Внеклассное мероприятие "Чудесные творения природы"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Обучающие: углублять и закреплять знания, полученные по природоведению, географии, биологии, продолжить и развивать экологическое образование, пробудить интерес к изучению темы.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание.

Воспитывающая: воспитать любовь к родной природе, стремиться к ее сохранению, обьединить для совместного творчества родителей и детей.

Здоровьесберегающий аспект:

Работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания при проведении игр, танцев по ходу мероприятия

Оборудование: столики, карточки с заданиями, записи с фонограммами, рисунки, фотографии

Сценарий программы

В актовом зале звучит фонограмма песен о родном крае, о природе, о деревне, о цветах.

Оформлен задник: на котором изображены цветы, бабочки, птицы и растяжка- “Человек, который понимает природу – благороднее, чище” (Л.М.Леонов)

В фойе оформлена выставка поделок из природного материала. На стенах зала вывешены плакаты о растительном, животном и подводном мире. Cтоят столы для каждой семьи, которая самостоятельно оформляла свой стол.

Берендей: Охо-хо… Где это я? А вы кто такие (вылезает из-под кочки)?

Давайте знакомиться. Я — Берендей-лесной царь.

Ведущий: Лесной царь, сегодня мы проводим наше очередное мероприятие и темой нашей встречи мы выбрали “Чудесные творения природы”. Поэтому мы здесь.

Берендей: Я очень рад, что вас интересуют мои творения. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, реки, поля, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это творения природы. А вот насколько вы знаете природу, насколько вы ее любите мы сейчас и узнаем. А помогут мне в этом – мои внучки: Феи и Русалочка.

Я приглашаю Фею цветов.

(Звучит фонограмма “Вальс цветов” П.И. Чайковского)

Фея цветов:

Всюду цветы за цветами,
Зреют, колышатся травы.
Бьют мне поклоны ветвями,
Лес, перелески, дубравы.
Вот колокольчики строем,
Все заросло зверобоем,
Золотом зрея червонным,
Встали рядком граммофоны.

Берендей:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто не Земле не умеет.
Например, он берет крупинку мягкой, черной земли,
Затем он берет дождя дождинку,
И воздуха голубой лоскуток
И лучик солнышка пролитый
Все смешивает потом
И вот из одной и той же черной земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

(В руках у Феи – жарок, ее талисман)

Фея: Удивительное рядом. Ребята а как называется этот цветок? Какое другое название есть у этого цветка? (Купальница)

В народе он зовется по-разному: у москвичей – авдоткой, у пермичей – вешними бубенчиками. В Сибири хорошо известная купальница азиатская. Называется он жарок. От европейских купавок жарки отличаются раскрытыми оранжевыми цветами и более высоким стеблем. А сейчас мы проведем викторину “Назовите эти цветы”:

  1. Какое растение с кистью белых душистых цветов растет в лесу? (Ландыш)
  2. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Вероника, Лилия, Иван да Марья, Василек, Анютины глазки)
  3. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик, а на ночь закрывает свои лепестки)
  4. Летний садовый цветок “ноготки” имеет и научное название, какое? (Календула)
  5. Какое название в народе имеет сон-трава? (Подснежник)

Фея: А о подснежнике есть такие красивые стихи:

На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.

(В качестве домашнего задания было предложено составить букет из цветов и назвать их полезные свойства, каждый стол, с сидящими за ним членами семьи защищает свой букет)

Фея: А сейчас у нас обьявляется конкурс песен о цветах.

Берендей: Спасибо тебе внучка. Много полезного и интересного мы узнали о цветах. Я приглашаю к нам другую свою внучку – Русалочку.

(Звучит фонограмма песни о море)

Русалочка: Какими морями омывается наша Родина?

(Баренцево, Белое, море Лаптевых, Северное, В-Сибирское, Чукотское, Охотское, Карское, Берингово море, Японское, Каспийское, Балтийское, Черное, Аральское.)

- Знаете ли вы самое глубокое озеро нашей страны? (Байкал)

- А какие еще знаете озера? (Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень)

- Назовите самые крупные реки нашей Родины. (Амур, Лена, Енисей, Волга)

- А какая из них самая многоводная? (Енисей)

- Какая река нашей страны впадает в океан? (Амур)

- Что вы можете рассказать о реках, озерах других водоемах своего района, области?

Русалочка: Спасибо вам большое, вы очень хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Море волнуется”.

- А каких обитателей наших водоемов вы знаете?

- На нашей планете тысячи рек, озер, морей. В них водятся разные виды животных, рыб, но из-за вырубок лесов, загрязнений химическими веществами, промышленных отходов, чистой воды становится все меньше. От этого погибают животные, птицы, рыбы – природа не успевает очищать воду от загрязнений.

Русалочка: Ребята, скажите как называется Книга, в которой записаны виды исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения растения и животные? (Красная Книга)

Дети:

Я не хочу, чтоб море высыхало,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый ветер так порою тих!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в ней навеки
Студеная и вкусная вода.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
Я подрасту - и я вам помогу,
И рыбок золотых уберегу!

Берендей: Ну вот какая умница моя внучка Русалочка, сколько интересного мы узнали от нее. А вот хочется сегодня мне поговорить еще об одних обитателях лесных. О ком вы думаете? О птицах. И я приглашаю к нам в гости мою внучку Фею птиц.

(Звучит фонограмма песни А.Пугачевой “Расскажите птицы”)

Фея: Здравствуйте наши уважаемые друзья!

Сегодня на улице я встретила своего старого друга воробья. Мы так обрадовались встрече и воробей так чудно запел… Вы слышали как поет воробей? Он поет: “мя-а-у” Правильно? Ну тогда вот так: “му-у-у”. Да конечно же я ошиблась, Воробей поет вот так : “ку-ка-реку!”. Так, а кто покажет, как он поет? Правильно. Как же это я забыла, воробей чирикает. И мы проведем конкурс, нужно угадать в записи голоса птиц.

(Включается фонограмма)

А сейчас я приглашаю по представителю, сидящих за столами.

Фея:

Вот берег высокий, речной
Утыкан он сотнями гнезд.
Прошли мы тропинкой лесной
И Путь был не так уж и прост.
Вот птичий базар нас встречает
Вопросы о птицах вручает.

Задания:

  1. По рисункам, фотографиям определить что это за птица.
  2. Какие птицы обитают в наших краях?
  3. Какие наши птицы зимуют, а какие перелетные?

Фея птиц: Оказывается, вы многое знаете о птицах. И все вы, конечно, знаете, что звери бегают, рыбы плавают. А птицы? Правильно… летают.

Я сейчас с вами проведу игру на внимание и называется она “Кто летает?”

Все встаем в круг. Я вас спрашиваю: “Волк летает?”, вы отвечаете “нет”. “Сорока летает”, если “да”, то вы поднимаете руки вверх, и т.д (Проводится игра.)

Мы сегодня вспомнили много птиц, которые живут в лесу, а каких домашних птиц вы знаете? Ребята, а вы помогаете своим родителям ухаживать за птицами?

(Я предлагаю всем вместе станцевать “Танец маленьких утят”.)

Фея: Дорогие ребята! Уважаемые родители!

Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, заинтересованно играли, увлеченно танцевали, а самое главное мы узнали об удивительных, прекрасных творениях нашей природы. Мы должны сберечь природу для нас и наших потомков.

(С детьми из этих семей подготовлена литературная композиция)

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна,
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

Мы живем в прекрасном мире,
Окружают нас друзья:
Чистый воздух, лес и поле,
Голубых озер вода.

Нам беречь необходимо,
Ручеек, травинку, дом -
Все, что сердцу очень мило,
Все, что видим мы кругом.

Мы в гармонии с природой
Жить обязаны всегда,
Ведь зеленою Планетой
Называется Земля!

Все вместе исполняют песню “Улыбка”.

Жюри награждает особо отличившиеся семьи.