Урок русского языка в 5–6-х классах накануне Дня защитника Отечества

Разделы: Русский язык


Как-то по радио, я услышала фразу священника, которая поразила меня своей простотой:

“Есть, пожалуй, три профессии, которые воздействуют на душу человека: врач, священник и учитель. Если врач плохой, то он превращается в “рвача”, плохой поп - в “толоконный лоб”, а плохой учитель становится “мучителем”.

Действительно, учителю доверены детские души, и так важно, чтоб за школьные годы они научились не только наукам, но и умению ценить дружбу, видеть прекрасное, противостоять подлости, не быть равнодушными. А учителю-словеснику, пожалуй, предоставлены наибольшие возможности, так как ему открывать кладезь мудрости и добра, так как на этих уроках можно показать, как все в жизни взаимосвязано, как она разнообразна и прекрасна.

Да, роль словесника гораздо важнее и шире потребностей уроков. Я хотела бы показать не столько внеклассную работу в форме литературных гостиных, постановок, а представить, как можно расширить рамки урока в соответствии с событиями, которые происходят в жизни.

Урок русского языка в 5-6 классах накануне Дня Защитника Отечества превращается в урок-праздник, на котором проходят поздравления мальчиков, проводится конкурс “А ну-ка, парни”, и параллельно повторяется прямая речь и морфологический разбор имени существительного.

Учитель. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Дома, на работе, в школе – везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит, и будет служить делу защиты Отечества.

Девочки нашего класса и я поздравляем цвет нашего класса, наших дорогих мальчиков с этим праздником. Желаем им быть надежной опорой своим мамам и сестрам, защитниками девочкам и одноклассницам, доблестных успехов на учебном фронте и мирного неба над головой.

И старики и политики спорят о характере той или иной войны, а народ просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь! О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем – о русском солдате, который воюет отлично, “дымом греется, шилом бреется”, а при случае и “кашу из топора сварит”.

Итак, проведем конкурс “А ну-ка, парни”.

(Мальчики принимают участие в викторине и записывают предложения на доске. За правильные ответы, грамотные записи и разборы у доски им начисляются баллы, а отличные отметки ставятся в журнал. Проигравших нет, плохие оценки не ставятся. В тетради работают все).

Вопрос. О каком воинском подвиге напоминает нам дистанция марафонского бега?

12 сентября 490 г. до н.э. на равнине у города Марафон встретились греческие и персидские войска. Семь дней они стояли друг против друга. Затем греки завязали бой и победили. Самый бесстрашный греческий воин был послан в Афины, чтоб сообщить о победе. В Афинах он успел только произнести: “Радуйтесь, греки, мы победили!” Сердце его не выдержало, и он умер. А в память о нем дистанцию в 42 км 195 м называется дистанцией марафонского бега, на которой соревнуются самые выносливые бегуны.

  • Запись учеником на доске:

В Афинах воин успел только произнести: “Радуйтесь, греки, мы победили!”

Морфологический разбор существительного “в Афинах”.

Вопрос. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам. Ее носили с 10 по 17 века, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?

Кольчуга.

  • Запись учеником на доске:

Кольчуга - рубашка из множества железных колец.

Морфологический разбор существительного “рубашка”.

Вопрос. За что Россия благодарна людям, памятник которым стоит на Красной площади?

Гражданин Минин и князь Пожарский собрали народное ополчение, которое освободило Москву от польских захватчиков.

  • Запись учеником на доске:

“Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России”, - написано на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве.

Морфологический разбор существительного “на площади”.

Вопрос. Этот человек, родившийся хилым и болезненным, с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Десять лет прослужил простым солдатом, а закончил генералиссимусом.

Суворов.

  • Запись на доске:

“Пудра – не порох, букли – не пушка, коса – не песок, а я не немец, ваше величество, а природный русак”, - сказал Суворов императору Павлу I на военном параде.

Вопрос. В начале войны в армии этого полководца было более 600 тыс. чел. Через несколько месяцев от армии осталось всего 30 тыс. Как звали полководца и что это за война?

Наполеон, 1812.

  •  Запись на доске:

Скажи-ка, дядя,
Ведь недаром,
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино” рассказывает о великой битве двух народов.

Морфологический разбор существительного “о битве”.

Вопрос. Назовите одного из самых известных героев гражданской войны.

В. И. Чапаев.

  • Запись на доске:

В. И. Чапаев – герой гражданской войны.

Вопрос. Этого командующего армией в Великой Отечественной войне очень боялись фашисты. В нашей стране есть орден его имени и памятник на Манежной помощи.

Г. К. Жуков.

  • Запись на доске:

Георгий Константинович Жуков – Маршал Победы.

Вопрос. Чем в российской военной истории знаменит дождливый день 24 июня 1945 года?

24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы.

Вопрос. Почему воины миротворческих сил ООН носят голубые каски?

Голубой цвет – символ мирного неба.