Развитие критического мышления на уроках природоведения посредством проектно-технологической деятельности

Разделы: Начальная школа


Вместо вступления

Развитию критического мышления, как и проектно-технологической деятельности, в современной школе уделяется довольно большое внимание. Важнейшим достоинством данных инноваций является возможность уйти от авторитарного обучения к сотрудничеству ученика и учителя путём внедрения нестандартных уроков, упражнений вместо готовых шаблонов. Требовательность уступает стимулу обучения (в результате работы ребёнок делает своё собственное “открытие”), умственным способностям, интересу к предмету и, в конечном результате, способности критически мыслить. Именно такое обучение имеет смысл. Не так ли?

Историческая справка

Обучающее проектирование не является принципиально новым. Метод проектов (или “метод проблем”) упоминается ещё в 20-х годах ХХ века. Американец Джон Дьюи предложил идею активизации деятельности учащихся с учётом их личных интересов, получившую в последствии название “идеи свободного воспитания”. Несколько позже эти идеи были подхвачены, получили популярность в Великобритании, Израиле, Финляндии, Германии, Италии др.

Заинтересовал метод проектов и российских педагогов. Упоминание о проектном обучении в России появились практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. под руководством С. Шацкого была организована небольшая рабочая группа, которая пыталась активно внедрить метод проектных технологий в практику.

Позже, уже при советской власти, идеи проектирования использовали в учебно-воспитательном процессе школы. Но в 1931г. постановлением ЦК ВКБ (б) метод был запрещён.

С тех пор серьёзных попыток возрождения в педагогической практике не было.

Сегодня метод проектных технологий интенсивно развивается. Особое место его внедрению уделяется в начальной школе.

Из опыта работы

К вопросам проекционно-технологической деятельности обращались многие известные педагоги, разработавшие основные типы проектов, их структуру, организацию работы. Особо нужно выделить Е. С. Заир-Бека, С. Л. Оптнера, С. Янга, Н. П. Федоренко, Е. П. Голубкова,

Ю. И. Черняка и др. Благодаря их вкладу в данный вопрос, школьный учитель может разработать целую систему уроков по предмету.

Так, очень удачно при изучении курса природоведения можно организовать проектную деятельность при изучении тем “Воздух”, “Вода”, “Почва”, “Растения”, “Животные”. Предлагаю разработку урока по теме “Вода”.

Цели урока:

Учебные:

  • продолжать формировать понятие о живой и неживой природе, о взаимосвязи между ними;
  • формировать понятие “вода”;
  • расширить и углубить представления о значении воды в природе, о распространении её на Земле;
  • углубить представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и газообразном) и свойствах воды – жидкости;
  • формировать понятие о растворе, растворителе, растворимых и нерастворимых веществах;

Развивающие:

  • продолжить формирование исследовательских и графических навыков;
  • развивать логическое и абстрактное мышление;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • формировать навыки аналитико-синтетической деятельности;
  • стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать культуру взаимоотношений;

Формировать социокультурную, коммуникативную, самообразовательную компетентности.

Этапы урока, содержание материала

Примечания

І. Организация начала урока.

ІІ. Сообщение темы, целей и задач урока.

- Ребята, я предлагаю вам самостоятельно, пользуясь схематическими рисунками, попытаться определить основные цели и задачи урока.

(Подведение итогов наблюдения за природой, проверка д/з, изучение нового материала и.т.д.).

ІІІ. Подведение итогов наблюдения за природой.

Итак, первый этап урока.

(Выполняет 1 ученик у стенда с календарём природы, класс фиксирует в дневниках)

Например. 12 октября. Небо ясное. В 7ч утра температура воздуха +9°. Ветер слабый. Роса.

За прошедшую неделю немного сократился день, понизилась температура воздуха. Чувствуется медленное, но уверенное приближение зимы. Не смотря на это, я очень люблю осень. Вот послушайте, как красив осенний лес (читает собственное сочинение).

ІУ. Актуализация опорных знаний, проверка д/з.

Переходим ко второму этапу – проверке домашнего задания.

На прошлых уроках мы собирали информацию, разрабатывали проект по теме “Воздух”, который к сегодняшнему уроку вы должны были подготовить к защите.

Если у кого-то из присутствующих возникнут вопросы к докладчикам по ходу выступления, вы сможете их задать в конце.

Варианты вопросов:

а) К какой природе относится воздух?

б) Для чего нужен воздух?

в) Докажите, что воздух – газообразное тело.

г) Где находится воздух?

д) Как называется слой воздуха вокруг Земли?

е) Какой воздух легче – тёплый или холодный?

ж) Почему звери и птицы не мёрзнут зимой?

з) Почему зимой травянистые растения не погибают от мороза, если укрыты снегом?

- Слово для защиты проекта предоставляется …

- Спасибо, ребята! Вы хорошо поработали дома и достойно защитили свои проекты.

У. Изучение нового материала.

- А сейчас мы займёмся разработкой нового проекта, над которым будем работать 2 урока. Итогом нашей деятельности будет защита в уже знакомой или возможно несколько другой оригинальной форме.

Для того, чтобы узнать, на какую тему вам предстоит разработать проект, послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире”.

Итак, о чём мы будем говорить? (О воде)

(В центре доски вывешивается табличка “ВОДА”)

Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием “вода – растворитель”, прикоснуться к тайне водных богатств родного края.

- Итак, поисковой деятельностью мы будем заниматься в группах. Каждая в течение 5 минут будет обмениваться собранной информацией и готовить к представлению обобщённый материал по заранее полученной теме. Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу.

1. Просмотр видеофрагмента. <Приложение 1>

В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме “Значение воды в жизни человека” предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма и ответить на вопрос “Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?” (Только на ней существует вода).

2. Отчёт 1 группы. “Значение воды в жизни человека”.

(Задание перед отчётом для всего класса: выбрать из представленных понятий те, которые относятся к данному вопросу)

1 ученик.

Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это:

- передвижение (плоты, лодки, корабли);

- поддержание чистоты;

- движение машин, вырабатывающих электрический ток;

- переносит тепло по трубам;

- гашение пыли и охлаждение аппаратуры в шахте;

- растворение красок;

- крашение кожи и ткани;

- изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба;

- полив растений и др.

2 ученик.

Я подготовила стихотворение о воде, оно не только очень красивое, но и учит бережному отношению к воде. А нашла его в книжке для оплаты за воду.

ВОДА – ЖИЗНЬ

Вода – прекрасное творенье
Нас окружающей среды,
Источник силы, вдохновенья,
Источник жизни и хвалы.
Животворящая святыня…
Ведь без неё земля пуста,
Как обожжённая пустыня
И как алтарь без божества.
Храни природу, человек,
Жизнь в озере и океане,
Покой прудов, теченье рек,
Глоток воды в твоём стакане!

(Работа с классом – подведение итогов)

Физминутка

3. Просмотр видеофрагмента. <Приложение 2>

Перед началом - Вопрос: Какие свойства воды вам уже знакомы?

- Отчёт 2 группы. “Свойства воды - жидкости”.

(Задание перед отчётом для всего класса: выбрать из представленных понятий те, которые относятся к свойствам воды)

1 ученик.

Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное.

(Демонстрирует таблицу)

Подведение итогов. Представители остальных групп по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.

- Отчёт 2 группы. “Свойства воды – жидкости” (продолжение).

1 ученик.

Сегодня нас интересуют свойства воды – жидкости. Об этом поговорим более подробно.

1) Вода – текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась.

2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму.

3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода – прозрачная.

4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет.

5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет.

6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается наполненная до верху бутылка воды, оставленная на морозе.

Итак, подведём итоги. Представители остальных групп по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.

4.Отчёт 3 группы. “Вода – растворитель”.

Давайте поговорим ещё об одном свойстве воды – растворителе. Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. Тоже самое происходит и с некоторыми другими веществами.

Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором.

Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми.

Итак, подведём итог:

1) вода обладает ещё одним свойством: она – растворитель;

2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми;

3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми;

4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор.

Подведение итогов. Представители остальных групп по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме “Вода – растворитель”.

5.Отчёт 4 группы. “Водные богатства родного края”.

Задание: назовите крупнейшие реки и море Донецкой области.

Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Донецкого края.

Особо нужно сказать об Азовском море. В переводе с арабского это название переводится “Тёмно-синее море”. Оно со всех сторон окружено сушей. Только узкий Керченский пролив связывает его с Чёрным морем. Наше море – самое маленькое и самое мелкое. Вода в нём буро-зелёного цвета, мутная. Это объясняется тем, что впадающие в него воды несут огромное количество ила, песка и др. веществ, загрязняющих воду. Азовская вода обладает целебными свойствами: купание в море улучшает кровообращение, повышает жизненные силы, усиливает дыхательную систему организма. Но сегодня Азовское море в результате хозяйственной деятельности человека находится в критическом состоянии: оно катастрофически засоряется, заиливается, гибнут и даже исчезают некоторые виды рыб (судак, лещ, сазан, осётр, чехонь). Если срочно не принять меры по оздоровлению моря, то может произойти экологическая катастрофа.

Северский Донец – наиболее крупная река нашей области. Начало река берёт в Курской области (Россия), пересекает Харьковскую, Донецкую и Луганскую Области Украины и на территории России впадает в реку Дон. Длина всей реки – 1053 км. В пределах Донецкой области её длина около 100 км. Ширина от 60 до 80 м.

Река Казённый Торец начинается у села Гродовка, близ г. Красноармейска. Её длина – 152 км. Ширина от 10 до 40 м. Глубина от 1,5 до 4 м. Берег реки красив и живописен. Впадает в Северский Донец.

Река Кальмиус начинается между станцией Ясиноватая и

г. Донецком, у села Яковлевка. Впадает в Азовское море. Через 20 км после своего начала Кальмиус приходит в г. Донецк. Его берега забетонированы, нарядны и красивы. На берегах много памятников природы.

Река Волчья начинается близ хутора Волчьего, расположенного между железнодорожными станциями Желанная и Очеретино. Впадает в реку Самара, а Самара – в Днепр. длина реки Волчьей 323 км. Она богата рыбой. Название реки происходит от слова “волок”. Ещё 1000 лет тому назад по этой реке шёл водный путь из Киева в Керчь, Константинополь (Стамбул).

УІ. Закрепление изученного материала, подведение итогов.

- Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?

Давайте ещё раз проговорим весь изученный материал.

(Коллективное проговаривание)

УІІ. Выставление оценок, домашнее задание.

(назвать лучшие проекты, активных участников, прокомментировать оценки)

Домашнее задание:

1) Проработать статьи учебника – с.91-93;

2) Работа в тетради – с.32;

3) Собрать информацию (начать разработку проекта по теме “Вода”.

УІІІ. Просмотр видеофрагмента. <Приложение 3 - недоступно из-за превышения допустимого размера>

В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье. Поэтому в заключение урока я предлагаю посмотреть кадры из знакомого фильма и задуматься перед тем, как произнести грубое слово или совершить необдуманный поступок.

(Просмотр видеофильма о воде)

На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество.

 

 

На доске вывешены схематические рисунки – этапы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 ученика по очереди выходят к трибуне и защищают проект по теме “Воздух”, работы вывешиваются на доске.

Остальные после выступления выходят к доске и закрепляют свои проекты.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

 

 

 

 

Девиз урока написан на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители каждой группы по очереди выходят к трибуне и представляют свой проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик демонстрирует таблицу, которая затем вывешивается на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация опытов.

 

 

 

 

Вывешивает таблички на доске.

Демонстрация опыта.

 

 

 

 

 

 

Ученик показывает на карте Донецкой области, табличку с названием закрепляет на доске.

Вместо выводов

Метод проектных технологий на современном этапе привлёк внимание многих учителей. Это не случайность. Данный метод возник как логическое развитие цепочки “дифференцированный подход – личностно-ориентировнный подход – гуманизация процесса обучения – метод проектных технологий”. Каждое из звеньев этой цепи давали толчок для развития следующего звена, более совершенного.

И завершить своё микроисследование хочу логически напрашивающимся вопросом “Какой метод придет на смену проектным технологиям? Ясно пока только одно, что это будет ещё более усовершенствованный, ещё более гуманный и более эффективный метод обучения.