Урок русского языка в 7-м классе по теме "Повторение, обобщение и систематизация изученного по наречию"

Разделы: Русский язык


Цель – систематизировать изученный материал по теме, самостоятельно определить пробелы в знаниях.

Задачи:

  1. Образовательная: повторить изученные правила, актуализировать знания.
  2. Развивающая: развивать умения самооценки знаний, формировать навыки самостоятельной творческой работы.
  3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы и самоконтроля.

Ход урока

I этап. Тестирование по теме "Морфологические признаки наречий"

Задача этапа: первичная самодиагностика и взаимоконтроль.

Процедура: тестовые вопросы диктуются учителем 2 раза; учащимся необходимо в тетради отметить номер вопроса, букву верного ответа или требуемые слова.

№№ Тестовый вопрос Верный ответ Количество баллов
1 Укажите верные утверждения:

А. Наречия обозначают признак действия
Б. Наречия не изменяются
В. Наречия имеют степени сравнения
Г. Наречия имеют полную и краткую форму
Д. Наречия относятся к одному из трех родов

Г, Д 4
2 Назовите наречие:

А. Выяснить

Б. Ясный

В. Объяснив

Г. Ясно

Д. Объяснительная

Г 2
3 Укажите разряд наречий:

А. Они наговорились вдоволь

Б. Прочитай стихотворение наизусть

В. Он нарочно ничего не делает

Г. Поневоле им пришлось остаться

Д. Завтра мы отправляемся в путь

А. Меры

Б. Образ действий

В. Цель

Г. Причина

Д. Время

2

2

2

2

2

4 Каким членом предложения является наречие в данном примере:

Настал по-зимнему морозный день

Обстоятельство 2
5 Образовать сравнительную степень наречия:

А. Простую сравнительную: громко>

Б. Составную сравнительную: удобно>

В. Превосходную степень сравнения: чисто>

А. Громче

Б. Более удобно

В. Чище всех/всего

2

2

2

Взаимопроверка тестов по ключам “Верный ответ и количество баллов”.

Выставление отметок учащимся:

“5” - 22 – 24 балла “3” - 12 – 17 баллов

“4” - 18 – 21 балл

“3” - 12 – 17 баллов

“2” - 11 и менее баллов

Самоконтроль и рефлексия:

В карточке для самоконтроля (см. приложение) отметить “+” или “-” то, что требует повторения

II этап. Орфографическая работа

Задача этапа: операционализация контроля за формированием орфографической зоркости учащихся.

Процедура: запись слов под диктовку, выделение орфограмм.

Нелепо; неубедительно; не громко, а тихо; ничуть не трудно; некогда; нимало; нечаянно; ветрено; горячо; общо; угрожающе; блестяще; искоса; снова; досуха; направо; по-осеннему неуютно; в-пятых; кое-как; куда-нибудь; нежданно-негаданно; навзничь; настежь; невтерпеж.

В течение 2 минут учащиеся проверяют себя по словарям, затем по цепочке идет проверка и объяснение правописания с проговариванием слова.

Самоконтроль и рефлексия:

Как и в предыдущем этапе, работа с карточкой самоконтроля.

На усмотрение учителя выставляется несколько отметок в журнал.

III этап. Формирование исследовательких навыков.

Задача этапа: подвести учащихся к необходимости применения мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез), необходимых в исследовательской деятельности.

Процедура: под диктовку с красной строки записываются 2 предложения, затем дается задание: ”Сформулируйте 2 задания к данным предложениям”.

  • За зимой пришла весна.
  • Зимой стояли сильные морозы.

Задания:

Определить часть речи слова “зимой” в первом и втором предложении. Доказать свою точку зрения.

Сделать морфологический разбор наречия

IV этап. Морфологический разбор наречия.

Задача этапа: отработка навыка морфологического разбора как средства формирования одного из качеств знания – системности.

Процедура: 1 человек у доски, остальные – в тетрадях выполняют морфологический разбор наречия “зимой” из предыдущего этапа.

Самоконтроль и рефлексия:

Как и в предыдущем этапе, работа с карточкой самоконтроля.

Учитель выставляет несколько отметок за III – IV этапы.

V этап. Работа по развитию речи.

Задача этапа: формирование языкового чутья и редакторских умений.

Процедура: в устной работе исправить речевые ошибки. Объяснить, в чем состоит ошибка.

  • Обратно проливной дождь пошел.
  • Боец навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.
  • Разделили яблоко напополам.
  • Держитесь более свободнее.

Примечание: при объяснении ошибки в употреблении слова “навзничь” желательно использование учащимся этимологического и/или толкового словаря.

VI этап. Лингвистический наализ текста.

Задача этапа: научить выполнять лингвистический анализ текста по образцу, предложенному учителем с использованием исследовательской деятельности учащихся.

Процедура: работа организуется в группах по 4 человека. Учащимся предоставляется текст с пропущенными орфограммами и карточка с вопросами и заданиями (см. приложение). В процессе коллективной работы карточка заполняется и устно представляется одним из учащихся группы. Остальные группы обсуждают, при необходимости исправляют, дополняют, дают оценку (не отметку!) ответу одноклассника. Время этапа ограничено.

Самоконтроль и рефлексия:

Ответить на вопрос: “Что знаю и чему научился, выполняя данное задание?”

Учитель выставляет отметки, учитывая замечания учащихся.

VII этап. Подведение итогов урока.

Самоконтроль и рефлексия учащихся (Что знаю? Чему научился? Что необходимо повторить?)

Учителю нет необходимости объявлять и комментировать отметки, т.к. это было сделано на каждом этапе урока.