Внеклассное мероприятие по физике. 7-й класс. "Физическая эстафета"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7


Организация мероприятия.

Проводится эстафета в актовом зале и содержит 9 этапов. Одним из этапов эстафеты является игра “Поиск клада”. Для проведения этого этапа необходимо подготовить 5 кабинетов. Один из них – кабинет физики, другой – кабинет информатики. В кабинете физики нужно приготовить лабораторное оборудование: пластилин, весы, разновесы, линейку (по два-три комплекта). В кабинете информатики на компьютеры учащихся выставить презентацию-кроссворд (Приложение 8). Во всех кабинетах должны находиться конверты с заданиями, письменные принадлежности, чистая бумага. К проведению этого этапа нужно привлечь старшеклассников, предварительно подготовив их.

В актовом зале ставят столы (для жюри, приборов и игр); учебное оборудование, переносную классную доску. Классы делят на команды по 11 человек. Организуют жюри. В состав жюри включить учителей-математиков, физиков, старшеклассников. Из числа наиболее подготовленных учащихся выбирают судей (их обязанность – фиксировать время и правильность выполнения заданий членами команды). Кроме этого, нужно подготовить ребят для проведения конкурсов со зрителями (Приложение 9) и двух-трех ведущих.

Каждая команда предварительно получает домашнее задание: 1. Придумать название, эмблему, девиз команды. 2. Обыграть в течение 3-5 минут одно из физических явлений: инерция; диффузия; гравитация; сложение сил; смачивание (количество явлений зависит от количества команд).

Цели и задачи.

  • Формирование познавательного интереса к физике.
  • Развитие логического мышления.
  • Формирование мировоззренческих взглядов на окружающий мир.
  • Формирование умения выстраивать план выполнения задания.
  • Формирование умений и навыков устной речи.
  • Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности.

Общее оборудование:

  1. Столы для жюри.
  2. На сцене: столы для лабораторного оборудования (2-3 штуки); столы, за которыми работают участники конкурсов (в зависимости от числа команд).
  3. Кубики с формулами (по количеству команд).
  4. Барабан, волчок (оборудование, которое необходимо для проведения VII этапа эстафеты).

Лабораторное оборудование (по числу команд):

Стаканы с водой; пустые стаканы; картофелины; ложечки; лабораторные динамометры; металлические цилиндры; камни с ниткой; мензурки; отливные сосуды; весы с разновесами.

Кабинеты для проведения игры “Поиск клада”:

  1. Кабинет № 1 (в нем находятся конверты с заданием № 1);
  2. Кабинет № 2 (в нем находятся конверты с заданием № 2);
  3. Кабинет № 3 (этим кабинетом должен быть кабинет физики, т. к. на этом этапе надо выполнить экспериментальное задание);
  4. Кабинет № 4 (этим кабинетом должен быть кабинет информатики, т. к. на этом этапе надо выполнить задание-кроссворд в компьютерном варианте);
  5. Кабинет № 5 (в нем находятся конверты с заданием № 5).
  6. Кабинет № 6 (в нем находятся конверт с письмом следующего содержания: О почтеннейшие! Поздравляю вас с победой! Клад, поиском которого вы так долго занимались, вы получите от председателя жюри, вручив ему свой маршрутный лист).

Ход эстафеты

Вступление

Звучит музыка “Марш физиков” В. Высоцкого. На фоне слайда № 1 (Приложение 6), начинает вечер первый ведущий.

1 ведущий. Наш сегодняшний вечер посвящен физике – одной из древнейших наук, науке, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науки интересной, увлекательной, могучей.

2 ведущий. Сильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звезды, люди говорят: “Физика – это здорово!” (слайд № 2).

1 ведущий. Полярники приветствуют первый атомоход, бороздящий воды Ледовитого океана: “Физика – это великолепно!” (слайд № 3).

2 ведущий. Пройдет несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: “Физика – это всемогуща!” (слайд № 4).

1 ведущий. Мы, собравшиеся на этот вечер, говорим: “Физика – это грандиозно! Она сумела сказку сделать былью!” (слайд № 5).

Звучит музыка “Марш физиков” В. Высоцкого.

Основная часть

1 ведущий. А проведем мы этот вечер в форме физической эстафеты, состоящей из нескольких этапов. Эстафета – это конкурс, а в любом конкурсе есть победители. В нашей эстафете определить победителей помогут жюри и судьи. Я их вам представляю (называют членов жюри и судей).

2 ведущий. В эстафете принимают участие команды 7-х классов. Поприветствуем их (звучит музыка о КВН, под звуки которой команды поднимаются на сцену).

1 ведущий. Перед началом эстафеты хочу остановиться на правилах и условиях ее проведения. Результаты работы на каждом этапе оцениваются по пятибалльной системе: за правильно выполненное задание ученик получает максимальное число баллов – 5; за работу, выполненную на 50% – 3 балла; если ученик не справился с заданием, но шел по верному пути – 1 балл. Поскольку игра носит характер эстафеты, то каждая команда получает баллы и за скорость работы: первая справившаяся с заданием – 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл. В конце соревнования результаты суммируются. Самая дисциплинированная команда получает еще 3 поощрительных балла, с недисциплинированной команды жюри снимает баллы.

2 ведущий. Начнем эстафету с визитных карточек, т.е. команды приветствуют друг друга, жюри и болельщиков. Первой начинает команда 7 А класса, затем 7 Б класса и т. д.

1 ведущий. Ребята, пока команды демонстрировали свои визитки, к нам пришло письмо и вот что в нем написано: “О, почтеннейшие и мудрейшие юные физики! Давным-давно в вашей школе я спрятал ценный для вас клад. Чтобы стать обладателем этого клада, его нужно найти. Путь поиска подскажет вам, если вы ответите на физические вопросы, волшебный лист, который я кладу в конверты. Не бойтесь трудностей, мои юные друзья! Вперед! Да помогут вам ваши знания по физике и смекалка!” (кладом может быть набор письменных принадлежностей, книги и т.д.).

2 ведущий. Ну что, друзья! Что же это за клад? Наверное, нужно принять участие в его поисках. А для этого я предлагаю от каждой команды выбрать трех самых достойных представителей, которые и отправятся в путь. Капитаны, выбирайте группы. И не забудьте в группах выбрать командира (играет музыка).

1 ведущий. Сейчас прошу подойти ко мне командиров выбранных вами групп. Они получат маршрутные листы (Приложение 5) и после этого вместе со своими помощниками идут в пункт № 1. А мы продолжаем нашу эстафету

I-й этап — “Знаешь ли ты формулы?”

2 ведущий. 1-й этап нашей игры называется “Знаешь ли ты формулы?”.

Участники команды поочередно подбегают к столу и бросают вверх игровой кубик <Рисунок 1>, на гранях которого изображены формулы, изученные в курсе физики 7-го класса. “Выпавшей” формуле, т.е. той, что окажется на верхней грани кубика после его “приземления”, каждый участник должен дать письменное объяснение на приготовленной заранее карточке (Приложение 10). На решение каждого задания отводится 2 минуты. Эту карточку у него забирает судья, а участник возвращается на свое место и передает эстафету другому участнику, который повторяет действия 1-го. И так до тех пор, пока вся команда не пройдет этот этап. На карточках обязательно нужно писать название команды и формулу, объяснение которой дает участник конкурса.

II-й этап — “Конкурс смекалистых”.

1 ведущий. Второй этап называется “Конкурс смекалистых”. На этом этапе решают качественные задачи (Приложение 1), позволяющие проверить умения применять знания на практике. Первый участник должен решить задачу и передать решение жюри. Вернувшись на место, он передает эстафету другому участнику и т.д. пока не будут решены все 8 задач. Решение также нужно выполнять на отдельной карточке, на которой указать название своей команды и номер задачи (Приложение 10). На решение каждой задачи отводится 3 минуты. Если участник не может решить задачу, то он так об этом и должен написать.

III-й этап — “Экспериментаторы”.

2 ведущий. На третьем этапе команды должны решить по четыре экспериментальных задачи на смекалку (Приложение 2) (каждую по два участника от команды). Задачи решают по тому же принципу, что и первые два этапа: выходят два участника, решают свою задачу на отдельной карточке (Приложение 10) и передают ее жюри, возвращаются на место, передают эстафету следующим двум участникам и т.д., пока не будут решены все задачи. На решение каждой задачи отводится 4 минуты.

IV-й этап — “Домашнее задание”.

1 ведущий. Каждая команда должна обыграть в течение 3-5 минут физическое явление.

V-й этап — “Волшебные кубики”.

2 ведущий. В этом конкурсе “Волшебные кубики” участвуют по 6 представителей от команды. Первый участник команды получает комплект из 4 кубиков и условие задачи (Приложение 3). Игрок должен сложить из кубиков соответствующий заданию рисунок установки для демонстрации какого-либо физического явления или его технического применения <Рисунок 2>. Объяснить письменно суть этого явления и передать объяснение жюри (Приложение 10). Вернувшись на место, он передает эстафету другому участнику и т.д., пока все участники не пройдут этот этап. На решение каждого задания отводится 3 минуты.

VI-й этап — “Стихи, картинки и физика”.

1 ведущий. Каждый участник команды должен подбежать к столу и для стихотворения (Приложение 11), текст которого я зачитываю, отыскать в стопке предложенных иллюстраций ему соответствующую <Рисунок 4>. Затем письменно дать краткий ответ на вопрос, содержащийся в стихах, на отдельной карточке (Приложение 10). На решение каждого задания отводится 2 минуты.

VII-й этап — игра “Знаешь ли ты физику?”

2 ведущий. В этом конкурсе участвуют капитаны команд. Конкурс проходит в виде игры “Что? Где? Когда?”. Прошу капитанов выйти на сцену и сесть за игровой столик. Судья вращает барабан и по стрелке волчка выбирает письмо с заданием (Приложение 4). Если участник конкурса, отвечает на вопрос неверно, он выбывает из игры. Играем таким образом до тех пор, пока не разыграем все письма (или пока не останется один из игроков, который и будет считаться победителем в этом конкурсе). Оценивается этот конкурс по пятибалльной системе, но только за правильный ответ. На обдумывание ответа отводится 30 секунд. Можно дать досрочный ответ и заработать дополнительно еще пять баллов. А начинает игру капитан той команды, которая набрала к этому моменту наименьшее количество баллов.

VIII-й этап. “Своя игра” (Приложение 7).

1 ведущий. Этот этап начинает команда, набравшая наименьшее количество баллов. Тему и “стоимость” вопросов выбирает капитан команды. На обдумывание дается примерно 30 с. При правильном ответе команда получает очки, равные “стоимости” вопроса и продолжает участие в гейме. Если ответ неверный, то отвечает ведущий или учитель, а в игру вступает другая команда. И так далее. На этот этап отводится 10 минут (либо пока не буду т разыграны все вопросы).

По завершении каждого этапа жюри подводит промежуточные итоги, по окончании игры – общее количество набранных баллов, объявляет победителей, вручает им дипломы.

После каждого этапа эстафеты проводятся конкурсы для зрителей (Приложение 9).

Задания к конкурсу “Поиск клада”

Пункт № 1.

Уважаемые искатели “клада”! Ответив на 6 предложенных ниже вопросов-заданий и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово-пароль. Составив слово-пароль, вы обращаетесь с ним к учителю (или старшекласснику-судье), который ответит на пароль словами “Вам очень нужны” и только после этого вы должны будете следовать дальше согласно маршрутному листу, т.е. в пункт № 2.

Вопросы-задания

  1. Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями (из ответа взять третью букву). (Газ).
  2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (взять из ответа четвертую букву). (Трение).
  3. Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном (взять из ответа четвертую букву). (Вода).
  4. Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел? (Взять из ответа вторую букву). (Инерция).
  5. Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением и являющуюся причиной изменения скорости тела? (Взять из ответа вторую букву). (Сила).
  6. Напишите название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга (взять восьмую букву ответа). (Диффузия).

Не забудьте отметить маршрутный лист у судьи! И записать в нем название пароля. Не забудьте также назвать этот пароль в пункте № 2 и получить на него ответ!

Пароль: знания

Пункт № 2.

Дорогие друзья! Перед вами четыре буквы: V, v, m, F, обозначающие физические величины. Назовите приборы, которыми можно их измерить. Из названия приборов возьмите указанные буквы (из первого слова – пятую, из второго – шестую, из третьего – вторую, из четвертого – третью, вторую и восьмую) и составьте слово-пароль. Составив его, всей командой идете к пункту № 3 согласно маршрутному листу. Обратитесь с этим паролем к учителю (или старшекласснику-судье), находящемуся в этом пункте. Он должен вам на него ответить – “Ценнейшее качество” и только после этого вы отправляетесь в пункт № 3.

Не забудьте отметить маршрутный лист у судьи! И записать в нем название пароля. Не забудьте также назвать этот пароль в пункте № 3 и получить на него ответ!

Ответы: мензурка, спидометр, весы, динамометр.

Пароль: умение.

Пункт № 3. (Этот этап проводится в кабинете физики).

О, почтенные! Вычислите плотность пластилина неправильной формы. Вместе с пластилином получите в кабинете весы, разновесы, линейку. Закончив работу, предъявите ее учителю (старшекласснику-судье), который должен выставить вам в маршрутном листе оценку за проделанную работу. Пароль — название физической величины, необходимой для расчета плотности вещества. После этого отправляйтесь к пункту № 4, согласно маршрутному листу. Там вы получите конверт № 4 с заданием.

Не забудьте отметить маршрутный лист у судьи!

Ответы:

  1. Вылепить из куска пластилина прямоугольный параллелепипед.
  2. Измерить его длину, высоту и вычислить объем по формуле:
  3. V = a·b·c.

  4. Измерить с помощью весов массу пластилина. Рассчитать его плотность по формуле:

= m/V ( 1,2 г/см?).

Пароль: масса.

Пункт № 4. (Этот этап проводится в кабинете информатики. На компьютеры учащихся установить презентацию Приложение 8).

Дорогие друзья! Вам предстоит разгадать кроссворд. В выделенных вертикальными линиями клетках нужно прочитать название прибора. Это и будет пароль, который позволит вам перейти к следующему пункту. Обратитесь с этим паролем к человеку, находящемуся в этом пункте. Он должен вам на него ответить – “Необходим для измерения атмосферного давления” и только после этого вы можете приступить к выполнению очередного задания.

Не забудьте отметить маршрутный лист у судьи! И записать в нем название пароля. Не забудьте также назвать этот пароль в пункте № 5 и получить на него ответ!

Пункт № 5.

Дорогие друзья! С помощью написанной на квадратном листе записки с таинственными символами и дешифратора <Рисунок 3> с прорезями и вырезом вы должны составить слово-пароль. Для этого необходимо наложить дешифратор на записку и поворачивать записку до тех пор, пока в окнах-прорезях получите формулу соответствующую первому заданию. При таком положении в правом нижнем углу (вырезе) дешифратора прочитайте первую букву слова-пароля. Затем повторите все действия применительно ко второму заданию и т.д.

Задания.

  1. Формула для расчета скорости тела при равномерном движении.
  2. Формула, пользуясь которой определяют давление.
  3. Формула для нахождения плотности вещества.
  4. Формула, по которой можно рассчитать массу тела.

Составив слово-пароль, запишите его в маршрутный лист и переходите к пункту № 6. Скажите пароль человеку, который будет находиться в этом пункте. Он должен ответить – “В жизни необходим” и передать вам конверт № 6, прочитав запись в этом конверте, вы узнаете где находится “клад”. Затем вместе с этим конвертом возвращаетесь в актовый зал и передаете его в жюри.

Пароль: опыт.

Литература

  1. Горев Л. А., Занимательные опыты по физике в 6–7 классах. Пособие для учителей. — М.: “Просвещение”, 1977.
  2. Билимович Б. Ф., Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. — М.: “Просвещение”, 1977.
  3. Ланин И.Я., Внеклассная работа по физике. — М., “Просвещение”, 1977.
  4. Лукашик В. И., Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2006.