Интеллектуальная игра для учащихся 9–11-х классов, посвященная 60-летию снятия блокады Ленинграда

Разделы: Внеклассная работа


Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Правила игры:

  • Игра состоит из 3-х туров, которые имеют смысловые названия: 1-й – “Защитный рубеж”, 2-й – “Жизнь и героизм блокадного Ленинграда”, 3-й – “Прорыв”;
  • Времени на обсуждение даётся 30 секунд;
  • За правильный ответ команда получает 1 балл;
  • В 1-м туре за правильный ответ команда получает жетон, который в случае затруднения можно и нужно использовать только во 2-м туре;
  • Игра может проводиться с помощью экспертов (руководителей команд, которые находятся в чужих командах и фиксируют ответы команд), либо через передачу ответов непосредственно жюри. В зависимости от выбора варианта игры жетоны выдают либо эксперты, либо выдаёт жюри по окончании 1-го тура;
  • Команды имеют право во 2-м туре обратиться к взрослым, находящимся в зале, за исключением ведущего и членов жюри;
  • В 3-м туре играют команды и представители от команд, таким образом, за каждый правильный ответ команда может заработать 2 балла.

Ведущий: Мы начинаем игру, посвящённую героической странице периода Великой Отечественной войны – снятию блокады Ленинграда. 1-й тур называется “Защитный рубеж”. За каждый правильный ответ команда получает жетон, который можно использовать во втором туре.

Вопросы 1-го тура.

1. 9 сентября 1941 г. Сталин вызвал Жукова к себе и сказал: “Очень тяжёлое положение сложилось сейчас под Ленинградом, я бы сказал, положение катастрофическое”. Жукову стало ясно, что Сталин явно клонил к тому, что ликвидировать ленинградскую катастрофу, наверное, лучше всего сможет он, Жуков. Понимая, что Сталин уже решил послать его на это…, Жуков сказал, что готов поехать командующим Ленинградским фронтом.

Сталин, как бы пытаясь проникнуть в состояние Жукова, снова произнёс те же слова, внимательно при этом глядя на него:

- А если это…?

Жукова удивило такое повторение.

О чём подумал Жуков, а Сталин произнёс?

Ответ: Безнадёжное дело.

2. Прилетев в Ленинград и подъехав к Смольному, Жуков с удивлением обнаружил, что его не ждали, к тому же дежурный не пропускал его.

Чем дежурный объяснял то, что он не может пропустить Жукова?

Ответ: Нет пропуска.

3. Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают “игрушки” для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук.

Что за “игрушки” делали в мастерской Мариинского театра?

Ответ: Макеты танков.

4. 5 сентября 1941 г. фельдмаршалу фон Леебу, командующему группой армий “Север”, действующих в направлении на Ленинград, исполнилось 64 года. Гитлер поздравил его и подарил щедрый подарок – 250 тыс. марок. С этим известием к Леебу прибыл специальный офицер от Гитлера, который должен был поздравить фельдмаршала и первым передать Гитлеру важное сообщение.

Какое сообщение должен был сделать этот офицер?

Ответ: О взятии Ленинграда.

5. Фельдмаршал фон Лееб, писал Гитлеру, что Ленинград сильно укреплён и представляет собой уже не город, а настоящую крепость, и не просто сухопутную крепость, а …

В какую крепость был превращён Ленинград, по мнению Лееба?

Ответ: Сухопутно-морскую.

Ведущий: 2-й тур нашей игры называется “Жизнь и героизм блокадного Ленинграда”. Правила второго тура: команда может спросить правильный ответ у любого взрослого человека, находящегося в зале, за исключением жюри и ведущего, столько раз, сколько жетонов она заработала в первом туре.

Вопросы 2-го тура.

1. Летом 1942 г. на стадионе им. Кирова состоялся футбольный матч. Ленинградцы считали, что этим матчем они нанесли сильнейший удар по немцам, даже сильнее бомбёжки.

На чём основывалось это мнение?

Ответ: Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке.

2. Из дневника Веры Инбер: “Немецкий лётчик, раненый, придя в сознание, спрашивает, где он. Узнав, что в Ленинграде, в госпитале под знаком Красного Креста, умоляет, чтобы его перевели в другое место.

- Но ведь это госпиталь… Красный Крест.

- Вот именно поэтому. Это особенно опасно”

Чем немецкий лётчик аргументировал, что в госпитале опасно?

Ответ: “Наши лётчики специально бомбят русские госпитали”.

3. В то время как люди от голода умирали на улицах Ленинграда, руководители города, все приписанные к столовой Смольного, сотрудники НКВД получали нормальное питание. Во время блокады продолжала работать особая пекарня, где выпекались сдобные булки, пирожные, белый хлеб.

Чем объясняли такую ситуацию официальные работники?

Ответ: “Пекари даже в условиях блокады не должны терять своего мастерства”.

4. Почему в годы войны значительная часть сокровищ ленинградских музеев была спрятана в самом заметном для фашистских лётчиков и артиллеристов здании – Исаакиевском соборе?

Ответ: Купол Исаакиевского собора являлся идеальным ориентиром для пристрелки немецких орудий.

5. Наблюдения за оставшимися в Ленинградском зоосаде животными во время блокады дали весьма интересный результат. Так, например, лисиц, хорьков, горностаев, коршунов, грифов можно было накормить растительным фаршем, смочив его отваром из старых костей или сдобрив его незначительным количеством крови. Но уссурийские тигры, орлы, филины, совы такую смесь не ели. Работникам зоосада удалось найти способ накормить таких животных этой же смесью, прибегнув к действию сильных зрительных раздражителей. Какой приём придумали работники Зоосада, чтобы накормить животных?

Ответ: Смесью наполнялась и затем зашивалась пустая шкурка какого-либо зверька, например, кролика, и такую бутафорскую добычу хищник съедал всю.

6. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора?

Ответ: Огород.

7. В ассоциации “Мир – детям мира!” при Советском комитете защиты мира возник вопрос: чьи имена могли бы осветить её ежегодные премии? Чьи жизни? Дети из разных стран назвали 3 имени, ставшие символами недетского мученичества, недетской отваги: Садако – варварское использование гениальных научных открытий в Хиросиме, Анна Франк – ужасы шовинизма…

Назовите третье имя.

Ответ: Таня Савичева.

8. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Как их называли?

Ответ: “Подснежники”.

9. На “Невском пятачке” была особенная огневая точка. Внешне она ничем не отличалась от других, если бы не верёвка. Обыкновенная верёвка, не толще большого пальца, длиною метра в 2, переброшенная через перекладину жердяного навеса. Нижний её конец тлеет незаметным огоньком, распространяя чуть ощутимый аромат каких-то засушенных цветов.

Как бойцы называли эту точку за скромный, никогда не угасающий осадный огонёк, необходимый всем курильщикам, не обеспеченным спичками?

Ответ: “Дай прикурить”.

10. Было в блокадном Ленинграде и бесчувствие, была чёрствость, воровство, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих.

Закончите высказывание, которое употребляли воры, обшаривая умирающих людей. “Умирать-то умирай, только…”

Ответ: “…карточки отдай”.

11. О каком произведении искусства одна из зарубежных газет написала: “Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, непобедима!”

Ответ: Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.

12. Михаил Кураев, эвакуированный со своей матерью и братом в 1942 году, в своих воспоминаниях пишет: “Ленинград мама не защищала и потому, естественно, медали “За оборону Ленинграда”, в отличие от своих родственников, удостоена не была. До лестного звания “ЖБЛ” просто не дожила”.

Что такое “ЖБЛ”?

Ответ: “Житель блокадного Ленинграда”.

13. В январе 1943 г. Илья Эренбург писал, что немцы вошли в Париж, как в гостиницу, и так же хотели разместиться в Зимнем дворце или в “Астории”. Но советские воины их разместили в другом месте. Где?

Ответ: В земле.

14. Реальная действительность заставляла Сталина пересмотреть свою религиозную политику во имя борьбы с фашистской Германией. Прекратились аресты священнослужителей, открывались церкви, в государственных типографиях печатались послания митрополитов. Характерным фактом стало снятие в 1942 г., в первую военную Пасху, запрета на ночной крестный ход вне храма.

Чем регулярно снабжались православные приходы Ленинграда даже в голодную зиму 1941/1942 года для совершения одного из таинств?

Ответ: Вином и мукой. Для причащения богомольцев.

15. Нил Николаевич Беляев в своих воспоминаниях описывает, как однажды его уставшего, больного до дома довела женщина: “Она взяла меня под руку. Я обхватил её за плечо. Постепенно – постепенно, значит, добрели до дома. Подняла она меня, так сказать, по лестнице до третьей площадки. Позвонила”.

Как она могла позвонить, если не было электричества?

Ответ: “За дёргалку”.

Ведущий: 3 – ий тур, который получил название “Прорыв”, будет играться по следующим правилам: на сцену приглашаются по одному представителю от команды. Они отвечают на вопросы индивидуально. Ответы называют ведущему игры. Команды отвечают так же, как и в предыдущих турах. Таким образом, за правильный ответ команды могут получить по 2 балла.

Вопросы 3-го тура.

1. О.Берггольц в “Февральском дневнике” писала:

Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То Армия рвала (2 слова пропущены)
Вела огонь по нашему врагу.
Что рвала армия?

Ответ: Кольцо блокады.

2. 17 января 1943 г. немецкое командование решило вывести свои войска из Шлиссельбурга. Наши части преградили им путь. Тысячи вражеских солдат и офицеров так и не смогли вырваться из мешка, в который их загнали.

Именно в это время волховчане захватили неизвестный ранее танк. Большая, мощная машина шла к Шлиссельбургу навстречу выходившим оттуда частям. Наши артиллеристы открыли по ней сильный огонь, но машина продолжала идти, снаряды не пробивали её броню.

Так и прорвался бы танк, но нервы механика-водителя не выдержали. Он свернул на заболоченное поле, машина стала вязнуть, погружаться в торфяную жижу.

Вскоре трофейную машину вытащили. Она очень заинтересовала наше командование. Редкий трофей отправили в Москву, где его внимательно изучили. С помощью таких танков Гитлер рассчитывал изменить ход войны.

Что это был за танк?

Ответ: “Тигр”.

3. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать?

Ответ: “Дорога Смерти”.

4. На самом берегу Ладожского озера, у Вагановского спуска, расположен один из памятников, посвящённых “Дороге Жизни”. Центральное сооружение памятника - выполненная в современной манере разомкнутая арка.

Как называется этот памятник?

Ответ: “Разорванное кольцо”.

5. Как называется стихотворение Павла Булушева, фрагмент которого вы услышите?

Черное небо вспорото
Сабельным взмахом ракет.
Небо великого города
Окрашено в разноцвет.
Вьюжится, вьюжится, вьюжится,
Огненный снегопад.
В огненном вальсе кружится
Праздничный Ленинград.
И я – со товарищи – рядом,
Сбросив на снег шинель,
Развешиваю над Ленинградом
Праздничную шрапнель.

Ответ: Салют.

Литература:

  1. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М. 1990.
  2. Дети военной поры. М. 1988.
  3. Венок славы. Т. 3. Подвиг Ленинграда. М. 1980.
  4. Летопись Великой Отечественной войны. М. 1985.
  5. Карпов В. В. Маршал Жуков. М. 1998.
  6. Колосов Н. Здравствуй, музыка! М. 1964.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. XX век. М. 1995.
  8. Родина. 2003. №1.
  9. Хрустальная Сова-2. Интеллектуально-игровые программы турнира старшеклассников на призы Управления образованием мэрии. Новосибирск. 2000.