Конспекты занятий по изобразительной деятельности для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Цели выставки:

  • закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения.
  • вызвать у детей эмоциональный отклик, создать праздничное настроение.
  • способствовать развитию собственного художественного творчества.
  • закрепить понятия одиночный портрет и групповой. Дать понятие: автопортрет.

Связь с другими видами деятельности: чтение художественных произведений; разучивание стихов, песен; рисование, лепка своей семьи.

Предварительная работа: рисование с детьми старшей и подготовительной групп на тему “Портрет моей семьи”, “Как я провожу время дома со своей семьёй”. Организована выставка детских работ на тему “Наша дружная семья” в холле детского сада.

Словарь: автор, портрет, одиночный портрет, групповой портрет, автопортрет, художник, экскурсовод, жанр живописи.

Ход занятия

1 часть: Воспитатель в роли экскурсовода встречает детей на выставке детских рисунков.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня для нас особенный день: мы открываем выставку детских рисунков “Наша дружная семья”. Не спешите, рассмотрите внимательно каждый рисунок. Определите, к какому жанру живописи они относятся? (портреты). Рассмотрите, какими материалами выполнены. Обратите внимание на сюжет и содержание рисунков, цветовое оформление. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, какие эмоции и чувства вызывает у вас рисунок. Отойдите от картин и на расстоянии полюбуйтесь ими.

Если видим на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный
И весёлый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я
Нарисованы в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется портрет!

Глядя на эти рисунки, мы встретимся с жанром портрета и познакомимся с его особенностями.

Слово “портрет” не русское. В переводе с французского языка оно означает “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека.

Портреты бывают одиночные и групповые.

- Как вы думаете, на нашей выставке одиночные или групповые портреты?

- Ребята, как вы думаете, что значит “одиночный портрет”? (изображен один человек).

- Что значит “групповой портрет”? (изображена группа людей).

Ребята, есть еще такое понятие в живописи как автопортрет. Как вы думаете, что оно обозначает? (…)

Художники рисуют и сами себя, глядя в зеркало, называя свои картины автопортретами. Запомнили это слово? Давайте повторим. (автопортрет). Что оно означает? (…)

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки. Таким образом собиралась целая коллекция семейных портретов.

Как здорово, что художники смогли запечатлеть все эти образы, ведь раньше, в старину, не было фотоаппарата.

С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты. Фотография никогда не сможет заменить картину, написанную художником. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от неё даже исходит тепло.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается фотография от картины? (…)

2 часть: - А теперь давайте рассмотрим портреты, которые рисовали ребята нашего детского сада.

- Ребята, мы говорили, что портреты бывают одиночные и групповые. Посмотрите, на нашей выставке есть ли одиночные портреты? (Да) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, рисунок 1) Кто на нем изображен? (Мама) Совершенно верно, это портрет мамы. У этой работы есть автор. Автором этого портрета является Аня Криворотько из старшей группы нашего детского сада. Ребята, как вы думаете, какое настроение у мамы? Какое, по вашему мнению, было настроение у автора у художника во время рисования портрета? Какие материалы использовал художник при написании портрета?

Какое название можно дать рисунку?

При рассматривании рисунков экскурсовод может использовать художественное слово для усиления эмоционального восприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Затем роль экскурсовода берет на себя ребенок и по образцу воспитателя продолжает экскурсию.

В конце занятия воспитатель подводит итог проведенной экскурсии.

- Ребята, понравилась ли вам выставка? Что вам больше всего понравилось в экскурсии? Портрет какого автора вам больше всего понравился и почему? С каким новым понятием мы сегодня познакомились? (автопортрет) Я хочу предложить вам дома попробовать написать автопортрет, и мы тогда устроим следующую нашу выставку с вашими работами.

- Ребята, вы обратили внимание, какие дружные семьи у всех наших художников, с каким старанием и любовью ребята нарисовали свои портреты.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему “Пальчики – дружная семейка”.

Задачи:

  • учить передавать в рисунке образы семейки пальчиков,
  • дополнять изображение аппликацией,
  • соотносить шапочки по размеру.
  • развивать фантазию детей, творческую инициативу.

Оборудование и материалы: семья трех медведей в головных уборах - игрушки , маленькая ширма, отпечатки ладошек на альбомных листах для каждого ребенка и для воспитателя, шапочки из цветной бумаги разного цвета и размера (по 5 штук), фломастеры, клей, кисти, салфетки.

Предварительная работа: отпечатывание ладошек гуашевыми красками на альбомные листы.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Проходите, присядьте на коврик. Отгадайте мою загадку:

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(три медведя)

(убираю ширму на пол) – Правильно, ребята! К нам в гости пришли три медведя из сказки. Они одна семья. Из какой сказки они пришли? (…) Вы знаете как их зовут? (…) Папа – Михаил Иванович, мама – Настасья Петровна и их сынок – Мишутка. Какие они красивые! Давайте рассмотрим какие на них головные уборы. Михаил Иванович самый большой, и шапка у него самая большая, Настасья Петровна поменьше, и шапочка у нее поменьше. А почему у Мишутки самая маленькая шапочка? (…)

- Ребята, почему медведи такие веселые? (…) А я вам открою секрет! Потому, что они одна семья – папа, мама и сынок, они друг другу улыбаются, им вместе весело, они пришли к нам в гости.

А теперь я прочитаю вам стихотворение:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

- О чем это стихотворение? (о пальчиках). Видите какие они дружные, как одна семья, как наши гости медведи. Давайте поиграем с пальчиками! (еще раз стихотворение с показом руками).

А теперь наши пальчики пошли гулять (показываем руками). Бегали быстро по широкой дорожке, потом дорожка стала узенькая и они пошли медленно и осторожно. Гуляли наши пальчики и замерзли. Как нам пальчики согреть, как им помочь? (…)

- А помните, ребята, мы отпечатывали наши ладошки? Проходите и садитесь за столы. Давайте нарисуем пальчикам веселые глазки, улыбочки. Наши пальчики улыбаются друг другу – они все одна семья. (рисуют, воспитатель показывает на своем рисунке)

- А если они опять пойдут гулять и замерзнут. А ведь медведи не просто так пришли к нам в гости. Смотрите-ка, что они принесли! (шапочки) (воспитатель раздает детям корзинки с шапочками) А как вы думаете, почему шапочки разного размера? Для какого пальчика самая большая шапочка? (для большого) А для какого самая маленькая? (для мизинца).

Давайте оденем шапочки на пальчики! А чтобы шапочки не потерялись, мы их приклеим. Кто хочет, может дорисовать шарфики, курточки.

В конце занятия воспитатель подводит итог. Дети размещают свои работы на доске.

- Вот какие замечательные семейки пальчиков получились! Теперь пальчикам будет тепло гулять по улице (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).