Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Русский символизм и его истоки

Разделы: Преподавание математики, Преподавание литературы


Цели урока:

  • Обучающие:
  • закрепить понятие «Серебряный век»;
  • дать понятие о символизме;
  • кратко охарактеризовать труды основоположников русского символизма;
  • выявить истоки русского символизма;
  • показать связь символизма с другими видами искусства;
  • Развивающие:
  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;
  • Воспитательные
  • воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Оборудование: сборники поэтов Серебряного века, раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов-символистов, репродукции картин «Неизвестная» И. Крамскова, «Демон», «Царевна-лебедь» М.Врубеля, портреты поэтов-символистов,
диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8).

План урока

I. Вступительное слово учителя.
II. Повторение понятия «Серебряный век».
III. Изучение нового материала о символизме как литературном направлении :

  • знакомство с понятием «символизм»;
  • знакомство с трудами основоположников русского символизма;
  • составление схемы (этапы и представители символизма);
  • выявление философских истоков русского символизма;
  • сопоставительный анализ стихотворений Вл. Соловьёва и З. Гиппиус;
  • знакомство с понятием символа;
  • связь символизма с музыкой;
  • связь символизма с живописью.

IV. Подведение итогов урока.
V.Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с поэзией Серебряного века.

II. Но сначала вспомните, какой смысл имеет выражение «Серебряный век»?

Верно. Как вы помните, Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

III. И первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм.
Откройте тетради и запишите тему урока «Символизм».
Дадим письменное определение этому направлению: «Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы».
Как вы считаете, если это направление, то имело ли оно какую-либо теоретическую базу, положения?
Правильно, и началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», прочитанная в 1892 году. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Кроме того, в 1894 году в Москве вышло три сборника стихотворений «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

Составим схему:

img1.gif (4036 bytes)

Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами?

Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма.
Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина?

Декадентское мироощущение было свойственно на разных этапах почти всем символистам.
Ещё раз посмотрите на схему, обратите внимание на связь символизма с декадентством. Как вы считаете, принимали ли символисты окружающий их мир? Какую особенность символизма в связи с этим вы бы выделили?
Молодцы. Чтобы понять точку зрения символистов нам нужно выяснить, что же повлияло на них, каковы источники символизма.
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона, высшей сферой жизни для которого была область идей, до Ф.Ницше и Вл.Соловьёва.
Послушаем сообщение о философии Ф.Ницше.

 

 

 

 

 

 

 

Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо. Чтобы подтвердить мнение о воздействии данных философов на творчество поэтов-символистов, проведём небольшой литературный опыт. Перед вами два текста стихотворений Вл.Соловьёва и З.Гиппиус. Я прочту вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…» Послушайте его.
Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?

Разграничим их. Каков первый мир?
Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт?
Запишите данные определения в столбик.

 

 

 

Каков второй мир? Что говорится о нём?
Запишите определения во второй столбик.

 

 

Сделайте вывод об отношении Вл. Соловьёва к этим мирам.

Сравним с этим стихотворением второе, написанное З.Гиппиус.
Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.

 


Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно?
Какому миру отдаётся предпочтение?

 

 

То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма.
Посмотрите ёщё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?

 

Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?

Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите на название направления, от какого слова оно образовано?

Именно символ и явился таким средством. Дадим определение символа: «Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления». Запишите это определение у себя в тетрадях.
Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства.
Сейчас прозвучит музыка композитора А.Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её.

 

 

Из скольких частей состоит это произведение?
Ещё раз послушаем этюд и охарактеризуем каждую из частей.

Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?

Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?

 

Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

Что передаёт музыка?
А используются ли при этом слова?

Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф.Сологуба.

Лила, лила, лила, качала
Два тёмно-алые стекла,
Белей лилей, алее лала
Бела была ты и ала.

Что придаёт этому стихотворению музыкальность?

Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором.

Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью.

Послушаем доклад о связи символизма с музыкой, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах. Какие особенности картин вы заметили ещё?

 

Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба.
Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И.Анненского «Аметисты».

Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета?

С картинами какого художника можно увидеть связь?

Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий.

Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?

 

Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?

 

Каков финал стихотворения?

 

Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста?
А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом.
Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают?
Звук с придаёт звучанию приглушённость, а и, напротив, преодолевает пространство, как горение свечи.

Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер?
Верно,