Природные ресурсы и их использование. Изменение природы человеком

Разделы: География


 

Цель урока:

Обобщить знания о природных ресурсах. Систематизировать знания о природных ресурсах, обеспечивающих производство. Подвести учащихся к выводу о необходимости экономичного использования природных ресурсов.
Обобщить и систематизировать знания об изменении ПК под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Ход урока

I Организационный момент

II Изучение нового материала

1. Просмотр видеофрагмента о природных ресурсах.

2. Беседа с учащимися, позволяющая выявить их знания, взгляды, отношение к проблеме использования природных ресурсов на основе просмотра видеофрагмента.

Предполагаемые вопросы для беседы:

  • Что мы называем природными ресурсами?
  • На какие группы можно разделить природные ресурсы? Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.
  • Сделайте выводы из факта, что 50 лет назад воду называли неисчерпаемым природным ресурсом, а сейчас повсеместно ощущается её дефицит.
  • Чем отличается использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов?
  • Какие ресурсы используются в производстве?

    3. Работа на компьютере. Происхождение и размещение минеральных ресурсов (см. приложение №1).

    4. Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний (см. приложение №2).

    5. Работа с учебником. Анализ схемы «Природные ресурсы».

    Ответы на вопросы в тексте параграфа:

    1. Как вы думаете, что раньше стало ресурсом: сила ветра или энергия морских приливов? Как может использоваться в хозяйственной деятельности человека ветер?
    2. Чем земельные ресурсы отличаются от почвенных? Оцениваем ли мы рельеф как природный ресурс?
    3. Работа с географическими картами и картами атласа
      по определению географии природных ресурсов на территории России. Вывод о неравномерном размещении природных ресурсов.
    4. Беседа с учащимися: «Внимание! Проблема».
      (об изменении Пк под влиянием хозяйственной деятельности человека).

    Итог обсуждения представить в тетради в виде схемы:

    Влияние человека на природу

    Целенаправленно

    Непреднамеренно

    орошение или осушение земель,

    вырубка леса не ради древесины, а

    создание строительных площадок,

    для расширения площади пашни,

    охота и промысел диких животных,

    распашка склонов для увеличения

    сбор лекарственных растений,

    пашни приводит к усилению эрозии

    распашка территорий, создание

    и образованию оврагов; добыча

    водохранилищ, строительство

    полезных ископаемых приводит к

    каналов и т. п.

    нарушению естественного покрова

      и т. п.

     

    Создание
    антропогенных ландшафтов (60% на Земле).
    Ухудшение условий жизни.
    Нарушение природного равновесия.

     

    Меры по охране и преобразованию природы
    Создание особо охраняемых территорий

    Заповедники

    [биосферные, комплексные, специальные) участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного
    использования

    • - Баргузинский:
    • - Астраханский
    • - Кедровая падь;
    • - Ильменский

    Национальные парки

    охрана природы сочетается с использованием для массового туризма и отдыха) - «Лосиный остров» в Подмосковье

    Памятники природы

    (Достопримечательные природные объекты, подлежащие охране).

    • Водопады
    • Пещеры

    Заказники

    (охраняемые объекты с менее строгим режимом) Разрешены виды хозяйствен­ной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам).
    - Куршская коса
    (Калининская область);
    - Липовый остров
    (Кемеровская область)

    III Закрепление материала

    Работа с компьютером.

    Тест «Природные ресурсы и их использование» (см. приложение).

    IV Домашнее задание:

    § 48. На контурной карте показать географию размещения основных особо охраняемых территорий России, знание которых предусмотрено программой.