Проблемное обучение деловому английскому языку.

Разделы: Иностранные языки


Научно-технический прогресс, сама логика развития общества на современном этапе предъявляют особые требования к процессу образования – как к содержанию обучения, так и к тем способам, которыми оно осуществляется. Инновационная деятельность может проводиться в следующих направлениях:

  • уточнение содержания изучаемых предметов;
  • улучшение технической оснащенности;
  • обеспечение более тесной преемственности в системе “Школа – вуз” с учетом национальных особенностей регионов;
  • такое построение курсов, которое обеспечивало бы четкость их построения, отражение в них последних научных достижений;
  • поддержание мирового стандарта в содержании образования;
  • введение в содержание образования такого материала, который способствует развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов [5].

Этим требованиям отвечает такая форма организации занятий, как проблемное обучение. Она способствует повышению эффективности обучения, делает возможным учитывать как перечисленные выше требования, так и индивидуальные особенности учащихся.

Одними из принципов педагогического процесса являются “создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания” [1]. Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.

Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

Вначале приведем педагогическую трактовку понятия. “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес” [2], “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей” [3]. Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению”. Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков” [1].

При рассмотрении особенностей проблемного обучения как формы организации учебных занятий в сравнении с традиционным объяснительно-иллюстративным обучениям следует отметить, что его целевыми ориентациями являются: приобретение знаний, умений, навыков (ЗУН); усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей. Классификационные параметры технологии проблемного обучения представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Классификационные параметры технологии

По уровню применения общепедагогическая
По философской основе прагматическая + приспосабливающаяся
По основному фактору развития биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная
По концепции усвоения ассоциативно-рефлекторная + бихевиористическая
По ориентации на личностные структуры ЗУН + СУД (способы учебной деятельности)
По характеру содержания обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая
По типу управления система малых групп
По организационным формам групповая, академическая + клубная
По подходу к обучающимся свободное воспитание
По преобладающему методу проблемная
По направлению модернизации активизация и интенсификация деятельности учащихся
По категории обучающихся массовая, все категории

Все проблемные ситуации классифицируются по различным основаниям:

  • по содержанию неизвестного X: X-цель, X-объект деятельности, X-способ деятельности, X-условие выполнения деятельности;
  • по уровню проблемности: I – возникают независимо от приемов, II – вызываемые и разрешаемые преподавателем, III – вызываемые преподавателем, разрешаемые студентом, IV – самостоятельное формирование студентом проблемы и решения;
  • по виду рассогласования информации: неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности;
  • по методическим особенностям: непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемные демонстрации, исследовательские лабораторные работы, проблемный фронтальный эксперимент, мысленный проблемный эксперимент, проблемное решение задач, проблемные задания, игровые проблемные ситуации.

Функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных [3].

В основе проблемного обучения лежит разработанный в психологии деятельностный подход. “Учение – это система познавательных действий учащихся. Учащийся выполняет внешнюю предметную и внутреннюю психическую деятельность. Вся его деятельность и условия, на нее влияющие, учитываются и упорядочиваются таким образом, чтобы у него эффективно образовывались желаемые качества”. Принципы организации эффективного учебного процесса обеспечивает, в частности, проблемное обучение, которое в психологии трактуется как “организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречия научного знания м способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания… В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося… Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестному учащемуся знания”[4]. Самостоятельность учащихся, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой – интериоризацию новых знаний, умений, навыков.

Теперь приведем пример проблемного задания, которое можно использовать на уроках по деловому английскому языку на старшей ступени обучения.

Для решения той или иной проблемы студентам должны уметь составлять деловую корреспонденцию, работать с различными видами документации. Студенты должны обладать навыками групповой и командной работы.

Предлагается следующий алгоритм работы:

  1. Предъявление проблемы;
  2. Изучение деталей задания по группам;
  3. Поиск совместного решения;
  4. Оформление выводов;
  5. Сравнение полученных решений с решениями, принятыми представителями компании.

При принятии решений студенты выполняют различные задания, предполагающие использование как рецептивных, так и перцептивных видов речевой деятельности в устной и письменной форме.

Topic 1. Business Activities. Dilemma: Exporting to Mexico

A British company, Systemax, manufactures and sells laboratory equipment to three main regions: Europe, North America and Asia Pacific. Systemax is entering a new export market in Mexico. Sales in Mexico are small at the moment, but the company expects a big increase in the next two years and hopes to expand further into South America during the next five years. Systemax has two export managers for the main regions: George Johnstone, North America; Linda McCade, Europe.

Now someone has to take responsibility for exports to Mexico. Is it better to give extra responsibility to George Johnstone or to Linda McCade? Or perhaps the company needs to find a third export manager?

The extra responsibility means travelling to Mexico (and in future, to countries in South America) several times a year and building good relationships with customers there. Mexico has a border with the US and, in terms of geography, could be part of the North America region. But its culture is very different from the US culture. It is in many ways more similar to the culture of Spain.

You are the Systemax directors and have to decide. Consider:

  1. What abilities and experience do George and Linda have?
  2. How much time does each have for extra responsibilities?
  3. Are they ready to increase the amount of travel abroad?

Task 1. Work in two groups. Look for the answers to the three questions above.

Group A: Find out more about George Johnstone.

George Johnstone

  • An excellent salesman. Has good relations with the customers in the US and Canada.
  • 32 years old and single. Keen to expand his area of responsibility.
  • Travels a lot on business to Mexico easily because it is close to US.
  • Doesn't speak Spanish and no experience in Spanish-speaking cultures.

Group B: Find out more about Linda McCade.

Linda McCade

  • Linda is an excellent manager. She is very good at planning and organising her work.
  • Speaks Spanish. Experience of Spanish – speaking cultures. Good relationships with Spanish customers.
  • Travels a lot on business. Mexico would mean longer flights.
  • 29 years old and married. Hopes to start a family in two to three years.

Task 2. Work in new groups of 4-6. Half of each group should be from Group A and half from Group B. Tell the others what information you have about George Johnstone or Linda McCade. Discuss the information and decide if it is a good idea to give extra responsibility to either George or Linda. Or you may decide to look for a third export manager.

Write it up. Write an email to either George Johnstone or Linda McCade, offering him/her the job and explaining why. Use these words in your email:

I'm writing to tell you that we would like to offer you the job of ... We think you are the right person for this job because ...

Decision. Read how Alistair Cross, a director of Systemax, Alistair explains the company's decision regarding responsibility for exports to Mexico. Compare your own decision with Alistair’s one.

Alistair Cross

George Johnstone is an excellent export manager and a very good salesman. But he doesn’t have experience of Mexico. When you start to do business in a new region, it’s very important to understand the culture. If you make mistakes, you can lose a customer. Linda has a lot of experience of doing business in Spain, and she knows something of South American cultures. She also speaks excellent Spanish. So we think that Linda is the best person to take responsibility for exports in Mexico. We know that she may not want to stay in the job for more than two or three years, so we are also looking for a new person to join the sales team – someone who speaks good Spanish and has a lot of experience of doing business in Latin America. Then if Linda wants to stop travelling, we will have someone who can take this role.

Отметим, что подобные проблемные задания целесообразно давать студентам на заключительных уроках по теме, когда они уже обладают достаточным запасом лексических и грамматических средств. Кроме того, при решении той или иной проблемы применяются и знания студентов по другим предметам, например, по экономике, географии и т.д.

При решении поставленной задачи студенты не стесняются говорить на английском языке, с удовольствием участвуют в спорах и дискуссиях. Как студенты, так и преподаватель получают удовольствие от занятия.

Список литературы

  1. Педагогика. Учебно-методическое пособие. Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар, 1992.
  2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С. Кукушина. М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2006.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  4. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.
  6. Christine Johnson. Intelligent Business. Pre-Intermediate. Longman, 2006.
  7. Irene Barral. Intelligent Business. Teacher’s Book. Pre-Intermediate. Longman, 2006.