Конспект урока по психологии по теме "Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе"

Разделы: Социальная педагогика


Известный отечественный психолог B.C. Мерлин дает образное сравнениероли темперамента в динамике психической деятельности: “Представьте себе 2 реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...

Тема: Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель: научить студентов определять и учитывать индивидуальные особенности темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.

Задачи:

  • развивать умение анализировать и классифицировать факты, делать обобщенные вывозы
  • воспитывать желание применять теоретические знания на практике.

Оборудование: Текст методики, рисунки для определения типов темперамента, задачи, бланк с заданиями для самостоятельной работы.

Внутрипредметные связи: общая психология, педагогическая психология, социальная психология.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний студентов. Показываются иллюстрации к типам темперамента. Студенты определяют тип темперамента и дают краткую характеристику. Иллюстрация вывешивается на доску и с помощью прилагательных (определений) под ними в таблицу записываются характеристики темперамента.

сангвиник холерик меланхолик флегматик
Общительный Вспыльчивый Угрюмый Пассивный
Открытый Неспокойный Тревожный Осторожный
Разговорчивый Агрессивный Пессимистичный Рассудительный
Доступный Импульсивный Замкнутый Мирный
Беспечный Активный Тихий Сдержанный
Живой Оптимистичный Робкий Надежный
Беззаботный Переменчивый Ранимый Ровный
лидирующий     Спокойный

Вывод: Мы вспомнили характеристику типов темперамента.

II. Мотивация учения студентов

Вам предложен текст методики по определению типа темперамента Вам необходимо:

а) выбрать высказывания, которые характеризуют ваши особенности и обвести эти порядковые номера кружочком;

б) почему высказывания разделены на 4 блока?

Определите, о каком типе темперамента идет речь в каждом блоке, и название запишите внизу под каждым блоком.

– проверяем ....

в) Посчитайте сколько кружочков у вас в каждом блоке отдельно и результат по каждому блоку запишите рядом с названием типа темперамента. Наибольший результат по одному, двум блокам характеризует ваш тип темперамента.

– Поднимите руку:

  • Холерики
  • Сангвиники
  • Меланхолики
  • Флегматики

Выводы: преобладают студенты в группе __________ темперамента.

– Мы научились определять тип темперамента. Вы сможете на практике определить тип нервной системой с помощью методики и наблюдения? – Да. – А для чего это нужно? Чему нужно научиться?

– Учитывать индивидуальные особенности темперамента в учебно-воститательной работе “Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...”

А. Дистервег (1790–1866)
немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци.

III. Осмысление закономерностей и связи между изучаемыми индивидуальными особенностями темперамента младших школьников в процессе мыслительной работы и выполнения познавательных заданий.

Самостоятельная работа в группах.

Каждой группе предлагается решить психологическую задачу на определение типа темперамента

– Проверка

У каждого студента есть бланк с заданием.

1) Необходимо определить, какое высказывание, какой тип темперамента характеризует и объяснить. Рядом с порядковым номером карандашом. Напишите заглавную букву типа темперамента.

(Выполнить задание вам поможет таблица в тетради и бланк методики для определения типа темперамента.)

2) Задание.

В зависимости от ответа в задаче, каждой группе необходимо составить из предложенных выражений рекомендацию по учету индивидуальных особенностей темперамента ребенка в учебно-воспитательной работе.

– Выполняем.

– Проверка: Каждая группа зачитывает рекомендации, объясняет

Задание для остальных студентов: слушать, проверять, быть готовым дополнить, исправить.

Вывод: таким образом, мы узнали, как можно опираться и учитывать слабые стороны типа темперамента в учебно-воспитательной работе.

IV. Подведение итогов урока

Оценка работы группы и знаний отдельных студентов.

V. Домашнее задание

1. На педагогической практике провести диагностику типа нервной системой одного ребенка.

2. Проанализировать результаты диагностики и написать рекомендации учителю на основе полученных сегодня знаний.

Спасибо за урок.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000., – 1008 с.

2. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. – 336 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2002, – 464 с.

4. Немов Р.С. Психология, В 3 кн. – М.: 2002, 688 с.

5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999, 212 с.

6. Психология развития. Под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М, 2001, 352 с.

Задания по самоанализу (практикум)

Определение своего темперамента: Заполнить “паспорт” темперамента, обработать результат по формуле

Фт = А (Ах : А • 100%) + С (Ас : А • 100%) + Ф (АФ : А • 100%) + М (Ам : А • 100%)

Где

Фт – формула темперамента;

X – холерический темперамент;

С – сангвинический темперамент;

Ф – флегматический темперамент;

М – меланхолический темперамент,

А – общее число плюсов по всем типам:

Ах – число плюсов в паспорте холерика;

Ас. – число плюсов в паспорте сангвиника; Аф число плюсов в паспорте флегматика;

Ам – число плюсов в паспорте меланхолика.

Итак, если вы.

1. не усидчивы, суетливы;

2. не выдержаны, вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,

6. упрямы:

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивный забияка,

14. нетерпимы к недостаткам;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими и порывистыми движениями;

19. настойчивы в достижении поставленной цели;

20. склонны к резким; сменам настроения,

то вы чистый.

Если вы:

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое дело до конца,

4. склонны переоценивать себя,

5. способны быстро схватывать новое; 6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь; несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,

то вы, конечно, чистый.

Если вы:

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны и обстоятельны в делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;

7, сдержанны и терпеливы;

8. доводите начатое дело до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11. легко сдерживаете порывы;

12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих отношениях и интересах;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. обладаете выдержкой;

20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,

то вы, вне сомнения, чистый.

Если вы:

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4.не верите в свои силы,

5. легко переносите одиночество,

6. склонны ходить в себя;

7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете слабой, тихой речью;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11, впечатлительны до слезливости;

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;

14. склонны к подозрительности, мнительности;

15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

16. скрытны и необщительны 17 чрезмерно обидчивы;

18. малоактивны и робки.

19, безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих,

то вы, конечно, чистый.

Задание

Определить какой тип темперамента характеризует каждое выражение.

(Заглавную букву типа темперамента поставьте рядом с порядковым номером).

1. Рекомендуется развивать выразительность и эмоциональность речи.

2. Следует развивать усидчивость.

3. Нельзя ставить в ситуацию неожиданного ответа на вопрос.

4. Не могут работать в шуме в группе продленного дня, с трудом выполняют устные предметы.

5. Трудно работать по шаблону, алгоритму, необходимо разнообразие.

6. Лучше спрашивать в начале урока.

7. Лучше спрашивать в конце урока.

8. Комфортно чувствуют себя на открытом уроке.

9. Спешат побыстрее сдать работу, поэтому следует приучать проверять контрольную работу, диктант.

10. Требовать тщательного выполнения домашних заданий, поручений.

11. Рекомендуется спрашивать на уроках обобщения пройденного материала.

12. Активно работают на уроке при объяснении и закреплении новой темы.

13. Нельзя требовать немедленного включения в деятельность.

14. Нельзя требовать быстрого изменения неудачной формулировки.

15. Следует чаще контролировать, так как быстро теряет интерес к работе.

16. Учить тщательно панировать свою деятельность и доводить до конца.

17. Лучше выполняют монотонную, однотипную работу.

18. Любят работать самостоятельно, не отвлекаясь по алгоритму.

19. Рекомендуется мягкое, тактичное чуткое, внимательное отношение.

20. Требуется больше времени на выполнение домашнего задания.

21. Не рекомендуется быстро переключать с одного задания на другое.

22. Развивать общительность, воспитывать коллективизм, дружбу через совместную деятельность.

23. Следует создавать условия для работы в более быстром темпе, вызывать эмоциональное отношение к тому, что делает сам ученик и его одноклассники.

24. Воспитывать устойчивые интересы, изживать беззаботность, беспечность, легкомыслие.

25. Постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, воспитывать сдержанность.

26. В конфликтной ситуации с ним следует разговаривать подчеркнуто спокойно, тихим голосом.

27. Недопустима чрезмерная строгость, резкое повышение требований.

28. Отучать от излишней робости, застенчивости, давать возможность проявлять активность.

29. Развивать активность, подвижность, преодолевать вялость, инертность.

30. Поощрять их энергичность, инициативность.

31. Следует посадить новенького ученика с, так как он положительно реагирует на смену объектов общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.

32. Как можно реже, осторожнее и мягче использовать отрицательную оценку.

33. Предпочитают задания с медленными, плавными движениями, стереотипными способами действия.

Задачи по определению типа темперамента

Вася Ф., IV кл. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался. “Я тебе хорошего пожелал, а ты драться”. До конца уроков он был печален, а потом друзья вместо пошли домой. Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику 1 Мая Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2–3 дня у него возникли “уважительные” причины: стихотворение неинтересное, у пего нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

Виктор Г., III кл. Медлителен. Походка неторопливая, ходит вразвалку, говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: “Да так...” Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-либо делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя к нам в прошлом году, он с трудом сдружился с ребятами.

Саша Д., II кл. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника, который был там вскоре обнаружен. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других.

Лена В., II кл. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: “Как дела?” – обычно отвечает с улыбкой: “Очень хорошо!” – хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не так уж хороши. Про “пятерки” радостно объявляет всем в доме. “Двоек” не скрывает, но всегда бодро добавляет: “Это у меня так... случайно...” Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.