Сохранение и улучшение среды своего обитания — задача современного человека. Экологические проблемы

Разделы: География


 

Цель урока:

На основе изученного материала убедить учащихся в необхо­димости бережного отношения к природе родной страны. Ознакомить учащихся с природоохранным законодательством и правилами поведения в природе. Осветить экологические проблемы на территории России и своей местности.

I. Организационный момент.

II. Контроль за качеством усвоения пройденного материала.

а) Беседа с учащимися по вопросам (примерный перечень)

  1. Что значит охрана и рациональное использование минеральных ресурсов?
  2. Как можно оценить то положение, что добыча минерального сырья в нашей стране удваивается каждые 8-10 лет?
  3. Является ли дефицит чистой воды неизбежным при быстром росте производства?
  4. Как изменяется качество природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека?
  5. Изменяется ли степень зависимости человека от природы?
  6. Почему образуются зоны экологического бедствия?
  7. Как можно сочетать развитие производства с сохранением качественных условий жизни?

(Данные вопросы требуют не только воспроизведения знаний, но и самостоятельного мышления, анализа, обоснования).

б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Работа проводится с использованием дифференцированного подхода к проверке знаний учащихся (см. приложение).

III. Изучение нового материала.

1) Обобщение ответов учащихся в результате проверки домашнего
задания учителем. Делается вывод о необходимости проведения
ресурсосберегающей политики. Переход к рассмотрению вопросов об
охране и сохранении природы - неиссякаемому источнику жизни.
(См. приложение)

2) Беседа - дискуссия.

а) Ознакомление с природоохранным законодательством в государстве.

  1. Основной закон - Конституция России об охране природы (охрана недр, лесов, органического мира, земель, вод, атмосфер­ного воздуха и т. п. )
  2. Международное сотрудничество в рамках осуществления программы по охране и восстановлению природы

б) Напоминание о правилах поведения в природе. Для систематизации знаний на обсуждение
данной темы можно вынести следующие вопросы и задания:

  1. Дайте оценку природных условий вашей местности для жизни и хозяйственной деятельности человека.
  2. Какие виды природных ресурсов освоены человеком давно, какие сравнительно недавно? Какие природные ресурсы, на ваш взгляд, нуждаются более всего в охране и защите? (В том числе и в вашей местности).
  3. Подтвердите примерами, что проблема использования и охрана природы - комплексная.
  4. Какое значение имеет создание особо охраняемых территорий? Какие из них есть в вашей республике(крае, области)?
  5. Какие правила поведения в природе должен знать и выполнять каждый гражданин?
Внимание! Проблема!
«Всегда ли принятые природоохранные законы выполняются?»

Нарушение экологического равновесия в природе. Обострение
экологической ситуации, которая определяется количеством и качеством
антропогенных изменений, последствиями техногенного вмешательства в
природу. Экологическая ситуация в России неблагополучна!

 

Загрязнение вод (резкое ухудшение качества воды рек и озёр, особенно в районах с плотным населением)

Опустынивание земель в результате неразумной деятельности человека.

Загрязнение атмосферы (промышленные предприятия, транспорт и т. д.

Нарушение
естественного природного баланса из-за возведения инженерно-технических сооружений (создание водохранилищ).

Изменение климатических и гидрологических условий, в результате сведения лесов

и т. д.

 

 

Вывод:

Каждый человек в своей деятельности должен бережно относиться ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стре­миться возвыситься над ней, а считать себя её частью, в) Практическая работа
« Оценка экологической ситуации на территории России» (См. приложение)

IV. Работа с компьютером

Закрепление пройденного на уроке материала. (См. приложение №4)

V. Домашнее задание:

§ 49. Работа на контурной карте.

Обозначьте:

  1. основные бассейны топливно-энергетических ресурсов;
  2. районы, наименее обеспеченные водными ресурсами;
  3. районы, наибольшего сосредоточения пахотных земель;
  4. территории, богатые лесными ресурсами;
  5. территории, подверженные засухам;
  6. районы распространения селей, оползней;
  7. территории, подверженные землетрясениям;
  8. реки с частыми наводнениями и паводками; территории, где распространены несколько типов опасных явлений