Литературная гостиная "Послушайте!". Встреча с курским писателем И.Ф. Зиборовым

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Участники проекта: учащиеся 6а и 6в классов.

Цель проекта: исследование творчества писателя Ивана Федотовича Зиборова, развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, расширение круга чтения обучающихся, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Оборудование: выставка книг И. Ф. Зиборова; иллюстрации обучающихся к произведениям писателя; музыкальные фрагменты из “Пушкинского венка” Г. В. Свиридова.

Место проведения: актовый зал школы, дизайн – “литературная гостиная”.

На Всероссийский урок чтения приглашен И. Ф. Зиборов, писатель, публицист, лирик.

Дата проведения: 9 октября 2007 г.

Основное содержание

Встречу проводят ведущие (ученик, ученица) и учитель.

Слово учителя:

В огромном мире книг,
В огромном мире стихотворных строк
Однажды он случится – этот миг,
Когда ты скажешь: победил себя! Сильнее стал и смог
Я книгу прочитать! И я мудрее стал!
О книга! Чудо из чудес!
Ты кладовая знаний и добра,
Меня вознесшая до самых до небес,
Дочитанная мною лишь вчера,
Тобою удивлен и околдован...
Сегодня я встречаюсь с книгой новой!*

Дорогие друзья! Уважаемые гости нашей литературной гостиной! Сегодня нашим собеседником будет удивительный человек, наш писатель – земляк Иван Федотович Зиборов. И. В. Зиборов – член Союза писателей России, автор 14 книг прозы и поэзии. Здесь на выставке вы видите произведения писателя.

Ученица:

Рюкзак и удочка не втягость,
Иду вдоль берега реки
И вижу, как магнитом, Снагость
В себя вбирает родники.
Летом по небу клином гуси,
И ветер свищет под крылом,
И пахнет Пушкинскою Русью,
И на душе светло-светло.
Пусть не всегда (есть в сердце льдинки),
Но всем прогнозам вопреки
Под Рыльском, в Банищах, в глубинке,
Еще журчали ручейки.

Учитель: Поют ручейки – и льется живая вода. Сочиняет поэт – и звучит живое слово. Кто же он, Иван Федотович Зиборов?

Сообщение учащихся о писателе

1-й: Родился Иван Зиборов 19 июня 1939г. в с. Нижнее Гурово Советского района Курской области. Трудным было детство у всего послевоенного поколения ребятишек: и бедным, и голодным.

2-й: Но Ванюше всегда хотелось учиться, ходить в школу, с замиранием сердца слушать учителей.

1-й: И конечно же, не случайно он поступил в Курский госпединститут. Это был вполне осознанный выбор. После окончания вуза в 1963-1965 годах служил в Советской Армии, после службы работал учителем биологии, химии, географии в Демьяновской школе Орловской области.

2-й: Но всегда тянуло на Родину. А дома, известно, и небо синее, и солнце ярче, и песни звонче... Аромат медуниц сильнее, а главное – соловьи зовут!

1-й: Иван Федотович возвращается на Курщину в 1968г. Он уже не только учитель, он уже журналист-публицист (член Союза журналистов, 1965г.)

С 1982 по 2002г. работает собственным корреспондентом областной газеты “Курская правда”;

С 1985г. – Член Союза писателей СССР.

2-й: И. Ф. Зиборов – Почетный гражданин г. Курчатова, четырежды лауреат областной журналистской премии им. В. Овечкина, награжден “Серебряным пером” Союза журналистов России.

С 2005г. является Председателем Курчатовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

1-й: Вот такой замечательный, уважаемый человек сегодня у нас в гостях. (Аплодисменты)

Учитель: Иван Федотович, Вам слово!

И. Ф. Зиборов: Спасибо, дорогие ребята, что пригласили меня на свой урок. Вот услышал свою биографию и будто заново прожил жизнь. Кажется, совсем недавно написал:

Мне шестьдесят. Осталось мало жить.
И не нужны мне ни орел, ни решка...
Тревожусь: а успею ль застолбить
Еще одну хоть маленькую вешку?

И вот радуюсь: успел. Недавно вышла новая книга “Главный урок”. Это повесть для школьников, для таких, как вы и постарше. Вы сегодня послушаете меня, а я вас. Я еще продолжаю учиться, и для меня важно ваше мнение, отклики, оценки. Урок ваш необычно называется “По-слу-шай-те!” И очень правильно!

Слово литературному критику: В стихотворениях Ивана Федотовича столько любви и теплоты к живой природе, что кажется, мир оживает вокруг тебя.

Ручейки сбегают с горушки,
Ветерок пропах весной,
Но молчит сегодня скворушка,
Взял, как видно, выходной.

В Берендеевом царстве поэта все сказочно красиво. Все краски – яркие, все звуки – нежные. И все-все до боли знакомо: цветы, деревья, пчелы, птицы. Все живет, все говорит, спорит с тобою, радуется тебе или сочувствует... Оживает Берендеево царство, и ты, маленький его житель, начинаешь понимать: это моя родная земля, это моя малая родина.

Наш замечательный поэт посвятил Курской земле сотни проникновенных, задушевных строк.

Ученица:

С невысокого пригорка,
Взгляд прищуривши слегка,
Хорошо на речку Морквость
Посмотреть. Невелика.
В ивняковом ожерелье
От большой, видать, любви,
Затевают песнопенье
Зоревые соловьи.
В перещелках этих звонких
Слышен речки говорок
Про родимую сторонку,
Про отечества дымок.

Чтение стихотворений: “Ласточки”, “Какая ширь...” (Звучит музыкальный фрагмент из “Пушкинского венка” Г. В. Свиридова).

Учитель: Ласточки объявили весну! Душа проситься послушать музыку полей, чтобы освежить чувства, чтобы услышать новые звуки и наполнить ими взволнованное сердце. Умный, наблюдательный знаток природы, Иван Федотович подмечает самое, казалось бы, незаметное – простые травы, милые луговые цветы.

Чтение стихотворений:

***

Над долиной чибис кружит,
Перепелок перезвон,
У ромашки сто подружек,
Сколько девичьих имен!
Со своей Иван тут Марьей.
Вероника, чуть дыша,
Зверобоя очи карие
Изучает не спеша.
Положив не между прочим
Руку другу на плечо,
Засмотрелся колокольчик
На Венерин башмачок.

(1991)

***

Голову склонивши набочок,
Он на мир поглядывал уныло.
Что с тобой, Венерин башмачок?
Что-нибудь серьезное случилось?
Оскудела почва под тобой,
Доконали травяные хвори?
Может, дождь протопал стороной?
Может, стали холоднее зори?
В голосе не сдерживая дрожь,
Он промолвил, поклонившись низко:
- Ты какую песню запоешь
В “Красной книге”?

(1992)

Ученик: Венерин башмачок такое удивительное название получил за свои цветки, чуть склоненные набочок; светло-желтые цветки напоминают изящные женские башмачки. Может быть, именно такие носила Богиня любви Венера. Венерин башмачок – исчезающий вид, это растение занесено в “Красную книгу”.

Учитель: Тема охраны природы, защиты растений – одна из главных в творчестве

И. Ф. Зиборова. Как Вы пришли к ней, Иван Федотович?

Зиборов И. Ф. Неожиданно. Весной в майском лесу на знакомой поляне не увидел ландышей. Дошел в поисках до чащобы. “Так вот куда ты спрятался от людского многоголосья, от бензиновой вони, - сказал я цветку”. А в сердце словно кольнуло: измельчал стебелек, отступил, быть может, на свой последний рубеж... Вот здесь, я вижу, вы принесли “Красную книгу”, обязательно почитайте ее. Очень грустная книга. Читать ее будет невыносимо тяжело, от каждой ее страницы веет холодом и печалью, как если бы ты получил одновременно сотню телеграмм, в которых сообщается о безвременной кончине твоих близких родственников, друзей и товарищей.

Инсценирование сказки “Кто милее и краше?”

От автора: Заспорили между собой луговые цветы, кто из них милее и краше.

Ромашка: - Конечно же, я! Ромашка! Вы посмотрите, какой у меня заглядистый венчик. Без меня и луг не луг, и солнце не такое яркое и приветливое.

Вероника: - Но у тебя нет запаха! И гордишься ты одними ресницами! Весь запах на лугу от меня!

От автора: Душица скромно качнула фиолетовыми соцветьями и гордо добавила:

Душица: - Мои цветы тоже очень полезные, считаются лекарственными.

От автора: Зверобой вступил в спор:

Зверобой: - Я вот хоть и не ароматен, но тоже обладаю целительной силой. Сто болезней могу излечить.

От автора: Иван-чай долго стоял и помалкивал. Неужели не видно, что именно он раскрасавец парень.

Иван-чай: - Конечно, красавец! Одни листья чего стоят. Не то что у ромашки или вероники. И для чая пригож. А измельчи корни, добавь муки, испеки хлеб. Да ему цены не будет. Шиверкия, что ж ты молчишь? Они все вон как хвалятся!

Шиверкия: - А мне хвалиться нечем. Плакать хочется. Меня, шиверкию подольскую, занесли в “Красную книгу”...

От автора: Застыдились цветы, пригорюнились. Правду говорит шиверкия. Как бы самим не угодить в эту самую книгу.

Учитель:

Виновато
В ночь ненастную,
В сердце раненный печалью,
Я листаю “Книгу красную”,
Словно скорбный поминальник.
(1994г.)

Ученица: Когда читаешь такие строки, то всегда задумываешься: что могу сделать я, чтобы красота не исчезла.

Ученик: Что должны сделать все мы, чтобы природа преобразилась, восстановилась, чтобы мир вокруг нас расцвел яркими красками.

Ученица: Я думаю, нужно много знать, чтобы действовать.

Ученик: Я согласен с тобой. И хочу спросить: есть ли у тебя любимые произведения

И. Ф. Зиборова?

Ученица: Да. Мне нравятся поэтические этюды, в которых писатель открывает нам названия курских деревень, рек, лесов, лугов. Послушайте, какие необыкновенные названия у речек и речушек: Обеста, Амонька, Дублянка, Избица, Морквость, Цуканово-Бобрик. Наши одноклассники выучили стихотворения о них. Послушайте!

Чтение стихотворений учениками – по выбору.

Ученик: Мне нравятся стихотворения, посвященные Афанасию Фету. Фет некоторое время жил в курской Воробьевке, в своем имении. И Иван Федотович посвятил знаменитому русскому лирику вот такие строки:

Май уже клонился к лету,
Соловьи входили в раж.
Не спалось в то утро Фету,
Он ходил по кабинету
И брался за карандаш.
Рассказать, что солнце встало,
Что звенит в полях овес,
Что листва затрепетала
У раскидистых берез.
Мужики, щадя поэта,
Объезжали дом у лип,
Чтоб высоким думам Фета
Не мешал тележный скрип.

Учитель: Иван Федотович, я знаю, Вы написали несколько стихотворений, посвященных А. Фету. Что Вы сегодня нам прочитаете?

Зиборов И. Ф.:

Одно из последних:
Поднялся рано я, до свету.
В груди волненье не унять:
Пришел я поклониться Фету,
Букет невянок передать.
Шепчу его святое имя,
Сам, как и он, давно уж сед.
Не знаю, примет иль не примет,
Возьмет иль не возьмет букет.
Не отвлеку ль, не помешаю?
А сердце убыстряет прыть.
Стою у двери, не решаюсь
Ни приоткрыть и не открыть.

Чтение автором новых произведений (“Река Рыло”, о городе Рыльске, о древнерусских воинах из дружины Буй-Тур Всеволода, Рыльского князя; “Ода библиотекам”, стихи из “Детской страницы”.

Подведение итогов: учащиеся задают вопросы писателю, обмениваются впечатлениями по услышанным произведениям; писатель дает автографы.

Учитель: Спасибо нашему гостью за его добрые пожелания – напутствия; спасибо за поэтические строки, полные чистой родниковой воды, за книги – честные, волнующие, зовущие к хорошим делам.

Остаться в памяти людей
На год, на жизнь или века...
Остаться, чтобы каждый день
Растить в себе Че-ло-ве-ка!
Ты - человек, и ты силен!
Ты мал еще, но ты смышлен.
Вперед, мой юный друг, и тихо
Ты открывай страницы книги,
Как Пушкин открывал и Фет...
Мир книг заполнил интернет!
Но лучше поступают все же те,
Кто знает адреса библиотек!
О книга! Чудо из чудес!
Ты кладовая знаний и добра,
Меня вознесшая до самых до небес,
Прочитанная мною лишь вчера...*

*Горбуль Л. В., автор стихотворений “В огромном мире книг...” и “Остаться в памяти людей...”.

Список литературы.

  1. И. Ф. Зиборов. Башня Шамиля. Проза. Стихи. “Крона”, Курск 1997, 310с.
  2. И. Ф. Зиборов. Пора медосбора. Стихи, рассказы о природе. Курская городская типография, Курск, 1999, 136с.
  3. И. Зиборов. Главный урок. Повесть. Изготовлено: ЧП Жуков Д. М. г. Курчатов, 2006г. 160с.