Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  1. Выяснить причины, процесс и последствия образования монополий;
  2. Развитие навыков у учащихся работы по опорным схемам;
  3. Раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опорных схем. (См. Приложение 1)

Оборудование урока: Учебник «Новая история 8 кл.» А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкин, П.А. Баранов; опорные схемы (См. Приложение 1)

Ход урока

I. Словарная работа по учебнику

Задание: найти в словаре учебника объяснения слов:

  1. Монополия
  2. Финансовый капитал
  3. Империализм
  4. Конкуренция
  5. Олигархия
  6. Трест, синдикат
  7. Концерн

II. Объяснение нового материала

Сегодня нам с вами предстоит проследить процесс перехода от капитализма к его высшей стадии – империализму.

В конце урока вы должны:

  1. Назвать пять признаков империализма
  2. На основании этих признаков сделать вывод: империализм – это шаг вперед или назад.

Домашнее задание: подобрать примеры для оценки империализма, показав его плюсы и минусы.

III. План изучаемого материала

  1. Причины образования монополий
  2. Ликвидируют ли монополии конкуренцию
  3. Образование банковских монополий и банковского капитала
  4. Вывоз капитала
  5. Образование ГМК
  6. Борьба за передел мира
  7. Империализм – положительное или отрицательное явление

1. Причины образования монополий:

Научные открытия в различных областях ведут к бурному развитию промышленности, росту производства, в конечном итоге, увеличению прибыли капиталистов. Так как главная цель капиталистического производства – прибыль, то растет и конкуренция – борьба за более выгодные условия сбыта товаров и за рынки сырья.

Увеличение производства ведет к нарушению пропорций в экономике, так как развивается не по плану (стихийно), а это приводит в конечном итоге, к экономическим кризисам, а они в свою очередь ведут к спаду роста экономики, краху многих предприятий. Чтобы выжить владельцам предприятий, необходимо искать и внедрять новые технологии, выстоять могут только крупные предприятия, все это заставляет капиталистов объединяться в монополии – союзы, с целью ликвидации конкуренции и получения наибольшей прибыли.

2. Вопрос учащимся для размышления: но ликвидируют ли на самом деле монополии конкуренцию?

На основе опорных схем учащиеся доказывают обратное. Борьба идет за власть внутри монополии, за рынки сырья, рынки сбыта и дешевую рабочую силу между монополиями. Противоречия между монополиями наоборот обостряются.

3. Образование банковских монополий, финансового капитала и финансовой олигархии.

В период бурного развития экономики и научных открытий брать кредиты и хранить свои капиталы крупные монополии могут у крупных надежных банков. Это и заставляет, в свою очередь, мелкие банки объединятся в банковские монополии. Вкладывая свои капиталы в банки монополии, для контроля над ними, направляют своих представителей в руководство банка.

В свою очередь, руководство банков, желая получить больше дохода, вкладывают свои капиталы в крупные монополии, а своих представителей направляют в руководство монополиями для контроля над ними. Так происходит слияние банковского и промышленного капиталов, т.е. возникает финансовый капитал; а с ним и финансовая олигархия: слияние власти над банком и монополией в одних руках.

4. Вывоз капитала.

Стремление капиталиста получить прибыли больше заставляет его искать выгодные формы вложения своих капиталов. Не найдя их в своей стране, капиталисты стремятся вывезти свои капиталы в более слабые страны, где есть дешевое сырье и дешевая рабочая сила (колонии Африки). Это происходит в виде займов и кредитов, за которые капиталисты получают высокие проценты.

Последствия вывоза капитала – зависимость страны, в которую капиталы ввозятся, сдерживание роста ее экономики. Пример: зависимость колоний от метрополий.

Влияет этот вывоз и на страны, вывозящие капитал, где он мог бы иметь более полезное применение. Пример: увеличение заработной платы или решение социальных вопросов.

5. Глобализация экономики ведет к образованию межгосударственных монополий.

6. Борьба за рынки сырья и сбыта, в конечном итоге, ведет к борьбе за передел мира. В подтверждение этого – Первая и Вторая мировая война.

Вывод: таким образом, главными признаками империализма являются:

а) Образование монополий
б) Образование финансового капитала и финансовой олигархии
в) Ввоз и вывоз капитала
г) Борьба за передел мира
д) Образование межгосударственных монополий

Итак, мы видим, что на смену капитализму приходит монополистический капитализм – ИМПЕРИАЛИЗМ.

7. Как оценить ИМПЕРИАЛИЗМ?

Я прошу вас найти плюсы и минусы империализма самостоятельно по материалам учебника § 2, стр.20, 21

Итогом самостоятельной работы восьмиклассников должна стать следующая таблица:

+ ИМПЕРИАЛИЗМ –
а) Внедрение новых технологий а) Сосредоточение власти в руках немногих (появление «некоронованных королей»)

б) Повышение производительности труда, на время – снижение конкуренции

б) Рост колониальных захватов

XIX век – время становления в Европе и США индустриального общества

XIX век – время обострения всех противоречий (см. Приложение), которые привели к двум мировым войнам и революциям

Рефлексия

  1. Объяснить значение новых понятий, пользуясь опорным конспектом (см. Приложение);
  2. Назвать признаки империализма;
  3. Объяснить их проявление, опираясь на схему и опорный конспект;

На карточках написать:

  1. Что запомнилось Вам лучше всего;
  2. Что осталось непонятным;
  3. Самим оценить свои знания по данной теме.