Методическая разработка проведения педагогического совета.

Разделы: Администрирование школы


Цель:

  • Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного развития современного школьника; корректировка подходов и технологий духовно – нравственного воспитания учащихся.

Участники:

  • педагоги школы,
  • администрация,
  • инициативная группа старшеклассников (5 чел.),
  • педагоги дополнительного образования, методист РОО.

Подготовка:

  1. Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.
  2. Изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме.
  3. Посещение администрацией и инициативной группой уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий педагогов дополнительного образования.
  4. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков.
  5. Проведение анкетирования учащихся по вопросам удовлетворённости школьной жизнью и обработка полученных результатов.
  6. Создание видеоролика “Наши дети на перемене, в школьной столовой, в общении друг с другом”.
  7. Составление проекта решения заседания педсовета.

Оформление и оборудование:

  • На доске записана тема педсовета;
  • Оформлена выставка методических материалов по теме педагогического совета (научно – методические публикации, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учителей)
  • Установлена мультимедийная установка для просмотра презентации педагогического совета и видеоролика.

План проведения.

  1. “Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе” - Шабунина Г.Л. заместитель директора по воспитательной работе.
  2. “Компетентность классного руководителя в вопросе духовно – нравственного воспитания личности” - Берденникова О.В., ведущий специалист районного отдела образования.
  3. Эффективные формы воспитательной работы учителей – предметников, классных руководителей, руководителей секций и кружков по духовно – нравственному развитию учащихся и классных коллективов.
  • Парфентьева О.А., учитель истории. Тема выступления: “Региональный компонент в уроках истории”
  • Ульянова Т.Г., руководитель кружка “Краеведение”. Тема выступления: “Традиции малой Родины, школы, семьи”.
  • Пономарёва О.В., учитель начальных классов. Тема выступления: “Работа с родителями учащихся в направлении духовно – нравственного воспитания”.
  • Головина М., ученица 10 класса, президент детской школьной организации “Юные Ломоносовцы””. Тема выступления: “Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых”.
  1. “Теоретико – методологические основы духовно – нравственного воспитания”. Павлова Е.Л., руководитель кружка “Основы православной культуры”.

Ход педсовета.

  1. Вступительная часть.
  2. Краткое выступление директора школы, в котором раскрывается замысел подготовки и проведения педсовета.
  3. Информационно – теоретическая часть.

Выступление заместителя директора по воспитательной работе по теме: “Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе”.

Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане и в плане реализации Программы развития школы.

В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.

Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему духовно – нравственного воспитания.

И, конечно, эта тема на педсовете вызовет не только интерес, но и бурное обсуждение. Выбор данной проблемы не был случайным. Составляющие технологии при определении темы педсовета по воспитательной работе были следующими:

  • анализ состояния воспитательной работы за предыдущие годы;
  • изучение современной литературы по проблемам развития и становления личности;
  • диагностика уровней воспитанности учащихся и удовлетворённостью воспитательным процессом;
  • изучение творческих работ учащихся, участие их в различных конкурсах, мероприятиях школьного, районного и областного масштаба;
  • посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;
  • беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам.
  • обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей.

Всё это позволило найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно – нравственном плане. В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения.

Цели данного педсовета: выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного развития современного школьника; корректировка подходов и технологий духовно – нравственного воспитания учащихся.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданная два года назад и реализуемая в настоящее время воспитательная система помогает нам осуществлять намеченные планы. Классные руководители работают над систематическим изучением детского коллектива и каждого школьника в отдельности. Почти у каждого классного руководителя имеется педагогическая карта класса, проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно – нравственного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями учащихся: родительские лектории, родительские собрания, конференции, совместные собрания родителей и детей, привлечение родителей к внеклассной работе и т.д..

Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:

  1. Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
  2. Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка.
  3. Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
  4. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
  5. Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
  6. Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
  7. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
  8. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
  9. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Перечисленные выше принципы составляют основу воспитательной системы. Неполным будет моё выступление, если не скажу о роли психолога и социального педагога в данном направлении работы. Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог и социальный педагог – это первые помощники классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.

В конце 2 четверти было проведено анкетирование учащихся по вопросам удовлетворённости школьной жизнью. Я озвучу результаты по некоторым вопросам.

- В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение: 52% ответили утвердительно, 15% не согласны, 33% - затрудняются ответить.

- Я хочу защищать честь школы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах: 50% - утвердительно, 15% - не согласны, 35% - затрудняются ответить.

- Какие новые кружки и секции должны быть в нашей школе: компьютерный, технический (автодело), танцевальный (профессиональный), изучение иностранных языков.

Сейчас хочется обратить внимание каждого из вас на то, а что сегодня происходит в стенах нашей школы, что мы с вами замечаем, а что проходит мимо наших глаз. Давайте посмотрим на наших детей со стороны. Может мы сможем увидеть то, на что стоит обращать внимание.

Просмотр фильма.

Вывод по фильму:

Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. Как мы должны построить свою работу, что мы должны делать и уже делаем, какие формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках, во внеурочной деятельности. Своими наработками в направлении духовно – нравственного воспитания сегодня делятся наши коллеги.

С чего мы должны начинать? Прежде всего важно сформировать у школьников идею Родины, помочь ему понять, что есть в его жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое – Родина. Причём знание о Родине – это не просто сведения, которые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь учащихся.

  1. Выступления педагогов, руководителей кружков, методиста РОО по проблеме духовно – нравственного воспитания.
  2. Заключительная часть.

Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством. Азбука эмоционально – нравственной культуры воспитанника заключается в том, чтобы он, встретившись с человеком, мог почувствовать, что у того не спокойно на сердце, что тот переживает глубоко затаённое горе. Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого – то “приручает”, что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Это можно назвать материализацией нравственных нош в человеческих отношениях. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это забота о людях. И хочется закончить словами В.А.Сухомлинского “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.

Принимается решение педагогического совета:

  1. Одобрить систему работы педагогического коллектива по изучению личности учащихся.
  2. Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений учащихся “группы риска”, банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.
  3. Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, учительских Ломоносовских чтениях, педсоветах.
  4. Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.