Занятие для учащихся 5-х классов, испытывающих дезадаптацию, "Пластилиновая ворона"

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Одним из наиболее важных моментов в жизни школьника является переход из младшей школы в среднюю. Многое для детей оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Начало пятого класса – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.

До недавнего времени, когда дети переходили в среднюю школу всем классом, процесс адаптации проходил более гладко, так как дети уже довольно хорошо знали друг друга, был сформирован коллектив, налажены отношения со сверстниками.
В настоящее время для пятиклассника, приходящего в школу зачастую все оказывается новым.
Трудности в учебе, многообразие нарушения школьных форм поведения и системы отношений ребенка, не умение налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, ориентироваться в новых ситуациях – все это относится к числу первичных признаков проявления школьной дезадаптации.

Такие результаты могут быть связаны с тем, что в начальной школе определяющую роль в формировании школьного коллектива играл учитель, а к концу обучения в начальных классах начинают происходить изменения в структуре группы, связанные с тем, что в силу возрастных особенностей, отношения учащихся друг к другу начинают складываться исходя из оценки личностных качеств одноклассников, общих интересов.

Для учащихся, испытывающих дезадаптацию, предлагается занятие «Пластилиновая ворона»

Данное занятие проводится в начале первого триместра, после проведения первичной диагностики уровня адаптации.

Данное занятие позволяет:

  • Развить внутригрупповые отношения
  • Диагностировать умение работать в группах по заданию
  • Осознать особенности общения с одноклассниками
  • Осознать собственные индивидуальные особенности и особенности одноклассников,
  • Снизить уровень тревожности

Необходимое время 1,5 часа

Группа 8-10 человек

Одним из наиболее важных моментов в жизни школьника является переход из младшей школы в среднюю. Многое для детей оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Начало пятого класса – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.
До недавнего времени, когда дети переходили в среднюю школу всем классом, процесс адаптации проходил более гладко, так как дети уже довольно хорошо знали друг друга, был сформирован коллектив, налажены отношения со сверстниками.
В настоящее время для пятиклассника, приходящего в школу зачастую все оказывается новым.
Трудности в учебе, многообразие нарушения школьных форм поведения и системы отношений ребенка, не умение налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, ориентироваться в новых ситуациях – все это относится к числу первичных признаков проявления школьной дезадаптации.

Такие результаты могут быть связаны с тем, что в начальной школе определяющую роль в формировании школьного коллектива играл учитель, а к концу обучения в начальных классах начинают происходить изменения в структуре группы, связанные с тем, что в силу возрастных особенностей, отношения учащихся друг к другу начинают складываться исходя из оценки личностных качеств одноклассников, общих интересов.

Для учащихся, испытывающих дезадаптацию, предлагается занятие «Пластилиновая ворона»

Данное занятие проводится в начале первого триместра, после проведения первичной диагностики уровня адаптации.

Данное занятие позволяет:

  • Развить внутригрупповые отношения
  • Диагностировать умение работать в группах по заданию
  • Осознать особенности общения с одноклассниками
  • Осознать собственные индивидуальные особенности и особенности одноклассников,
  • Снизить уровень тревожности

Необходимое время 1,5 часа
Группа 8-10 человек

 Материалы:

  • Пластилин по количеству участников,

Ход занятия

Детям выдается пластилин.

Психолог: Ребята, перед вами лежит волшебный пластилин. Возьмите те брусочки, к которым потянется рука. Сейчас, каждый из вас представит то, что хотелось бы вылепить из этих брусочков. Это должно быть то, что первое прижжет в голову. Это может быть предмет, может быть животное или растение, а может быть даже какое-то чувство.
Возьмите любой цвет и начните его разминать, почу4вствуйте, как материал вам поддается, как он принимает любую желаемую форму, он мягкий и тягучий и вы можете сотворить из него все что захотите. Итак, мы начинаем творить.

(На лепку отводится примерно 25 минут)

После того как все окончили, дается следующее задание.
Психолог: Какие вы молодцы! Посмотрите, какие у всех разные и красивые получились фигурки. У каждой свой характер и свое настроение. ( При желании можно некоторые прокомментировать). А теперь представьте себя тем героем, которого вы вылепили, подумайте и расскажите нам от имени этого создания о нем: кто оно, где живет, есть ли у него семья, друзья, враги. О чем оно мечтает и чего оно боится.

Дается время на обдумывание.

Здесь, посредством сказкотерапии выясняются возможные причины дезадаптации. Ребенок, отождествляя себя со своим творением, начинает рассказывать информацию о себе. От имени другого существа проще говорить о проблемах и о том, что волнует. Здесь рождается материал для дальнейшей работы психолога. Так же психологу следует фиксировать некоторые аспекты для себя в протоколе. При необходимости можно задавать дополнительные вопросы.

Далее ребятам предлагается поиграть в интервью и позадавать вылепленным героям интересующие вопросы.

(На рассказ всех участников отводится примерно 35 минут)

Затем, на следующем этапе ребятам предлагается предавать фигурки по кругу для того, для того, чтобы каждый ребенок долепил и добавил какой-то свой элемент. Добавляя свой элемент каждый говорит что-то хорошее, зачем он добавляет эту деталь. Передают до тех пор, пока фигурка не вернется к хозяину.

( Примерно 15 минут)

После, каждый ребенок по кругу говорит, понравилось ли ему то что добавили, действительно ли этого не хватало.

В заключении занятия необходимо сказать, что у каждого из нас много доброго и хорошего. И всегда рядом найдутся люди, которые помогут и не бросят в беде. Далее следует рефлексия. Ребятам разрешается забрать фигурки с собой, либо оставить в кабинете психолога да следующего занятия.

Материалы:

  • Пластилин по количеству участников,

Ход занятия:

Детям выдается пластилин.

Психолог: Ребята, перед вами лежит волшебный пластилин. Возьмите те брусочки, к которым потянется рука. Сейчас, каждый из вас представит то, что хотелось бы вылепить из этих брусочков. Это должно быть то, что первое прижжет в голову. Это может быть предмет, может быть животное или растение, а может быть даже какое-то чувство.
Возьмите любой цвет и начните его разминать, почу4вствуйте, как материал вам поддается, как он принимает любую желаемую форму, он мягкий и тягучий и вы можете сотворить из него все что захотите. Итак, мы начинаем творить.

(На лепку отводится примерно 25 минут)

После того как все окончили, дается следующее задание.
Психолог: Какие вы молодцы! Посмотрите, какие у всех разные и красивые получились фигурки. У каждой свой характер и свое настроение. ( При желании можно некоторые прокомментировать). А теперь представьте себя тем героем, которого вы вылепили, подумайте и расскажите нам от имени этого создания о нем: кто оно, где живет, есть ли у него семья, друзья, враги. О чем оно мечтает и чего оно боится.

Дается время на обдумывание.

Здесь, посредством сказкотерапии выясняются возможные причины дезадаптации. Ребенок, отождествляя себя со своим творением, начинает рассказывать информацию о себе. От имени другого существа проще говорить о проблемах и о том, что волнует. Здесь рождается материал для дальнейшей работы психолога. Так же психологу следует фиксировать некоторые аспекты для себя в протоколе. При необходимости можно задавать дополнительные вопросы.

Далее ребятам предлагается поиграть в интервью и позадавать вылепленным героям интересующие вопросы.

(На рассказ всех участников отводится примерно 35 минут)

Затем, на следующем этапе ребятам предлагается предавать фигурки по кругу для того, для того, чтобы каждый ребенок долепил и добавил какой-то свой элемент. Добавляя свой элемент каждый говорит что-то хорошее, зачем он добавляет эту деталь. Передают до тех пор, пока фигурка не вернется к хозяину.

( Примерно 15 минут)

После, каждый ребенок по кругу говорит, понравилось ли ему то что добавили, действительно ли этого не хватало.

В заключении занятия необходимо сказать, что у каждого из нас много доброго и хорошего. И всегда рядом найдутся люди, которые помогут и не бросят в беде. Далее следует рефлексия. Ребятам разрешается забрать фигурки с собой, либо оставить в кабинете психолога да следующего занятия.