Открытый урок. Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" в 11-м классе

Разделы: Литература


 

Литературная гостиная по лирике Б. Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Цель:

  • Раскрыть всю глубину творческой личности Пастернака, его взгляды на призвание и судьбу поэта,
  • Пробудить интерес учащихся к его поэзии.
  • Ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха, подчеркнуть его музыкальность и живописность;
  • Раскрыть особенности поэтического таланта автора, показать место лирики поэта в отечественной и мировой культуре.

Оформление на уроке:

  • Портрет Б. Л. Пастернака;
  • Эпиграф к уроку: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»;
  • Выставка книг автора;
  • Газета, посвященная поэту;
  • Таблички на столы: «литературоведы», «искусствоведы», «артисты», «художники», «библиограф»;
  • Портреты А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой.

Музыка:

  • Фрагменты из Пятой симфонии П. И. Чайковского;
  • Ж. Бизе «Искатели жемчуга»,
  • Ф. Шопен «Ноктюрн № 11»

Задания «ЛИТЕРАТУРОВЕДАМ»:

  1. К каким литературным течениям в разное время принадлежал Б. Л. Пастернак?
  2. Кого из представителей отечественной культуры он считал своим учителем?
  3. Что вы знаете о дружбе В. Маяковского и Б. Пастернака?
  4. Чем была поэзия Пастернака для его современников?
  5. В чем достоинство стихотворений поэта, особенность его творчества?
  6. Что обеспечило долгую жизнь стихам Пастернака?
  7. Почему в годы «застоя» замалчивалось истинное значение творчества писателя?

Задания «ИСКУССТВОВЕДАМ»:

  1. Что вы знаете о семье Пастернака?
  2. Какое образование и воспитание получил он?
  3. Что способствовало расцвету его таланта?
  4. С кем из представителей отечественной культуры он поддерживал тесные отношения?

Задания «АРТИСТАМ»:
Выучить наизусть стихотворения:

  1. «Любить иных – тяжелый крест…»;
  2. «О, знал бы я, что так бывает…»;
  3. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»;
  4. «Быть знаменитым некрасиво…»
  5. «Нобелевская премия»;

Задания «ХУДОЖНИКАМ»:

  1. Нарисовать поэтический герб Б. Л. Пастернака.
  2. Дать обоснование своей работе (авторский комментарий).
  3. Рисунок на тему: «Раннее творчество В. Маяковского», сравнить с гербом Б. Л. Пастернака.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов ХХ века, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака. Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы Анны Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и яркостью светил.
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной. Свежий, образный и взволнованный стих всегда поражал ценителей поэтического искусства.

2. Работа с группами учащихся, беседа с «литературоведами» и «искусствоведами».

Ребята защищают выполненные задания, с дополнениями выступают все.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ:

- Вам уже известно, что крупные русские поэты ХХ века формировались в сложных условиях, были противоречивые литературные течения. А. Блок начинал как символист, В. Маяковский – как футурист, Ахматова – как акмеист. Была ли литературная судьба Б. Пастернака в этом смысле исключением?
- Какие отношения сложились у него с Маяковским?

Вывод по вопросам:

Творческий путь Б. Пастернака не был исключением. Он, как и многие поэты ХХ века, испытал влияние определенных литературных течений, это освежило язык пастернаковского поэзии, помогло поэту в работе над словом, позволило осмыслить его глубинную, первородную суть. Необходимо рассматривать творчество Б. Пастернака в контексте всего литературного процесса начала века. Одновременно с ним в литературу входили В. Маяковский, О. Мандельштам, С. Есенин, В. Хлебников, Н. Гумилев, А. Ахматова и другие.

ИСКУССТВОВЕДЫ:

- Что же позволило Б. Пастернаку выделиться среди современников?
- В чем критики выделили достоинства его поэзии?

АРТИСТЫ:

Чтение стихотворений «О, знал бы я, что так бывает…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

УЧИТЕЛЬ:

Я хочу отметить тот факт, что становлению таланта поэта способствовала атмосфера, в которой воспитывался Пастернак.

БИБЛИОГРАФ:

- Что способствовало расцвету поэтического таланта Б. Пастернака?

А теперь познакомимся с произведениями автора, которые как нельзя лучше раскрывают его творческую личность.
(Стихи звучат на фоне музыки, учащиеся после прочтения лают комментарий стихотворениям)

ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

  • Каковы особенности поэзии Б. Л. Пастернака? Каковы основные мотивы творчества?
  • Трудна ли его поэзия для восприятия?

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

Да, поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию.
Сложность пастернаковской поэзии очевидна. М. Горький связывал это с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта.
Вместе с тем продолжительное время имя и творчество Бориса Леонидовича находилось под запретом.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ:

  • Почему же в годы «застоя» замалчивалось истинное значение творчества поэта?
  • Что обеспечило долгую жизнь поэзии Пастернака?

УЧИТЕЛЬ:

Да, имя Пастернака находилось под запретом, и одной из причин было – согласие поэта на публикацию его романа «Доктор Живаго» на Западе, который запретили печатать в СССР, потому что революция и гражданская война в романе рассматриваются не с классовых, а с общечеловеческих позиций.
Но, несмотря на все перипетии его творческой судьбы, стихам Пастернака обеспечена долгая память, долгая жизнь.

И, подводя итог уроку, ответим на вопросы:

  • Чем поражал Б. Пастернак современников, знавших поэзию Блока, Гумилева и других?
  • Современен ли Б. Пастернак?
  • Что принесло ему всемирную славу?

ХУДОЖНИКИ:

А вот и поэтический герб Б. Пастернака.

Комментарий рисунка:

Символом поэзии Бориса Леонидовича Пастернака я избрала сердце, потому что его стихи переполнены чувствами, в них ощущается какой-то необыкновенный заряд человеческой энергии. Поэтому под изображением сердца вы видите нечто вроде кардиограммы, олицетворяющей постоянную пульсацию его поэзии и в тоже время не всегда ровный ритм стихов.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

В центре сердца скрипичный ключ, так как стихи Пастернака очень музыкальны (да и музыка всегда была неотъемлемой частью жизни поэта):

Я клавишей стаю кормил
с руки
Под хлопанье крыльев, плеск
и клекот.
Я вытянул руки, я встал
на носки,
Рукав завернул, ночь терлась
о локоть.

Прямо из сердца тянутся зеленые ростки – это символ жизнелюбия поэта, его вечной молодости и юношеского удивления перед жизнью.
А еще поэзия Пастернак ассоциируется у меня с дорогами, потому что он все время искал себя, новые способы самовыражения.
Поэтому вы и видите изображение дороги:

«Стихи мои, бегом, бегом.
Мне в вас нужда, как никогда».

И постижение поэзии Пастернака – тоже дорога, полная неожиданностей и открытий…

А вот герб на «Раннее творчество Маяковского».

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому – нибудь нужно?

Пронзительные, потрясающие душу строки, которые лучше всего вписываются в желтый фон рисунка, отражающий одиночество, тревогу и печаль поэта. Желтый цвет всегда тревожит душу так же, как тревожат ее ранние стихи Маяковского.
В углу рисунка звезды, они зажигаются не для всех, а только для мечтателей и поэтов, и одна из них – звезда Маяковского. На землю от них падает свет и освящает сердце. Оно одиноко . Во все стороны от него расходятся лучи, несущие с собой свет нотными знаками. Эти ноты – для людей, которые могут понять состояние поэта.

Знаете что, скрипка?
Давайте –
Будем жить вместе!
А?

В черное мутное небо летит «бабочка поэтиного сердца». Она голубая, как мечта. Со всех сторон окружают ее темные молнии непонимания, лжи, зависти.
Но бабочка все же пытается пробиться сквозь этот заслон. Она ударяется о черные молнии. Молнии возвращаются на землю, а бабочка все летит и летит…

  • Что общего в этих гербах?
  • Как вы думаете, почему?
  • С чем это связано?
  • Итог урока.

Читается стихотворение Марины Цветаевой «Борису Пастернаку».