Разработка открытого урока "Орфографический анализ текста", 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели и задачи:

1. Общеобразовательные:

  • проверить прочность усвоения учащимися понятия «орфограмма».

2. Развивающие:

  • обратить внимание восьмиклассников на то, что орфограмма как специфично орфографическое понятие включается в более широкое понятие – «письмо»;
  • развить навык видеть орфограммы при письме.

3. Воспитательные:

  • способствовать укреплению уважительного отношения к русскому языку, используя высказывания Д.С.Лихачёва.

Оборудование:

  • рукописные словарики,
  • опорные конспекты,
  • эпиграф к уроку,
  • таблицы орфограмм,
  • учебники русского языка для 8 класса под редакцией С.Г. Бархударава, Москва, «Просвещение»,2003г.,
  • компьютер.

План урока

  1. Организационный момент. Целевая установка урока.
  2. Основная часть.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Целевая установка урока.

2. Основная часть.

Самая большая ценность народа - его язык…

(Д.С.Лихачёв.)

Вступительное слово учителя.

- Заканчивается 2007 год, объявленный президентом В.В.Путиным Годом русского языка в России. И, я думаю, это не случайно. Ведь мы живём в многонациональной стране, где без межнационального, общегосударственного языка невозможно решить ни одного вопроса.

Ни один язык не имеет такого разнообразия в выражении мыслей и чувств, как наш русский язык, который за многие тысячелетия совместного проживания на огромной территории разных народов впитал в себя всё лучшее и стал стержнем общения. Именно поэтому, как мне кажется, русскому языку уделяется такое большое внимание.

Ребята, а вы как думаете, почему 2007 год был объявлен Годом русского языка?

Ответы учащихся.

Слово учителя.

- Да, знание русского языка необходимо. Так считал и выдающийся учёный Д.С.Лихачёв, чьи слова в качестве эпиграфа я взяла к уроку.

- С этим именем вы уже встречались. Д.С.Лихачёв – выдающийся учёный, трепетно относившийся к русскому языку и оставивший заметный след в культурной жизни России. Не случайно 2006 год был объявлен Годом Д.С.Лихачёва.

Работа с текстом.

Орфографический анализ.

- Итак, я возвращаюсь к высказыванию Д.С.Лихачёва, которое помещено в упражнении 178 на стр. 81.

Ученик выразительно читает текст упражнения № 178.

Русский язык.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Русский язык – это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив.

Язык не развивается один, он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. (По Д. Лихачёву).

- Теперь нам всем стало ясно, почему Д.С. Лихачёв называет язык «самой большой ценностью народа». Конечно, необходимо бережно относиться к этому дару, т.е. придерживаться определённых норм как в устной речи, так и в письменной. А для этого следует постоянно повторять уже изученный теоретический материал и доводить умения и навыки до совершенства.

Как вы догадались, следующий этап нашей работы – орфографический анализ текста.

В связи с этим необходимо вспомнить, что такое орфограмма, морфема, текст, орфографический анализ текста.

Ответы учащихся.

Мы с вами прочитали текст упражнения. Теперь приступим к орфографическому анализу, который проведём по вариантам.

Задания для I-го варианта:

Спишите 3-й абзац, найдите в нём слова со следующими орфограммами:

№ 1(7 кл.), № 2 (7 кл.), № 3 (7 кл.), № 17, № 21, № 39, слово без орфограммы.

Задания для II-го варианта:

Спишите 4-й абзац, найдите в нём слова со следующими орфограммами:

№ 1, № 15, № 23, № 25, № 30, № 38, № 48.

Учащиеся выписывают абзацы и делают орфографический анализ, объясняя указанные орфограммы в выписанных словах.

I-й вариант.

3-й абзац.

  • № 39. Различение на письме суффиксов -к- -ск-: русский (Русь).
  • № 1. (7 кл.) Гласные в □ причастий: развивавшийся язык.
  • № 2. (7 кл.) Гласная е на конце производных предлогов: в течение (тысячелетий).
  • № 3. (7 кл.) Пробел между частями производных предлогов: в течение.
  • № 17. Буква е и и в падежных □ имён существительных: давший в 19 веке (2-е, П.).
  • № 21. Не с глаголами: не был. Слово без орфограмм: мира.

II-й вариант.

4-й абзац.

  • № 38. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных: внутреннее.
  • № 15. Буквы и – ы после ц: эмоциональности (на –ция); национальный (на -ция).
  • № 30. Соединительные о и е в сложных словах: разнообразие [н].
  • № 48. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-): сказывается – сказываюсь.
  • № 23. –Тся и – ться в глаголах: характер (что делает?) сказывается (3-е л.)
  • № 25. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения: сказывается (сказываться) – 1 спр.
  • № 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова:

сказались – сказ.
эмоциональные – эмоции.
разнообразные – разные образы.
национальные – нация.
характер – характерный.

- Мы с вами сделали орфографический анализ текста, повторив 13 орфограмм. Отрадно видеть, что вы справились с предложенными вопросами. И в заключение хочу предложить следующую работу.

- На этом слайде с ошибками написано высказывание Д.С.Лихачёва о русском языке. Следует определить нужные орфограммы и списать данные предложения в исправленном виде.

Язык не развеваеться один, он обладаит языкавой памитью. Ему спасобствует существование тысичилетний литературы, письминасти.

(По Д. Лихачёву).

Ученики пишут.

- А теперь вы можете определить, грамотно ли вы записали утверждение Д.С.Лихачёва.

На доске правильный вариант.

Язык не развивается один, он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. (По Д. Лихачёву.)

- Каждый после проверки выставляет себе оценку карандашом.

Слово учителя.

- Подведя итог, можно сказать, что Годом русского языка желательно объявить и 2008, и 2009 годы, чтобы внимание к языку не ослабевало. Конечно, правильно говорил Д.С.Лихачёв: «Самая большая ценность народа – его язык…». И каждый должен беречь, любить язык и не «пачкать» его недостойными словами и выражениями.

III. Домашнее задание.

  1. § 18, упр. 186, подчеркнуть орфограммы, выполнить по образцу.