Урок литературы в 10-м классе "Вечные вопросы". Рассказ В.Крупина "Мария Сергеевна"

Разделы: Литература


Эпиграф урока:

Мы порой живем так нелепо,
Будто вечность в запасе у нас.
Оглянитесь – кончается лето,
Чей-то вечер навеки угас.

А.Дементьев.

Цели урока:

  • воспитание таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, чувство собственного достоинства;
  • развитие умения логически рассуждать на определенную тему.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Владимир Крупин – писатель, представляющий реалистическое направление в современной литературе. Рассказ «Мария Сергеевна» появился в журнале «Наш современник»: № 7 за 2001-й год, в котором Крупин, как и многие другие писатели, вновь поднимает вечные вопросы, пытаясь помочь нам, живущим в XXI веке.

– Вспомните, пожалуйста, эти вечные вопросы? («Быть или не быть?» – В.Шекспир; «Кому на Руси жить хорошо?» – А.Некрасов; «Что делать?» – Н.Чернышевский; «Кто виноват?» – А. Герцен)

– Дома вы, прочитав данный рассказ и обдумав прочитанное, должны были выстроить логическую цепочку этих вопросов. С какого же мы начнем рассуждения?

II. Анализ рассказа

– Думается, что вернее всего начать рассуждения с ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»

Словарно-лексическая работа.

Хронотоп – художественное пространство и время.

– Действие происходит в Москве. Но только ли о Москве идет речь? (Мы, читатели, понимаем, что, конечно же, нет. К сожалению, такую картину можно наблюдать в любом месте России.)

– Не заметили ли вы некоторые особенности создания В.Крупиным хронотопа? (Пространство и время то «сужается»: Москва, окраина – центральные улицы, помойки, подвалы, образуя некую «воронку», то расширяется, когда героиня из центра отправляется на окраину. Создается определенный ритм. Но это не ритм биения здорового сердца, а ритм аппарата, который пытается искусственно поддержать чью-то жизнь. Реанимация! Можно порассуждать о символическом образе воронки, в которой можем, при определенных условиях, оказаться мы, живущие на земле и забывающие о вечных нравственных ценностях.)

– Давайте посмотрим, есть ли среди героев счастливые люди? (Кочегар Николай – пьющий не от счастья, пьющий вино, т.к. оно «содержит» тепло и солнце, то, что отсутствует в его жизни. Подавальщица в доме престарелых – злые люди – это тоже несчастные. Бывшая учительница, по доброй воле оказавшаяся в доме престарелых, ушедшая от родных детей. Все отдавшая, ничего не получившая…)

– А может быть, счастливы те, кто живет в престижном районе? (Супруги Кожемякины – нет взаимопонимания, каждый живет на своей «территории». Сергей Николаевич «мыслил самостоятельно», а «Лора была прочно зомбирована» телевидением.)

– Какой другой вечный вопрос «напрашивается»? (Кто виноват? Сами, в первую очередь. Многое терпим, прощаем, позволяем не уважать себя: «…мы их перетерпим». Не получается. Они берут верх над нами. Дом престарелых. Обед. Грязные тарелки, в которые накладывают пищу.
Или «парни в черных куртках, с голыми головами», избивающие таких, как Мария Сергеевна.
Это они лишают нас главного – свободы: «Все вы тут – тюремщики с пожизненным сроком», – услышит Мария Сергеевна в доме престарелых.
Слабость людская. Даем возможность злу восторжествовать над добром.
Потеря истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяем покинуть дом; забываем о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек.
Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!)

– Кстати, почему автор главную героиню постоянно называет грубым словом «старуха»? (В нем отражается не его личное отношение к героине, а наше, читательское, к таким людям, как она.)

– Что делать? Как реанимировать сложившуюся ситуацию? (Оставаться человеком в любой ситуации. Главная героиня вспоминает, что еще в писании говорится: «…нищие ничего не имеют, но всем обладают».)

– Кто являются примером настоящей человечности? (Мария Сергеевна! Никого не винит. Продолжает любить людей: «…старуха молилась за всех». Умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…Это нравственно чистый человек!)

– Следующий вечный вопрос? Быть или не быть добру в этом мире? (Быть! Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».)

– Есть ли здесь еще какие-то другие доказательства этого авторского утверждения? (Мотив Рождества Христова, церкви, свечки…Меняется Сергей Николаевич…Человек может и должен очиститься. Это и будет человеческим Рождеством!)

– Несколько трагически звучат многие строчки рассказа. Но можно ли утверждать, что это преобладающий пафос произведения? (Нет. Сама композиция произведения, а именно вступление и заключение, подчеркивает оптимистическое его звучание: на смену грязной осени приходит чистая зима ; снег пытается скрыть грязь земли…)

– Есть ли здесь другие символические образы? (Дети, детские ладошки – это устремление в будущее и надежда на лучшее, это «выход из реанимационного отделения» …Окно – выход в иную жизнь. Какой она будет? Это зависит от нас.)

IІІ.Вывод

– Таким образом, В.Крупин «пробуждает» наше сознание, вновь обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.

ІV. Домашнее задание

– Вам же предстоит дома ответить на вопрос «Что значить жить?», написав эссе.