Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе "Украсим венец"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • продолжать знакомить детей с женскими русскими народными головными уборами;
  • дать понятие “венец” (“венчик”), объяснить его назначение и способы изготовления;
  • продолжать учить работать иголкой и ниткой, составлять узор из различных по цвету, размеру и форме бусинок на полоске ткани, используя ритм и симметрию в композиционном построении;
  • воспитывать интерес к русским народным традициям, желание участвовать в изготовлении атрибутов для театральной деятельности.

Методические приемы: художественное слово, вопросы, ответы детей, рассматривание головного убора, пояснения, индивидуальный подход, поощрения, оценка.

Методическое содержание: (на столе у каждого ребенка)

  • игольница с иголкой и ниткой
  • полоска плотной ткани
  • ножницы
  • (на столе воспитателя)
  • женский головной убор “сорока”
  • баночки с бусинками, различными по цвету, форме и размеру.

Предварительная работа: знакомство с женскими русскими народными головными уборами; разучивание русских народных песен.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку:

“Сижу верхом, не ведаю на ком”. Что это? (головной убор).

Головной убор на Русси всегда являлся важной частью одежды.

Как называется этот головной убор? ( Сорока)

Чем можно объяснить ее название? ( Пестротой используемых материалов и названием отдельных ее частей: “крылышки”, “подкрылки”, “хвост”)

Чем являлась “сорока” для русских женщин? ( Она считалась оберегом от домового, который по поверью, мог утащить женщину за волосы на чердак)

Что еще вы знаете об этом головном уборе? ( В старину “сороку” умела шить каждая крестьянка. У женщин бывало по несколько “сорок”. Для “годовых” (больших) праздников особенно нарядная – “расшивная”, а другие попроще)

Какие еще головные уборы носили женщины на Русси? ( кокошник, кичка, повой или урус, платок)

Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени. А что такое темя? ( Макушка)

Эти головные уборы представляли собой жесткий обруч или мягкую головную повязку, которые скреплялись на затылке лентами.

Такой головной убор называется “венец” или “венчик”. “Венчики”, сделанные из ткани украшали вышивкой или узором из бусинок.

Сегодня мы с вами украсим “венцы”, которые вы будете использовать для своих театральных представлений. Работать будем иголкой и ниткой, пришивать бусины. Подумайте, какой узор можно составить из бусинок на полоске, выберете необходимые по цвету и форме бусинки, садитесь за столы и приступайте к работе.

- В старину долгими зимними вечерами девушки собирались на посиделки: пряли пряжу, шили, вышивали. А чтобы работа спорилась и было веселее они пели песни. Давайте представим, что мы находимся на такой вечерней посиделке. Вспомните русские народные песни, какие из них можно спеть во время работы? Может песня и вам поможет работать веселей.

Во время работы детей воспитатель следит за соблюдением техники безопасности, по мере необходимости оказывает посильную помощь детям, поощряет проявление детьми творческой инициативы при составлении узора.

По окончанию работы, воспитатель предлагает детям оценить получившиеся узоры, отмечает наиболее аккуратные работы.