Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Тема: “Формула стоимости”.

Цель:

1) Сформировать понятия: “цена”, “количество”, “стоимость”; вывести формулу стоимости;

2) Развивать логическое мышление, внимание, математическую зоркость, воображение;

3) Воспитывать бережное отношение к деньгам; чувство коллективизма при работе в группах.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, презентация учителя, магнитофон, учебник Л. Г. Петерсон “Математика. 3 класс. Часть 3.”, карточки для групп, рабочий лист для каждого ученика, таблицы на доску.

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

1.Организационный момент - Начнем наш урок с веселой физкультминутки, чтобы настроение на уроке было еще лучше.

- Как вы живете?

- Как вы идете?

- Как вы бежите?

- Как вы спите?

- Как вы шалите?

- Как вы сидите?

- Начинаем наш урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Надо многое понять,

Чтобы умными стать.

 

- Вот так.

- Вот так.

- Вот так.

- Вот так.

- Вот так.

- Вот так.

2. Математический диктант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

3920-ж

840-с

620-с

1000 – у

260 – а

7000 – д

85996 – а

69 - р

99999 – й

 

Щелчок на слайде

- Все готовы к уроку?

- Сейчас мы проверим готовность каждого.

- Запишите на листочках сегодняшнее число.

Математический диктант:

  1. Увеличьте 3120 на 8 сотен.
  2. Первый множитель 42, второй – 20. Чему равно произведение?
  3. Какое число меньше 720 на 100?
  4. Увеличьте 920 на 80.
  5. Разность чисел 320 и 60.
  6. Увеличьте 350 в 20 раз.
  7. Из 86 тысяч вычтите 4 единицы.
  8. На сколько 369 больше, чем число 300?
  9. Запишите наибольшее пятизначное число.

Взаимопроверка:

- Поменяйтесь листочками с соседом.

- Проверяем:

  1. 1.Увеличьте 3120 на 8 сотен.
  2. Первый множитель 42, второй – 20. Чему равно произведение?
  3. Какое число меньше 720 на 100?
  4. Увеличьте 920 на 80.
  5. Разность чисел 320 и 60.
  6. Увеличьте 350 в 20 раз.
  7. Из 86 тысяч вычтите 4 единицы.
  8. На сколько 369 больше, чем число 300?
  9. Запишите наибольшее пятизначное число

- Выставляем оценки.

- Встаньте, кто получил “5”, “4”, “3”?

Молодцы, все к уроку готовы.

- Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Ведь у каждого значения выражения имеется своя буква.

- Запишите это слово под ответами.

- Какое слово у вас получилось?

- Что означает это слово?

- Да, действительно, мы сегодня на уроке будем много рассуждать.

- Да.

Пишут число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют.

 

 

 

 

 

 

-Рассуждай

- Чтобы правильно решить, прийти к какому-то выводу, надо рассуждать, думать самому.

3. Постановка проблемы

Слайд (сказка)

Магнитофон

(тихая музыка)

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

Выключить музыку

 

 

 

 

 

На доску – тему

На доску – цели

 

- Сейчас вы послушаете сказку и ответите на вопросы:

1) Сколько всего денег потеряла девочка?

2) Почему она потеряла эти деньги?

Сказка “Что сколько стоит?”

Была у одной матери дочка. Шила она как-то на крылечке и потеряла иголку. Испугалась дочка, что матушка ругаться станет, взяла рубль и пошла к колдуну, чтобы тот помог ей иголку найти.

Колдун рубль взял и сказал: “Возьми сито и просей сквозь него землю с того места, где шила”.

Побежала дочка скорее домой и сделала, как колдун велел. Иголка нашлась. Вечером похвасталась она матушке, а та говорит:

- Да ведь иголка, доченька, две копейки стоит. На рубль можно было кучу иголок купить. Посчитай, сколько мы потеряли, и больше так не делай.

В другой раз пошла дочка корову пасти, да заснула на лугу. Проснулась, коровы нигде нет. Стала она бегать, искать.

Видит, на коне всадник скачет и спрашивает его:

- Не видели вы, дяденька, корову мою белую с коричневым ухом?

- Видел, - отвечает всадник, - она к чужому стаду прибилась, которое пастухи ведут в город продавать. Да только они уже ушли, тебе не догнать.

- Дяденька, вы на коне, догоните их, приведите мою коровушку, - просит девочка.

- Если заплатишь мне рубль, так и быть, приведу тебе корову, - говорит всадник.

- Какой хитрый, - отвечает девочка, - на рубль я кучу коров куплю.

Всадник пожал плечами и ускакал.

Вечером девочка рассказала матушке, как она мудро поступила, а матушка говорит:

- Корова, доченька, тридцать рублей стоит, вот и посчитай, сколько мы потеряли.

- Ответьте на вопросы к сказке:

1) Сколько всего денег потеряла девочка?

2) Почему она потеряла эти деньги?

- Как часто и что вы покупаете в магазине?

- Как вы думаете, с какого возраста родители должны знакомить детей с ценой и стоимостью разных продуктов и предметов? Почему?

- Хорошо вы рассуждали.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- О чем мы рассуждали?

- Тема урока: “Формула стоимости”.

- Какие цели мы поставим на нашем уроке?

1. Научиться находить стоимость товара.

2. Научиться рассуждать о цене, стоимости и количестве товара.

3. Развивать внимание, математическую зоркость, воображение.

4. Вывести формулу стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1р.+30р.=31р.

Она не знала истинной цены иголки и коровы.

 

 

 

 

-О деньгах,

о цене,

о стоимости

4. Физкультминутка

Слайд

- Чтобы открыть новые знания, нам понадобятся силы. Проведем физкультминутку:

В лесу стоит избушка,

А в ней живет Петрушка,

К нему идут зверюшки

Попрыгать – поиграть.

Олени, носороги,

Медведи из берлоги,

Приходят друг за дружкой

Попрыгать – поиграть.

Малиновка, овсянка,

Живая обезьянка,

Приходят друг за дружкой

Попрыгать – поиграть.

5. Открытие нового знания.

 

 

Слайд (камень)

 

 

 

Каждой команде:

3адачи, карточка для ответов, фломастер

 

 

На доску – слова:

 

Слайд (продукты)

Щелчок

 

Щелчок

 

Щелчок

Ответы – на доску

Домик

Слайд (камень)

Слайд (спорттовары) Щелчок

Щелчок

 

Щелчок

Ответы – на доску

Домик

Слайд (камень)

Слайд

(хозтовары)

Щелчок

Щелчок

Щелчок

Домик

Слайд (камень)

Слайд (турфирма)

Щелчок

 

Щелчок

 

 

 

 

Слайд (величины)

 

 

 

Щелчок:

На доску–формулу:

С = а х n

На доску–формулу:

a = C : n

 

На доску–формулу:

n = C : a

Работа по учебнику

 

Физкультминутка

 

- В мае мы с вами собираемся отправиться в путешествие в Богатырскую слободу. Перед путешествием нам нужно купить продукты и необходимые товары.

- В сказках перед путниками предстает камень с выбором пути.

Вот и перед нами камень с надписями:

ПРОДУКТЫ

СПОРТИВНЫЕ ТОВАРЫ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА

- Сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа отправится по своему маршруту.

- Стоимость покупки рассчитывайте на весь класс:

30 человек. (Смотрю за работой групп)

- Все решили задачи?

- Выберите, кто от вашей команды будет отвечать.

- В своих ответах можете использовать опорные слова:

-Мы считаем, что …

- Мы рассуждали так …

- Мы думаем, что …

- Чья группа побывала в магазине “Продукты”?

1. Одна булка хлеба стоит 15 р. Сколько рублей надо заплатить за 8 булок хлеба? 15 х 8 = 120 (р.)

2. Одна банка тушенки стоит 42 рубля. Сколько рублей стоят 12 банок тушенки? 42 х 12 =504р.

3. Одна пачка макарон стоит 17 рублей. Сколько рублей надо заплатить за 10 пачек макарон? 17 х 10 = 170р.

- Кто ходил в магазин “Спортивные товары”?

- Слушаем вас.

1. Одна палатка стоит 925 р. Сколько рублей надо заплатить за 6 палаток?

2. Один котелок стоит 84 р. Сколько рублей стоят 4 котелка?

3. Один мяч стоит 250 рублей. Сколько надо заплатить за 2 мяча?

- Кто ходил в магазин “Хозяйственные товары”?

- Слушаем вас.

1. Один набор посуды стоит 12 р. Сколько рублей надо заплатить за 90 наборов?

2. Одна батарейка стоит 17 рублей. Сколько рублей стоят 8 батареек?

3. Одно мыло стоит 15 рублей. Сколько рублей надо заплатить за 3 штуки мыла?

- Кто был в “Туристической фирме”?

- Слушаем вас.

1. Одна поездка на автобусе стоит 250 рублей. Сколько рублей надо заплатить за 30 человек?

2. Одна поездка на теплоходе стоит 350 рублей. Сколько рублей надо заплатить за 30 человек?

- Как же вы вычисляли стоимость товара?

- Да, действительно, вы умножали цену на количество товара и находили стоимость.

- Общепринятые обозначения этих величин такие:

С – стоимость

a - цена

n – количество

- Выведите и запишите формулу стоимости самостоятельно.

- Какую формулу стоимости вы записали?

С = а х n

 

- Как мы найдем цену товара?

- Запишите формулу.

 

- Как мы найдем количество, зная стоимость и цену товара?

- Запишите формулу.

- Откройте учебник на с. 28.

- Сопоставим формулы учебника и наши формулы.

- Читаем (хором). (Подчеркиваем и дальше читаем).

- Проведем физкультминутку для глаз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ЗРЕНИЕ. (На ковриках: тренажер, планеты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

-Мы рассуждали так: если одна булка хлеба стоит 15 р., то 15р. умножаем на 8 булок. И у нас получилось, что 8

булок стоят

120 рублей.

 

 

925 х 6 = 5550р.

 

84 х 4 = 336р.

 

250 х 2 = 500р.

 

 

 

12 х 90 = 1080р.

 

17 х 8 = 136р.

 

15 х 3 = 45р.

 

 

 

250 х 30=7500р.

 

350х30=10500р.

- Мы цену умножали на количество товара.

 

 

 

(пишут)

С = а х n

 

 

-Стоимость разделим на количество.

a = C : n

-Стоимость разделим на цену. n = C : a

6. Первичное закрепление материала. - Решаем № 1. (фронтальная работа)

- В путешествии нам, конечно, понадобятся ручки, чтобы делать разные записи.

- Читаем задачу под буквой а):

- Что неизвестно в задаче?

- Как найти стоимость?

- Записываем формулу.

- Записываем решение.

- Прочитайте ответ.

……………………………………………………….

- Чтобы сшить в поход пилотки, нам понадобится ткань.

- Задача под буквой б):

- Что неизвестно в задаче?

- Как найти стоимость?

- Записываем формулу.

- Записываем решение.

- Прочитайте ответ.

…………………………………………………………..

- По дороге мы у местных жителей купим клубнику.

- Задача под буквой в):

- Что неизвестно в задаче?

- Как найти стоимость?

- Записываем формулу.

- Записываем решение.

- Прочитайте ответ.

………………………………………………………..

- В походе нам захочется пить и мы купим сок.

- Задача под буквой г):

- Что неизвестно в задаче?

- Как найти стоимость?

- Записываем формулу.

 

 

 

-Стоимость пяти ручек.

- Надо цену умножить на количество.

7 х 5 = 35(р.)

 

 

-Стоимость 3 м ткани.

- Надо цену умножить на количество.

40 х 3 = 120(р.)

 

 

-Стоимость 2 кг клубники.

- Надо цену умножить на количество.

 

 

 

 

- Стоимость n литров сока.

- Надо цену умножить на количество.

7. Подведение итогов урока.

Работа с доской.

- Посмотрите на доску: - Все ли цели урока мы достигли:

1.- Научились находить стоимость товара?

- Как найти стоимость товара?

- Давайте прочитаем еще раз слова, которые мы подчеркнули (с.28)

2. – Мы рассуждали о цене, стоимости и количестве товара?

- Как рассуждали?

- На каком транспорте наше путешествие будет более экономным?

3. – Мы развивали внимание, математическую зоркость, воображение? - Поэтому и смогли вывести формулу стоимости.

-Да.

- Надо цену умножить на количество.

(читают)

-Да.

-Мы считали сколько денег нам понадобится для путешествия, на каждую покупку.

- На автобусе.

8.Рефлексия. Слайд

 

 

 

 

 

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие трудности у вас возникли на уроке?

- Как вы их преодолевали?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Открываем дневники.

- Выставляем оценки за математический диктант… и за активную работу на уроке получают “5”:…, …, …

 

 

 

 

 

Открывают дневники

9. Домашнее задание Слайд

Щелчок (бюджет)

Щелчок (домик)

- Сегодня у вас будет творческое домашнее задание.

- Представьте, что вы выросли, и у вас есть семья. С помощью своих родителей составьте свой семейный бюджет на месяц.

Необходимо написать:

- Сколько в месяц вы будете тратить на жилье, еду, одежду, обучение детей, транспорт, отдых, лечение и т.д.

- Сколько денег необходимо откладывать на отпуск или непредвиденные расходы?

- Каким должен быть доход вашей семьи в месяц?

- Домашнее задание вы должны выполнить ярко и красиво на альбомных листах, написав заголовок “Бюджет семьи (фамилия)”

- На этом наш урок закончен.

- Спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурные раздают домашнее задание.

Приложение