Реализация личностно-ориентироваанного обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Каждый ребенок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой можно писать что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить все, что ни пожелаешь. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когда-либо позже.

Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю  жизнь». Понятно, что ученик современной школы должен  прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Образовательный же процесс обязан открывать и стимулировать личностный потенциал школьника. Сегодня гораздо большее значение имеют:

  • способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;
  • умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
  • умение определять, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;
  • умение находить новую недостающую информацию;
  • умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
  • умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой.

Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс – учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста.
Раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования. Выражения «уметь учиться», «готовность к саморазвитию», «самореализация личности» можно прочитать в статье и нормативном документе, услышать в любой аудитории, где педагоги и психологи обсуждают проблемы современного образования. Однако всегда ли мы понимаем смысл этих слов, а главное – владеем ли методами организации образовательного процесса, которые сделают эти высокие слова реальной практикой?
Сегодня идея личностно-ориентированного образования принята массовой начальной  школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Поэтому направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является школьная самостоятельность (умение учиться).

Одной из задач личностно-ориентированного обучения является изучение личности ученика в образовательном процессе. Какой интеллектуальный маршрут возможен у ребенка, ответить может только школа, особенно начальная. Именно в начальной школе ученик проявляет избирательность и склонность к тем или иным учебным предметам, определяется  в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта. Формируется свой, субъективный темп развития. Однако самореализация личности ученика может проходить и стихийно, если не создавать для этого условий и не управлять этим процессом. Личностно-ориентированное обучение рассматривает такой тип обучения, который не противоречит психологическому статусу ребенка, т. е. его возможностям, склонностям, интересам.
Выделяются несколько аспектов личностно-ориентированного образования: мотивационно-ориентационный, содержательный, организационный и оценочно-результативный. Они неразрывно связаны с учебной деятельностью ученика.

В школу ребенок приходит не просто со знаниями. Здесь он раскрывается как личность с уже имеющимися у него психофизиологическими возможностями, с присущим ему мироощущением. Задача педагога все это выявить, направить в социально значимое русло, обеспечить динамику индивидуального развития с опорой на исходные данные ученика. При этом эти данные не подгоняются к определенной мерке, не сравниваются с возможностями другого ученика, а рассматриваются как данность, необходимая школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. При этом знания нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых учебных задач. Поэтому так важно научить добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), дать возможность решать учебную задачу творчески. Научить контролировать и оценивать свои знания и умения, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чем-либо и при необходимости – обращаться за помощью, т. е. сформировать умение осуществлять рефлексию, необходимую для ответа на первый вопрос самообразования «Чему учиться?».
Умение применять полученные знания невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому так важно развивать мотивацию учебной деятельности. Чтобы все дети были успешны в обучении важно не принуждать, а мотивировать их деятельность. В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знаний о собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от простого старательного ученика к человеку, умеющему учиться. Чаще всего в начальной школе преобладает репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, т.е., знания, даются в виде готового образца. Такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
  • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;
  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих задач;
  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению, без чего невозможны ни успешное обучение, ни самообучение. Сравним два приема обучения. Один – весьма распространен. При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова», учитель пишет на доске слова и объявляет правило. Затем учащиеся это правило повторяют и записывают соответствующие слова. А вот другой ход урока. Учитель пишет на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в корне слова, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные.  «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» Ответ очевиден: не знаем правило написания. Теперь настало время познакомиться с правилом, знать его необходимо, чтобы писать без ошибок. После этого можно писать слова, каждое слово анализировать и подчеркивать правильное написание.

Если ребенок может отделять известное от неизвестного, видит те задачи, которые необходимо определить, то это значит, что у него начали складываться основы учебной самостоятельности. При таком обучении принципиально изменяется позиция ученика. Он становится исследователем, организатором своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец, а активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы. Педагог же должен продумать не только то, какой материал сообщить, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъективном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственного жизненного опыта. При этом обсуждать детские предположения надо не в жестко оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются, предлагают, не боясь ошибиться, свои версии. Роль учителя – способствовать выражению учениками своих точек зрения. Тем самым формируется коллективное знание, которое сам открыл для себя, а не просто воспроизведение готовых образцов.
Так на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с названием произведения, и учитель предлагает задание: «Выскажи предположение, о чем будет предлагаемое произведение». Учащиеся высказывают свои версии, мнения, и уже после знакомства с содержанием можно будет проверить истинность своих предположений.
Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. При этом роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, направляет, но для учащихся он – равноправный партнер по учебному общению.
Такое построение обучения позволяет учащимся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, исправить ее, а это есть личностно-значимая познавательная деятельность, которая проявляется в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Такой урок способен развивать творческий потенциал учащихся, требуя от них и учителя диалоговой формы включенности в деятельность, когда каждому есть что сказать. «Ущербность» начинает исчезать, потому что высказанное мнение становится важным в совместном поиске истины. В этом случае педагог вынужден отказаться от монологичности, авторитарности в подходе к ученику. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень учебной самостоятельности.
Так на уроках «Окружающего мира» (УМК «Гармония», автор О.Т.Поглазова) при изучении темы «Вода на Земле» учащимся предоставляется возможность с помощью графической опоры в виде цветовой диаграммы  путем размышления самим изучить важную тему. Учитель вывешивает графическую опору и предлагает подумать, о чем можно рассказать с помощью таких рисунков. В ходе обсуждения учащиеся отвечают:  сушей или водой занята большая часть земной поверхности? Какой воды на Земле больше: пресной или соленой? Где находятся запасы пресной воды?

Дети изучают важную тему в процессе самостоятельного решения логических задач и коллективного обсуждения графической опоры. К запоминанию, к логическим выводам они идут от воображаемой ситуации, от предвидения, от самостоятельной работы с графической опорой, а не просто с текстом учебника.
Для привлечения самостоятельности и инициативности младших школьников как проявления личностно-ориентированного обучения является предоставление им возможности в системе альтернативных образов. Например, в учебнике «Математика» для 2 класса (автор Истомина Н. Б.) два постоянных героя – Миша и Маша – по-разному решают одну и ту же проблему (один – правильно, другой – неправильно, рационально и нерационально), и дети имеют право доказать правильность любого решения. Таким образом, учащиеся могут добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ. При этом очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить учащимся: «Неверно», «Ты плохо подумал», «Твой ответ неправильный», они заменяются личностно-значимыми и уважительными: «Ты так считаешь», «Это твое мнение», что повышает личностную самооценку и самоконтроль учащихся, являющимися важными составляющими контролирующей и оценочной деятельности ученика.
Как эффективнее развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку? Можно использовать следующие приемы: не исправлять допущенную ребенком ошибку, а только подчеркнуть слово, в котором она имеется, Ребенок должен найти место, где он совершил ошибку и самостоятельно ее исправить. Хороший прием по русскому языку – письмо с «окошками»: если не знаешь, какую букву писать, ставь «окошко» (пропуск). Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьников – осознание своего незнания и стремление его устранить. Можно использовать прием выбора сложности того или иного задания. Сам ученик выбирает уровень сложности, тем самым, самостоятельно оценивает свои возможности. Не страшно, если у ребенка не сразу получится выбор, адекватный его умениям. Задача учителя, придти ученику на помощь, дать нужный совет, создать условия для активизации каждого ученика.

Все это создает основу для внешней и внутренней дифференциации. Внешняя дифференциация реализуется через распределение на группы по предметной избирательности, уровню овладения программой, по способностям. При этом учитель основывается на внутреннюю дифференциацию, при которой в классе создается единая, но разнообразная образовательная среда. А учащиеся сами могут определить доступный им уровень, что позволяет создавать на уроке атмосферу доброжелательности, ориентироваться в общении не только на более подготовленных учеников, а включать каждого в тематику урока, поощрять инициативу, самостоятельность, творчество, независимо от их успеваемости, укреплять уверенность учащихся в своих силах.

В своей книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» Ш.А.Амонашвили определяет технологию личностно-ориентированного процесса. «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему «со-радость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку» и т. п.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста.