Урок — интеллектуальная игра "Быт и традиции населения Кубани"

Разделы: История и обществознание


Цель: помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры и традициях населения Кубани.

Задачи:

образовательная – изучение и расширение знаний учащихся о быте и традициях населения Кубани;
развивающая – развитие у учащихся памяти, мышления, навыков анализа, умения обобщать и систематизировать;
воспитательная – формирование у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, ответственности за сохранение культурно – исторического наследия малой родины – Кубани.

План урока

Организационный момент. Вводное слово учителя.

ТУР– I «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» (проверка словаря урока).

ТУР–II «КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» (защита учащимися стенгазет, знакомящих с традициями гостеприимства у казачьего и горского населения Кубани).

ТУР– III «АХ ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА…»

Традиционное отношение к женщине в казачьих станицах Кубани.
Заключение.

Ход урока

Учащиеся получают задание предварительно ознакомиться рассказами «В казачьей станице» и «Горский аул» в книге для чтения «Родная Кубань» (с.108 – 116). Класс делится на две команды для подготовки и защиты проектов в форме стенгазет, используя дополнительную литературу (первая готовит стенгазету о казачьих традициях гостеприимства, вторая - о горских).
Урок проходит в виде игры (две команды).
В качестве жюри на уроке присутствуют старшеклассники (4 –5 чел.).

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Наш край – южное приграничье России, вековая казачья земля. Но далеко не каждый даже поверхностно представляет себе как в течение множества лет развивалась исконно пестрая бытовая культура и традиции жителей кубанских аулов, станиц, хуторов и т.д.
Этот урок мы посвятим с вами знакомству с некоторыми традициями и бытом населения Кубани в первой половине ХIХ века.

ТУР - I. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Ведущий раздает каждой команде карточки с терминами (по теме урока), которым необходимо дать определение. Члены команд, получив карточку должны как можно быстрее и точнее выполнить задание на индивидуальных листах (выполняют все учащиеся). По завершении работы листы с ответами представители команд отдают жюри на проверку (при оценивании работ учитывается точность ответов).

Учащиеся получают за каждое правильно указанное определение 1 балл. Команда - победитель этого тура определяется по количеству набранных баллов.


КАРТОЧКА КОМАНДЫ № 1

Дайте определение терминам:

1. Черкеска - …
2. Сволок - …
3. Аталык - …
4. Сай - …
5. Уасэ - …
6. Куначество -…

 

КАРТОЧКА КОМАНДЫ № 2

Дайте определение терминам:

1. Циновка - …
2. Газыри - …
3. Архалук - …
4. Шлычка - …
5. Уасэ - …
6. Куначество - …


ТУР – II «КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО»

Жители Кубани всегда славились своими традициями гостеприимства. Покажите свою эрудицию и художественное мастерство.

Учитель знакомит с условиями конкурса. Команды защищают перед жюри свои стенгазеты, знакомя с традициями гостеприимства казачьего и горского населения Кубани. Жюри оценивает художественное оформление, ценность материала и содержание стенгазет, а также их познавательную направленность. Максимальное количество баллов за конкурс - 5.

ТУР –III «АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА…»

На Кубани как у казаков, так и у горцев чтились и почитались семейные праздники, обряды и традиции, связанные с заключением брака.

Учитель предлагает командам показать свои знания свадебных обычаев и традиций населения Кубани, выполнив предложенное задание. Каждая команда получает карточку с рассказом, описывающим свадебные традиции и обряды казаков (горцев). Необходимо вставить пропущенные слова и словосочетания. Задание выполняется за определенное время.
По истечении времени команды меняются карточками и проверяют правильность вставленных слов, после чего представители команд зачитывают рассказы вслух, указывая ошибки соперников (если таковые имеются).
Жюри оценивает работу обеих команд на первом и втором этапах конкурса (1 балл за каждое правильно угаданное слово; 1 балл за каждую указанную ошибку соперников).

КОМАНДА №1

Свадебные обычаи и традиции черкесов

Кубанцы живо интересовались обычаями и традициями черкесов. Браки заключались между равными по происхождению мужчиной и женщиной через сговор или путем …… За невесту платили «уасе» - …… , который носил в основном натуральный характер: выплачивали ……, ……, ……. Свадьба, которая была праздником для всего аула, сопровождалась ……, ……, ……. В семейном быту был распространен обычай ……, когда муж избегал встреч и разговоров с женой в присутствии родителей и старших. Особенно строго этот обычай соблюдался по отношению к …… …. При посторонних людях муж делал вид, что не замечает ……. Невестка не должна была произносить имена родственников своего мужа и давала им собственные ласкательные имена. Как самое тяжкое преступление рассматривалось нарушение женщиной ……

КОМАНДА №2

Свадебные обряды и обычаи казаков.

Большинство свадеб справляли ……, после окончания …… Казак старался сам себе отыскать невесту – ровню по социальному и материальному положению. Юношу старались женить до …… ……, в возрасте …… лет, девушек выдавали замуж в …… лет. …… было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Получив положительный ответ родителей, девушка разрезала принесенный сватами …… ……, символически отделяя себя от …………. Предсвадебный день был связан с обычаем нести жениху сшитую невестой ……, которую придирчиво рассматривали мать и сестры жениха. По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты. За ним могли присутствовать только …… …… Второй день свадьбы проходил у родителей …… Заканчивалась свадьба тем, что …… ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре …… …… Это называлось «тушить» свадьбу.

Традиционное отношение к женщине в казачьих станицах Кубани.

Знакомство с этим вопросом темы можно начать инсценировкой притчи кубанского писателя ХIХ века А.Пивня «Почему на свете баб много», которая очень показательна в плане раскрытия особенностей менталитета мужского населения казачьих станиц.

Появляются казак и казачка (присаживаясь на скамейку возле хаты).

« - Муж!
- Га.
- ... Ты же говорил, что все знаешь, что на свете делается...
- Ну и что?
- А я у тебя спрошу такое, что ты не знаешь.
- Брешешь, все знаю!
-А ну скажи: почему на свете баб больше, чем мужиков?
-...Ось, слухай, потом сама скажешь, что ты дурная!
- Вся земля — это все равно, что большая ярмарка или базар. А ты сама знаешь, что на ярмарке или на базаре каждый раз плохого товара бывает больше, чем хорошего: так оно и тут: мужиков меньше, а баб наплодилось, как того бурьяну наросло!»

Каково было положение женщин в кубанских казачьих семьях? Учащиеся делают вывод о снисходительном отношении к женщине, о ее низком социальном статусе у кубанских казаков.

Далее (для закрепления этого вопроса) следует выступление одного из подготовленных ранее учащихся.

- Общая значимость мужского статуса приводила к превосходству мужчин над женщинами не только в экономической сфере, но и в других, в частности социальной. И в семье, и на людях это всячески подчеркивалось. Так, на Кругу правом решающего голоса обладали только лица войскового сословия, мужчины; женщины могли выступать здесь только в роли просительниц. Это правило нарушилось только во время переселения на Кубань, когда женщины тянули жребий за своих отсутствующих мужей. В церкви, куда казаки ходили всей семьей, тоже существовали различные условности. Мужчины, например, всегда располагались в правом притворе (почетной у казаков считалась правая сторона, т.к. по поверьям за правым плечом каждого христианина располагался ангел хранитель), женщины в левом.

В семейной жизни превосходство мужчин тоже было несомненным. Женщины всячески удалялись (по выражению Л.Н.Толстого) or «общих вопросов жизни». Положение казаков можно охарактеризовать, словами толстовского героя Епишки: «Ты, жена, - холопка — работай, говорит муж жене, а я загулял». Для казака считалось неприличным обращаться к жене на людях не только с ласкою, с уважением, но и даже по вопросам, просто не относящимся к делу. Если казачонок получал прозвище «девка губошлепая» — это считалось так же позором, потому что не должен быть казак похожим на женщину.
Снисходительное отношение к женщине из обыденной жизни перешло в литературу.
Таким образом, заниженность женского статуса у кубанских казаков прослеживается не только через традиционные нормы обычного права, но и через духовную культуру, фольклор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бытовая культура и традиции населения Кубанских станиц и аулов первой половины ХIХ века уникальны. Соседское общение казаков и горцев постепенно сближало их способствуя установлению мирных отношений, дальнейшему сохранению традиций и обычаев и появлению множества общих традиций.

Жюри подводит итоги игры, называя команду – победительницу (набравшую наибольшее количество баллов).

Приложение