Разработка внеклассного мероприятия. Туристический слет по мотивам игры "Форт Боярд"

Разделы: Внеклассная работа


Наш педагогический колледж славится своими традициями. Одна из них – спортивно-оздоровительное мероприятие – Туристический Слёт, в котором каждый год принимают активное участие первокурсники.

Туристический Слёт пользуется большой популярностью среди студентов. Основная цель мероприятия - сплочение групп нового набора. Известно, что именно в условиях соревнования и проявляются качества, необходимые для полноценной деятельности в коллективе: взаимовыручка, поддержка, единство духа. А также, и у студентов и у преподавателей есть уникальная возможность в неформальной обстановке поближе познакомиться друг с другом, установить тёплые и доверительные отношения.

Где лучше всего проводить турслёт? Конечно же, на природе! Уже очень много лет нас приглашает в гости Битцевский Лес, и один из учебных солнечных осенних дней мы с удовольствием проводим на Лисьей Горе этого московского парка.

В сопровождении классных руководителей, представителей администрации, преподавателей физкультуры и музыки студенты следуют по заданному маршруту к месту состязаний, где их встречают организаторы мероприятия.

Содержание турслёта на протяжении нескольких лет оставалось неизменным. Но при подготовке к турслёту 2007/08 учебного года возникла идея об его обновлении. Нам очень хотелось, чтобы наше любимое мероприятие стало по-настоящему ярким и незабываемым.

Мы обратили внимание на смену формы мероприятия: она позволила освежить в целом само проведение турслёта, сделав его актуальным и современным. Осенью 2007 года Туристический Слёт прошёл по мотивам телевизионной игры “Форд-Боярд”. С содержанием данного осеннего внеклассного мероприятия мы и хотим вас познакомить.

Описание этапа подготовки к мероприятию.

Успех проведения мероприятия во многом зависит от подготовки к нему.

Готовились и первокурсники, и организаторы.

Команды первокурсников.

Участники мероприятия получают задания уже за неделю до его проведения. В домашнее задание входит:

  • Подготовка названия команды (отряда);
  • Подготовка девиза;
  • Подготовка отрядной песни (к каждой группе с этой целью прикрепляется преподаватель музыки);
  • Подготовка единой формы одежды (элемента одежды);
  • Разработка отрядной эмблемы;
  • Подготовка атрибутики для оформления отрядного места – БИВУАКА;
  • Планирование и заготовка оригинального отрядного стола + защита авторских блюд.

Организаторы.

Организация всего мероприятия реализуется с помощью студентов старших курсов, группы, которая имеет желание принять непосредственное участие в его подготовке и основной постановке. Данное мероприятие в нашем контексте предполагает наличие следующих ролей:

- ведущий (является основным руководителем всего мероприятия);

- мастера игры – студенты, по 2 человека на каждую станцию (один объясняет правила, участвует в выполнении задания, другой – следит за временем, правильностью выполнения), мастера игры имеют единую форму одежды, но каждая пара имеет идентифицирующую эмблему, содержание которой, соответствует содержанию конкурса на станции.

- знатоки игры – преподаватели физкультуры и другие специалисты (преподаватели биологии, анатомии, музыки; представители администрации) задействуются на боле сложных участках маршрута, где может понадобиться помощь взрослого.

Кроме этого разработка мероприятия предполагает заготовку необходимого оборудования:

  • ключи и кольца для сбора ключей (количество определяется в соответствии с количеством команд и конкурсов);
  • монеты и устройство для выброса монет (на самом деле, довольно незамысловатое: 5-литровая бутылка, у которой срезано дно привязывается с помощью верёвки или скотча к вертикально стоящей основе (дерево, заготовленный столбик) горлышком вниз, при откручивании крышки, монеты, помещённые в бутылку, с лёгкостью высыпаются), ёмкость для высыпающихся монет, мешочки для сбора монет;
  • маршрутные листы (причём у каждой команды свой маршрут, а пересекаются они только в парных конкурсах);
  • подсказки (у всех команд разное содержание подсказок; подсказки являются ассоциациями к ключевому слову);
  • декоративные камешки (или аналогичный материал) для выкладывания на специально отведённом месте ключевого слова;

Непосредственная работа организаторов на месте проведения турслёта:

  • Прибытие на место проведения – за 2 часа до начала мероприятия;
  • Транспортировка оборудования (см. пункт 2);
  • Транспортировка дополнительного инвентаря:
    • для проведения конкурсов (описание - ниже);
    • запас еды, питьевой воды, воды для мытья рук;
    • аптечка.
  • Площадка делится на сектора:
    • а) центральное место для построения всех участников;
    • б) места для каждого отряда;
    • в) оборудуются площадки для каждого конкурса;
    • г) площадка для финала игры (замаскированная ёмкость с монетами, ёмкость для высыпающихся монет, поверхность для выкладывания ключевого слова).
  • Всё это тематически оформляется соответствующими декорациями.

Описание этапа проведения мероприятия.

Наконец, всё готово! И участники с проводниками видны на горизонте, слышны их песни и радостный смех. Организаторы приветствуют участников, ведущий объявляет общее построение. Начинается первое испытание – Презентация Отряда. Каждая команда представляет своё название, девиз, песню, эмблему.

Затем ведущий просит каждую команду представить свою спортивную группу. Именно этой группе предстоит двигаться по маршрутному листу, преодолевая преграды и вступая в состязания. Ребята, которые не входят в спортивную группу, занимаются оформлением бивуака (отрядного места) и оригинального стола.

(Чаще ребята, не входящие в спортивную группу относятся к той категории подростков, которой спорт не показан по различным причинам).

Капитаны команд получают маршрутные листы, ведущий разъясняет основные моменты.

Маршрутные листы (названия станций).

Маршрутные листы отражают следующую конкурсную программу:

Станция 1 – “Сложи костер”.

  • дровишки и дрова;
  • бумага для розжига.

Оценивается правильно сложенная поленница с необходимым воздушным пространством для быстрого розжига.

Станция 2 – “Картошка”.

  • столовый нож;
  • картошка.

Оценивается быстрая и качественная (толщина срезаемой кожуры, удаление глазков) очистка картофеля. Задание на время.

Станция 3 – “Установи палатку”.

  • палатка;
  • колышки.

Оценивается быстрая и качественная установка. На этой станции ведут контроль и оказывают помощь преподаватели физкультуры. Задание на время.

Станция 4 – “Перетягивание каната”.

  • канат;
  • флажок на середину каната.

На этой станции сходятся по 2 команды одного возраста. Кроме мастеров игры ведут контроль и оказывают помощь преподаватели физкультуры.

Станция 5 – “Перенос раненого”.

  • бинты для перевязки;
  • шина.

Оценивается правильная и качественная перевязка, быстрая транспортировка по указанной трассе. Кроме мастеров игры ведут контроль и оказывают помощь преподаватели анатомии, ОБЖ и другие знатоки игры. Задание на время.

Станция 6 – “Эстафеты”.

  • мяч;
  • эстафетная палочка.

На этой станции сходятся по 2 команды одного возраста. Кроме мастеров игры ведут контроль и оказывают помощь преподаватели физкультуры.

Станция 7 - “Ключ в банке”.

  • 3-х литровые банки (примерно 6 шт.), или пластиковые бутылки, канистры со срезанным верхом и обработанными краями;
  • мука, разведённая водой;
  • сухие листья;
  • размоченные кукурузные палочки;
  • глинозём, разведённый водой;
  • сваренная гречневая (или любая другая) крупа;
  • крахмал в консистенции клейстера.

Наполнители могут быть любыми, насколько хватит фантазии. Но рекомендуется заливать тёплую воду, используя термос.

Участник должен найти ключ в банке.

После прохождения конкурса участнику предлагается помыть руки.

Станция 8 – “Интеллект”.

  • вопросы на тему ЗОЖ, лекарственных растений, экологии;
  • дополнительные вопросы повышенной сложности эквивалентные одному ключу.

Кроме мастеров игры на станции находится актёр, исполняющий роль мудреца. Именно он загадывает загадки, вводит в заблуждение и развлекает игроков. Кроме мастеров игры и мудреца ведут контроль и оказывают помощь преподаватели анатомии, биологии, ОБЖ и другие знатоки игры.

Ведущий сообщает, что после выполнения всех конкурсов, указанных в маршрутном листе, команды должны как можно быстрее вернуться на исходное положение и даёт команду старта.

Ход мероприятия

1. Команды-участники двигаются по маршруту в соответствии с предложенной картой. За качественно выполненное задание команда получает ключ.

2. После прохождения станций у команд должно быть соответствующее количество ключей, кроме тех команд, которые проиграли на станциях “Эстафеты” и “Перетягивание каната”. На этот случай, команды, находящиеся в меньшинстве, возвращаются на станцию “Интеллект” за дополнительным вопросом повышенной сложности (данное примечание указывают в каждом маршрутном листе), и при удачном решении довести число ключей до необходимого количества.

3. После прохождения всех заданий команды обменивают ключи на подсказки. У всех команд разное содержание подсказок. Но все подсказки являются ассоциациями к одному ключевому слову. (Это задумано для того, чтобы после соревнований объединить все команды одной целью и сгладить горечь поражения некоторых из них. То есть, ребята по подсказкам понимают, что только совместными усилиями можно отгадать ключевое слово).

4. Ключевое слово отгадывают капитаны команд, специально для этого объединяясь. (Команды должны сохранять полную тишину). После минутного обсуждения каждый капитан может на одну минуту обратиться за помощью к своей команде, и затем в течение ещё одной минуты капитаны должны принять общее решение.

5. По сигналу ведущего капитаны выкладывают на специально предоставленном месте с помощью декоративных цветных камешек (или аналогичных материалов) ключевое слово. Если слово угадано верно, из конструкции высыпаются монеты. Задача капитанов: как можно больше набрать монет (только с помощью рук) и за 3 минуты перенести в мешочек, находящийся на определённом расстоянии от ёмкости с монетами.

6. В итоге, в мешочке каждой команды оказываются монеты (количество не имеет значения), за которые команды выкупают сладкий приз для своего стола.

7. Защита бивуаков. Каждая команда приглашает независимое жюри (преподаватели, члены администрации, организаторы) в свой бивуак; жюри оценивает его оформление, оригинальность сервировки стола (презентация блюд), соответствие общей тематике мероприятия и названию команды.

8. После конкурса бивуаков объявляется привал – время для подкрепления, отдыха и задушевных бесед. Команды активно вспоминают всё, через что им пришлось пройти, делятся впечатлениями. Данный вид общения организует классный руководитель.

9. Построение всех команд для торжественного награждения .

10. Финал турслёта - Фестиваль Туристической песни. Все участники и организаторы располагаются в одном большом и тесном круге и под аккомпанемент гитары (не без помощи преподавателей музыки) исполняют ранее подготовленные произведения соответствующей темы