульное обучение – одна из многочисленных педагогических технологий, помогающих реализовать эти подходы.

Модульная технология позволяет учащимся формировать у себя умения:

  • оценивание своей работы и товарищей,
  • работа с учебником и дополнительной литературой,
  • экспериментальные навыки.

Ниже приводятся некоторые модели уроков по модульной технологии, используемых при изучении темы “Электролитическая диссоциация”.

Модульный урок по теме “Соли”

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль
img1.gif (83 bytes)
УЭ-2
img1.gif (83 bytes)
УЭ-3
img1.gif (83 bytes)
УЭ-4
img1.gif (83 bytes)
УЭ-5
img1.gif (83 bytes)
УЭ-6: итоговый контроль

Интегрирующая цель: в результате работы над учебными элементами закрепить знания об основных классах неорганических веществ, развить навыки написания молекулярных и ионных уравнений реакций, совершенствовать умения работать с текстом инструкции, составлять конспект по плану, работать парами

УЭ-1: входной контроль

Цель: проверить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, оксидов

Время выполнения задания – 5 минут

1 вариант

1. Вещества, которые при диссоциации в качестве катионов образуют только ионы водорода, называются:

а) щелочами; б) кислотами; в) солями; г) амфотерными гидроксидами

2. Окраска лакмуса становится красной в:

а) воде; б) растворе серной кислоты; в) растворе гидроксида калия; г) растворе хлороводорода

3. Соляная кислота не будет взаимодействовать с:

а) SO2; б) K2SO4; в) NaOH; г) Au

Обсудите ответы с соседом по парте, вместе проверяя работу. Если возникли затруднения, воспользуйтесь материалами прошлого урока (конспекты, отражающие свойства кислот и оснований)

Соли

Составить конспект по теме “Соли в свете представлений об электролитической диссоциации”

План конспекта

  1. Определение
  2. Классификация
  3. Химические свойства
  4. Получение

УЭ-2

Цель: закрепить знания определения понятий

Определение

1) напишите определение класса солей по курсу 8 кл.

……………………………………………………………………..

2) напишите определение солей как электролитов

……………………………………………………………………..

Составьте уравнения реакций диссоциации веществ Na2CO3, NaHCO3, MgOHBr.

(2 балла)

УЭ-3

Цель: закрепить знания классификации неорганических соединений

Классификация

1) по растворимости в воде (приведите примеры)

растворимые …….., нерастворимые ….. и малорастворимые …..

2) по составу (приведите примеры)

средние …….., кислые …….., основные ……., двойные соли ………, смешанные соли …….., комплексные соли …….

(2 балла)

УЭ – 4

Цель: развить навыки написания ионных уравнений

Химические свойства

1) Взаимодействие с металлами (согласно ряду стандартных электродных потенциалов – ряду активности металлов – каждый предыдущий металл вытесняет последующие из растворов их солей). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

Zn + Hg(NO3)2 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

2) Взаимодействие со щелочами (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

FeSO4 + NaOH img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

3) Взаимодействие с кислотами (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

K2CO3 + HCl img2.gif (103 bytes)

4) Взаимодействие солей между собой (реакция возможна, если образуется слабый электролит). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

CaCl2 + Na2CO3 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

(4 балла)

УЭ – 5*

Цель: закрепить знания о способах получения солей

Получение

Составьте молекулярные и ионные уравнения

1) Реакция нейтрализации:

KOH + HNO3 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

2) Взаимодействие кислот с основными оксидами:

H2SO4 + CuO img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

3) Взаимодействие кислот с солями:

CuS + HCl img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

4) Взаимодействие двух различных солей:

Na2SO4 + BaCl2 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

5) Взаимодействие оснований с кислотными оксидами:

Ca(OH)2 + CO2 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

6) Взаимодействие щелочей с солями:

KOH + FeCl3 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

7) Взаимодействие основных оксидов с кислотами:

CaO + SiO2 img2.gif (103 bytes)

8) Взаимодействие металлов с неметаллами:

K + Cl2 img2.gif (103 bytes)

9) Взаимодействие металлов с кислотами:

Al + HClimg2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

10) Взаимодействие металлов с солями:

Fe + CuSO4 img2.gif (103 bytes)

………………………………………………………………………

(5 баллов)

УЭ – 6

Цель: проверить знания и умения учащихся.

1 вариант

1. С какими из веществ будет взаимодействовать сульфат меди:

а) BaCl2; б) Ag; в) HCl; г) NaOH

2.Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.

3.* Составьте молекулярные и ионные уравнения получения:

а) нитрата железа (III) из хлорида железа (III)
б) хлорида магния 5 разными способами.

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль
img1.gif (109 bytes)
УЭ-2
img1.gif (109 bytes)
УЭ-3
img1.gif (109 bytes)
УЭ-4
img1.gif (109 bytes)
УЭ-5
img1.gif (109 bytes)
УЭ-6: итоговый контроль

Интегрирующая цель: в результате работы над учебными элементами закрепить знания об основных классах неорганических веществ, развить навыки написания молекулярных и ионных уравнений реакций, совершенствовать умения работать с текстом инструкции, составлять конспект по плану, работать парами

УЭ-1: входной контроль

Цель: проверить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, оксидов

Время выполнения задания – 5 минут

2 вариант

1. Вещества, которые при диссоциации в качестве анионов образуют только гидроксид-ионы, называются:

а) кислотами; б) щелочами; в) солями; г) кислыми солями

2. Окраска фенолфталеина становится малиновой в:

а) воде; б) растворе гидроксида натрия; в) растворе известковой воды; г) растворе фосфорной кислоты

3. Гидроксид калия не будет взаимодействовать с:

а) Na2SO4; б) Ba(OH)2; в) CuO; г) H3PO4

Обсудите ответы с соседом по парте, вместе проверяя работу.Если возникли затруднения, воспользуйтесь материалами прошлого урока (конспекты, отражающие свойства кислот и оснований)

Соли

Составить конспект по теме “Соли в свете представлений об электролитической диссоциации”

План конспекта

  1. Определение
  2. Классификация
  3. Химические свойства
  4. Получение

УЭ-2

Цель: закрепить знания определения понятий

Определение

1) напишите определение класса солей по курсу 8 кл.

……………………………………………………………………..

2) напишите определение солей как электролитов

……………………………………………………………………..

Составьте уравнения реакций диссоциации веществ Na2CO3, NaHCO3, MgOHBr

(2 балла)

УЭ-3

Цель: закрепить знания классификации неорганических соединений

Классификация

1) по растворимости в воде (приведите примеры)

растворимые …….., нерастворимые ….. и малорастворимые …..

2) по составу (приведите примеры)

средние …….., кислые …….., основные ……., двойные соли ………, смешанные соли …….., комплексные соли …….

(2 балла)

УЭ – 4

Цель: развить навыки написания ионных уравнений

Химические свойства

1) Взаимодействие с металлами (согласно ряду стандартных электродных потенциалов – ряду активности металлов – каждый предыдущий металл вытесняет последующие из растворов их солей). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

Zn + Hg(NO3)2

………………………………………………………………………

2) Взаимодействие со щелочами (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

FeSO4 + NaOH

………………………………………………………………………

3) Взаимодействие с кислотами (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

K2CO3 + HCl

………………………………………………………………………

4) Взаимодействие солей между собой (реакция возможна, если образуется слабый электролит). Составьте молекулярное и ионные уравнения:

CaCl2 + Na2CO3

………………………………………………………………………

(4 балла)

УЭ – 5*

Цель: закрепить знания о способах получения солей

Получение

Составьте молекулярные и ионные уравнения

1) Реакция нейтрализации:

KOH + HNO3

………………………………………………………………………

2) Взаимодействие кислот с основными оксидами:

H2SO4 + CuO

………………………………………………………………………

3) Взаимодействие кислот с солями:

CuS + HCl

………………………………………………………………………

4) Взаимодействие двух различных солей:

Na2SO4 + BaCl2

………………………………………………………………………

5) Взаимодействие оснований с кислотными оксидами:

Ca(OH)2 + CO2

………………………………………………………………………

6) Взаимодействие щелочей с солями:

KOH + FeCl3

………………………………………………………………………

7) Взаимодействие основных оксидов с кислотами:

CaO + SiO2

8) Взаимодействие металлов с неметаллами:

K + Cl2

9) Взаимодействие металлов с кислотами:

Al + HCl

………………………………………………………………………

10) Взаимодействие металлов с солями:

Fe + CuSO4

………………………………………………………………………

(5 баллов)

УЭ – 6

Цель: проверить знания и умения учащихся.

2 вариант

1. С какими из веществ будет взаимодействовать хлорид цинка:

а) KOH; б) AgNO3; в) HNO3; г) Cu

2.Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.

3.* Составьте молекулярные и ионные уравнения получения:

а) хлорида хрома (III) из сульфата хрома (III)
б) сульфата цинка 5 разными способами.

Приложение